Образовательная программа учебного предмета «Химия» основной образовательной программы основного общего образования


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖД Е НИЕ ИЛЬИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №26 « УТВЕРЖДАЮ» Д иректор МОУ Ильинская СОШ №26 ____ __________ / Садкова Н.Н ./ «______» ____ _ ________ 201 5 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬН АЯ ПРОГРАММА УЧЕБНО ГО ПРЕДМЕ ТА «ХИМИЯ» основной образовательной программы основного общего образования для 8 - 9 классов . Ильинский, 2015 2 Образовательн ая п рограмма учебно го предмета Химия разработана на основе Федерального государственного образовательного станд а рта (далее – ФГОС) о сновного общего образования . Разработчик: Капин А.В ., учитель биологии Муниципального образовательного учреждения «Ильинская общеобразовательная школа №26» . Рассмотрено на заседании Методическо й комиссии Муниципального образовательного учреждения Ильинская общеобразовательная школа №26 . «___»____________20_______ Эксперт (ы) от работодателя _____________________________________________________ _______________ ________________________ ____________________________________________ «____»____________201 5 3 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧ ЕБНО ГО ПРЕДМЕТА 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАН ИЕ УЧЕБНО ГО ПРЕДМЕТА 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ П РОГРАММЫ УЧЕБНО ГО ПРЕДМЕТА 20 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТА ТЫ ОСВ ОЕНИЯ ПРЕДМЕТА 26 4 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБН ОГО ПРЕДМЕТА Химия 1.1. Область применения программы Образовательн ая п рограмма по химии составлена на основе Фундаментального ядра с одержания общего образования и т ребований к результатам основно го общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей об уча ю щихся. Образовательн ая программа по химии для 8 - 9 классов с оставлена на основе:  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;  Фундаментального ядра содержания общего образования;  Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образован ия, представленных в федеральном государств енном образовательном стандарте общего образования второго поколения;  Примерной программы основного общего образования по химии;  Программы развития и формирования универсальных учебных действий;  Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности. В образовательно й программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Программа выполняет две основные функции: Информационно - методическая функция позволяет всем участникам образовательног о процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития об уча ю щихся средствами данного учебного предмета. Организационно - планирую щая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации 1.2. Место пре дмета в структуре основной образовательной программы: Предмет входит в предметную область Естествознание . Особенностью содержания курса «Химия» являются то, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряд у изучения естественнонаучных дисциплин. Данная необходимость освоения объясняется тем, что школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным 5 мышлением. Обу ча ю щимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: биологии, физики, сформировались умения анализировать, вести наблюдения, сравнивать объекты наблюдения. 1.3. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета : Изучение химии должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду. Изучение химии направлено на достижение следующих целей:  освоение важнейших знаний об основных п онятиях и законах химии, химической символике;  овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;  развитие познавательных интересов и и нтеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;  воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознани я и элементу общечеловеческой культуры;  применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящ их вред здоровью человека и окружающей среде. Общая характеристика учебного предмета. В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от стро ения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процесс ах, протекающих в окружающем мире. Теоретическую основу изучения неорганической химии составляют атомно - молекулярное учение, периодический закон Д.И.Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекания хими ческих реакций. В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту. В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом вед ущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемы е в процессе изучения химии, проявляются в признании: 6  ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;  ценности химических методов исследования живой и неживой природы. Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания ку рса химии позволяет сформировать:  уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;  понимание необходимости здорового образа жизни;  потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;  созидател ьный выбор будущей профессиональной деятельности. Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей , основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса спо собствуют:  правильному использованию химической терминологии и символики;  развитию потребности вести диалог, выслушивать мнений оппонента, участвовать в дискуссии;  развитию умения открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Результат ы обучения Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:  формирование чувства гордости за российскую науку;  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню ра звития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к об учению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;  формиров ание коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;  формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безоп асного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;  формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; 7  формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;  развитие готовности к решению творческих зада ч, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (уч ебная поисково - исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т.д.); Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;  выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;  работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.  о бнаруживать и ф ормулировать учебную проблему под руководством учителя.  с тавить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.  самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориент иров действия в новом учебном материале.  планировать ресурсы для достижения цели. Выпускник получит возможность научиться:  самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.  с амостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.  при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.  выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.  адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в р азличных сферах самостоятельной деятельности. 2. Познавательные УУД:  анализировать, сравнивать, классифициров ать и обобщать факты и явления;  в ыявлять причины и с ледствия простых явлений;  о существлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основан ия и критерии для указанных логических операций;  с троить логическое рассуждение, включающее установлен ие причинно - следственных связей; 8  с оздавать схематические модели с выделением сущ ественных характеристик объекта;  с оставлять тезисы, различные виды п ланов (простых, сложных и т.п.);  п реобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);  у меть определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализирова ть и оценивать её достоверность;  осуществлять расшире нный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;  с читывать информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источ ника, содержащего их толкование;  с оздавать м одели и схемы для решения задач;  п ереводить сложную по составу информацию из графического или символьного п редставления в текст и наоборот;  у станавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, я влений, процессов;  у частвовать в проектно - исследовательской деятельности;  проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  давать определение по нятиям;  устанавлив ать причинно - следственные связи;  обобщать понятия, осуществляет логическую о перацию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;  осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии дл я указанных логических операций;  строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания) ;  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;  объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;  объяснять явления, процессы, связ и и отношения, выявляемые в ходе исследования;  з нать основы ознакомительного чтения;  з нать основы усваивающего чтения;  у меть структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий) ;  ставить проблему, аргументировать её актуальность;  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. 9 3. Коммуникативные УУД:  с амостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цел и, распределять роли, догов ариваться друг с другом и т.д.);  с облюдать нормы публичной речи и р егламент в монологе и дискуссии;  п ользоваться адекватными речевыми клише в монологе (публичном в ыступлении), диалоге, дискуссии;  формулировать собственное мне ние и позицию, аргументирует их;  к оординировать свою позицию с позициями партнёров в сотр удничестве при выработке общего;  устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;  спорить и отстаивать свою позицию не вр аждебн ым для оппонентов образом;  осуществлять взаимный контроль и оказывает в сотрудни честве необходимую взаимопомощь;  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;  определять цели и функции участников, способы взаимодействия; пл анировать общие способы работы;  у меть работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодейст вие со сверстниками и взрослым и;  учитывать разные мнения и интересы и о босновывать собственную позицию. Выпускник получит возможность научиться:  продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конф ликтов;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);  владеть монологической и диалогической формами ре чи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;  следовать морально - этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличнос тного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. Предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:  осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, компоненте общей культуры и практической деятельности человека в условиях возрастающей «химизации» многих сфе р жизни 10 современного общества; осознание химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;  овладение основами химической грамотности: спосо бностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения з доровья и окружающей среды;  формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии на уровне, доступном подросткам;  формирование умен ий устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире атомов и молекул, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также обусловленность применения вещес тв особенностями их свойств;  приобретение опыта применения химических методов изучения веществ и их превращений: наблюдение за свойствами веществ, условиями протекания химических реакций; проведение опытов и несложных химических экспериментов с использован ием лабораторного оборудования и приборов;  умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;  овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме ( в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.);  создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общ его образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета : максимальной учебной нагрузки обучающегося 1 90 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебно й нагрузки обучающегося 1 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 54 часа . 11 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО ГО ПРЕДМЕТА 2.1. Учебно - тематическое планирование № п/п Наименование разделов и тем Всего ча сов В том числе на: Примерное количе ство часов на са - мостоятельные работы учащихся уроки лабораторные и практические работы контроль ные работы I Основные понятия химии (уровень атомно - молекулярных представлений) 5 5 39 15 1 20 1 Предмет химии. 6 3 3 0 2 2 Первоначальные химические понятия. 1 0 8 2 0 2 3 Оксиды. 8 6 2 0 4 4 Кислоты и соли. 1 1 7 3 1 5 5 Вода. Основания. 1 2 9 3 0 5 6 Естественные семейства химических элементов. 8 6 2 0 2 II Периодический закон и периодическая система химических элемен тов Д.И. Менделеева. Строение вещества. 25 23 1 1 10 7 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. 15 14 0 1 5 8 Химическая связь. 10 9 1 0 5 III Многообразие химических реакций. 25 19 5 1 10 9 Клас сификация химических реакций. 12 9 2 1 5 10 Химические реакции в водных растворах. 13 10 3 0 5 IV Многообразие веществ. 2 6 2 0 5 1 1 4 11 Неметаллы. 1 3 1 1 2 0 7 12 Металлы. 1 3 9 3 1 7 Итого: 1 36 110 26 4 5 4 12 2.2. Темати ческий план и содержание учебног о предмета Химия Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная рабо та обучающихся, проект ная работа (если предусмотрены) Объем часов Характеристика основных видов деятельности обучающегос я 1 2 3 4 Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно - молекулярных представлений) 5 5 Тема 1. Предмет химии . 6 Различать предметы изучения естественных наук. Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций. Разделять смеси. Изучать строение пламени. Предмет химии как науки. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение. Описание хода эксперимента и результатов наблюдений. Оборудование школьной химической лаборатории. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Источники химической информации: химическая литература, интернет. Очистка веществ. Физические явления и химические реакции. Условия протекания химических реакций. Демонстрации: Образцы лабораторно го оборудования и приемы безопасной работы с ним. Чистые вещества: сера и железо и их смесь. Разделение смеси серы и железа. Разделение смеси речного песка и поваренной смеси. Нагревание сахара. Нагревание парафина. Горение парафина. Взаимодействие раствор ов карбоната натрия и соляной кислоты. Взаимодействие растворов сульфата меди ( II ) с раствором глюкозы при обычных условиях и при нагревании. Лабораторные опыты: Рассмотрение веществ с разными физическими свойствами. Примеры физических явлений: плавле ние парафина, испарение воды. Примеры химических реакций: окисление меди при нагревании, действие соляной кислоты на мрамор. Практические занятия: Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Очистка загрязненной поваренной соли. Изучение строения пл амени. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач на смеси. 2 13 Тема 2. Первоначальные химические понятия. 1 0 Различать понятия «молекула», понятия химии «атом», «химический элемент». Определять валентности атомов в бинарных соединениях. Описывать простейшие вещества с помощью химических формул; простейшие химические реакции с помощью химических уравнений. Описывать состав простейших соединений по их химическим формулам. Составлять формулы бинарных соединений по известной валентнос ти атомов. Моделировать строение молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода. Рассчитывать относительную молекулярную массу, массовую долю химического элемента по формулам веществ Атом, химический элемент. Знаки химических элементов. Металлы и немета ллы. Молекула. Атомно - молекулярное учение. Простые и сложные вещества. Химическая формула. Валентность: определение валентности по формуле бинарных соединений и составление формул бинарных соединений по валентности. Относительная а томная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. Расчёты по хими ческим уравнениям с использованием понятия «количество вещества». Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Демонстрации: Примеры простых и сложных веществ в разн ых агрегатных состояниях. Шаростержневые модели молекул метана, аммиака, воды , хлороводорода, оксида углерода ( IV ). Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Лабораторные опыты: Ознакомление с образцами простых (металлов и неметаллов) и сложных веществ, минералов и горных п ород. Составление шаростержневых моделей молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода, о ксида углерода ( IV ). Самостоятельная работа обучающихся: Вычисление относительной молекулярной и молярной массы веществ а по его химической формуле. Расчёт ма ссовой доли химического элемента в соединении. 2 Тема 3. Оксиды. 8 Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабор аторного эксперимента. Делать выводы из результатов проведённых химических экспериментов. Классифицировать изучаемые вещества по составу. История открытия кислорода. Состав воздуха. Кислород, как химический элемент и простое вещество. Озон. Физические свойства кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с серой, фосфором, медью, железом, метаном. Горение и медленное окисление. Получение кислорода в лаборатории разложением перманганата калия и пероксида водо рода. Методы собирания газов: вытеснением воздуха, вытеснением воды. Оксиды: состав, номенклатура. Демонстрации: Ознакомление с физиче скими свойствами кислорода. Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа. Условия возникновения и прекраще ния горения. Лабораторные опыты: Ознакомление с образцами оксидов. Практические занятия: Получение кислорода и изучение его свойств . Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач. 4 14 Тема 4. Кислоты и соли . 11 Исследовать свойства изуч аемых веществ. Наблюдать и о писывать химические реакции с помощью русского языка и языка химии. Делать выводы из результатов проведённых химических экспериментов. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам . История открытия водорода. В одород - химический элемент и простое вещество. Меры безопасности при работе с водородом. Физические и химические свойства водорода: взаимодействие с кислородом, серой, хлором, оксидом меди ( II ), оксидом железа ( III ). Кислоты: состав, номенклатур а. Классификация кислот по основности, наличию атомов кислорода в молекуле, растворимости. Кислотно - основные индикаторы: метиловый оранжевый, лакмус. Окраска индикаторов в кислой и нейтральной среде. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлам и, оксидами металлов. Средние соли: состав, номенклатура. Классификация оснований по кислотности, растворимости. Кислотно - основные индикаторы: фенолфталеин, универсальный индикатор. Окраска индикаторов в щелочной, кислой и нейтральной среде. Демонстрации: Ознакомление с физически ми свойствами водорода. Горение водорода на воздухе и в кислороде. Взрыв сме си водорода и кислорода. Взаимодействие водор ода с серой и хлором. Восстановление меди из оксида меда ( II ). Меры безопасности при работе с кислотами. Действие концентрированной серной кислоты на органические вещест ва (целлюлоза, сахароза). Образцы солей. Разложение гидро карбоната натрия при нагревании . Лабораторные опыты: П роверка водорода на чис тоту. Сравнение окраски индикаторов в разных средах. Взаимодействие кислот с металлами, оксидами металлов. Взаимодействие солей с металлами. Практические занятия: Получение водорода и изучение его свойств. Получение раствора медного купорос а из оксида меди ( II ) и серной кислоты. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач. Работа с источн иками химической информации, исторические обзоры стан овления и развития изученных понятий, теорий, законов; жизнь и деятельнос ть выдающихся учёных – химиков. 5 15 Тема 5. Вода. Основания . 1 2 Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и о писывать химические реакции с помощью русского языка и языка химии. Делать выводы из результатов проведённых химических экспериментов. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам . Характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений. Оксид водорода - вода. Вода как растворитель. Растворы. Очистка воды. Аэрация воды. Химические свойства воды: реакции с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода ( IV ), оксидом фосфора ( V ). Основания : состав, номенклатура. Классификация оснований по кислотности, растворимости. Кислотно - основные индикаторы: метиловый оранжевый, лакм ус. Окраска индикаторов в щелочной, кислой и нейтральной среде. Химические свойства оснований: взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами, разложение нерастворимых оснований при нагревании. Амфотерные гидроксиды. Генетические связи между к лассами неорганических веществ. Демонстрации: Взаимодействие воды с натрием, кальцием, магнием, оксид ом кальция, оксидом углерода ( IV ), оксидом фосфора ( V ) и испытание полученных растворов индикатором. Образцы оснований. Опыты, иллюстрирующие генетические связи между основными классами неорганических веществ. Лабораторные опыты: Взаимодействие оснований с кислотами. Получение нерастворимых оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Практические занятия: Ге нетические связи между классами неорганических соединений. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач. Составление уравнений химических реакций. 5 Тема 6. Естественные семейства химических элементов . 8 Исследовать свойства изучаемых веществ . Наблюдать и о писывать химические реакции с помощью русского языка и языка химии. История открытия естественных семейств химических элементов. Первоначальные представления о естественных семействах (группах) химических элементов: щелочные металлы, га логены. Естественное семейство щелочных металлов. Изменение физических свойств щелочных металлов с увеличением относительной атомной массы. Изменение химической активности в реакциях с кислородом, водой. Магний и естественное семейство щелочно - земельных ме таллов. Изменение физических свойств и химической активности щелочно - земельных металлов при увеличении относительной атомной массы. Кислород и сера. Сравнение физических свойств и химической активности. Галогены – самые активные неметаллы. Изменение физиче ских свойств галогенов с увеличением относительной атомной массы. Изменение активности галогенов с увеличением относительной атомной массы при взаимодействии с водородом, металлами. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их солей. 16 Демонстрации : Физические св ойства щелочных металлов. Взаимодействие натрия с водой. Взаим одействие калия с водой. Взаимодействие кальция и магния с водой. Взаимодействие кислорода и серы с водородом, железом. Физические свойства галогенов. Взаимодейств ие алюминия с хлором , бромом и йодом. Лабораторные опыты: Вытеснение галогенами друг друга из растворов солей. Испытание индикатором водных растворов водородных соединений кислорода и серы. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка проектной р аботы «Химический элемент в жизни человека» . 2 Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества. 2 5 Тема 7. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома . 15 Классифицировать изученные химические элементы и их соединения. Сравнивать свойства веществ, принадлежащим разным классам; химические элементы разных групп. Различать периоды, подгруппы. Моделировать строение атома. Определять поня тия «химический элемент», «массовое число», «изотоп», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой», «периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов и их соединений с увеличением зарядов атомных ядер. Описывать и характеризовать структуру Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Структурировать материал о жизни и деятельности Д.И. Менделеева, об утверждении учения о периодичности. Первые попытки классификации химических элементов. Сопоставление изменения химической активности галогенов и щелочных металлов. Основания классификации химических элементов Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно - научная классификация химических элементов. Две формы представления периодической системы: вербальная (периодический закон) и графическая (таблица). Структура таблицы «Периодическая систе ма химических элементов Д.И.Менделеева»: А - и Б - группы, периоды. Ядерная (планетарная) модель строения атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изменения в составе ядер атомов хим. элементов. Изотопы. Физич еский смысл порядкового номера. Современное содержание понятия «химический элемент». Массовое число, изотопы, относительная атомная масса. Электронная оболочка атома: понятие об электронном слое, его ёмкости. Заполнение электронных слоёв у атомов элементов первого - третьего периодов. Современная формулировка периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химическ их элементов в периодической системе Д.И.Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Демонстрации: Модели атомов элементов первого - третьего периодов. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач. Аналитически е обзоры информации по решению определённых научных, технологических, практических проблем. 5 17 Тема 8. Химическая связь . 10 Определять понятия «химическая связь», «кристаллическая решетка», «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «металлическая связь», «ионная связь», «ионная кристаллическая решетка», «металлическая кристаллическая решетка», «атомная кристаллическая решетка», «моле кулярная кристаллическая решетка». М оделировать строение веществ с ковалентной и ионной связью. Химическая связь. Электроотрицательность атомов. Ковалентная неполярная и полярная связь. Металлическая связь. Ионная связь. Степень окисления, заряд иона. Кристаллическая решетка. Типы кристаллических решеток: ионная, металлическая, молекулярная, атомная. Взаимосвязь между типом химической связи, типом кристаллической решетки и свойствами вещества. Демонстрации: Модели веществ с ионной, металлической, молекулярной и атомной кристаллической решеткой. Лабораторные опыты: Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических с вязей. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач. Аналитичес ки е обзоры информации по решению определённых научных, технологических, практических проблем. 5 Раздел 3. Многообразие химических реакций. 2 5 Тема 9 . Классификация химических реакций . 12 Наблюдать и описывать химические реакции с помощью русског о языка и языка химии. Исследовать условия, влияющие на скорость химической реакции. Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно - восстановительные, необрат имые, обратимые. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Первоначальные представления о катализе не примере разложения пероксида водорода. Окислительно - восстановительные реакции. Окислитель, восстановител ь, окисление, восстановление с точки зрения изменения степеней окисления атомов. Демонстрации: Примеры экзо - и эндотермических реакций. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыл и с соляной кислотой. В заимодействие оксида меди ( II ) с серной кислотой разной концентра ции при разных температурах. Горение угля в концентрированной азотной кислоте. Горение серы в расплавленной селитре. Лабораторные опыты: Примеры экзо - и эндотермических реакций. Практические занятия: Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач . Подготовка проектной работы «Химическая реакция в организме ч еловека». 5 18 Тема 10 . Химические реакции в водных растворах . 1 3 Описывать условия, влияющие на скорость химической реакции. Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах. Давать определени я понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион». Исследовать свойства растворов электролитов. Характеризовать условия течения реакций в растворах электролитов до конца. Растворы. Растворение как физико - химический процесс. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (без механизма диссоциации). Уравнения электролитической диссоциации. Свойства ионов. Сильные и сл абые электролиты. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно - восстановит ельных реакциях. Расчёт массовой доли растворённого вещества в растворе. Демонстрации: Опыты по выявлению условий течения реакций в растворах электролитов до конца. Испытание веществ и их раств оров на электропроводность. Демонстрация движения ионо в в электрическом поле. Лабораторные опыты: Реакции обмена между растворами электролитов. Опыты по выявлению условий течения реакций обмена в растворах электролитов до конца. Практические занятия: Свойства кислот, оснований и солей как электролитов. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач на нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. 5 Раздел 4. Многообразие веществ. 2 6 Тема 11. Неметаллы . 1 3 Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и опис ывать химические реакции с помощью русского языка и языка химии. Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и в группах периодической системы. Общая характеристика неметаллов по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Общие и особенные свойства простых веществ неметаллов, образованных химическими элементами второго - тр етьего периодов. Аллотропия кислорода, серы, углерода. Водородные соединения неметаллов. Изменение кислотно - основных свойств водородных соединений неметаллов в периодах и группах. Оксиды неметаллов: физические и химические свойства, биологическ ие свойства оксидов серы, азота, фосфора, углерода. Высшие гидроксиды неметаллов: серная, азотная, ортофосфорная, угольная, кремниевая кислоты и их важнейшие соли. Неметаллы в природе. Применение важнейших соединений неметаллов человеком. Демонстрац ии: Простые вещества, образованные неметаллами второго - третьего периодов. Получение водородных соединений хлора, серы, азота и испытание индикатором их водных растворов. Получение оксида серы ( VI ) и ознакомление с его свойствам и. Особенности взаимодействия азотно й кислоты с металлами. Горение оксида углерода ( II ). 19 Лабораторные опыты: Взаимодействие соляной кислоты с магнием, оксидом магния, карбонатом магния. В заимодействие раствора серной кислоты с магние м, оксидом магния, карбонатом магния. Качестве нная реакция на хлорид - ион. Качественная реакция на сульфид - ион. К ачествен ная реакция на сульфат - ион. Качественная реакция на карбонат - ион. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знани й о периодическом законе. Самостоятельная работа обучающихся: Решение цепочек химическ их реакций . 7 Тема 12. Металлы . 1 3 Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью русского языка и языка химии. Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе. На блюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений и свойств металлов в периодах и группах периодической с истемы. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе. Общая характеристика металлов по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие физиче ские и химические свойства металлов - простых веществ. Изменение активности щелочных и щёлочноземельных металлов с увеличением зарядов атомных ядер. Важнейшие соединения натрия, калия, кальция. Алюминий. Оксид и гидроксид алюминия. Железо как предста витель металлов 8Б - группы. Оксиды и гидроксиды железа( II ) и железа( III ). Соли. Металлы в природе. Применение металлов и их соединений человеком. Демонстрации: Простые вещества, образованные металлами второго - третьего периодов. Ср авнение условий взаимодействий с водой: а) натрия и магния; б) магния и кальция. Сравнение отношения к вод е оксидов магния и кальция. Механическая прочност ь оксидной плёнки алюминия. Восстановление железа алюминием. Лабораторные опыты: Взаимодействие раствора гидроксида натрия с растворами кислот и солей. Взаимодействие раствора гидроксида кальция с растворами кислот и солей. Изменение окраски пламени со лями щелочных металлов. Изменение окраски плам ени солями щёлочноземельных металлов . Сравнение отношения к растворам кислот и щёлочей гидроксида натрия и гидроксида алюминия. Качественные реакции на ионы Fe и Fe . Практические занятия: Решение экспериментальных задач на тему «Металлы и неметаллы». Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач. 7 Всего: 190 в том чис ле аудиторных занятий: 136 20 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИ И ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИ НЫ Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета Химия. 3.1. Требования к минимальному материально - техническому обеспеч е нию : 3.1.1. Оборудование учебного кабинета:  посадочные места по количеству обучающихся;  рабочее место преподавателя;  демонстрационный стол;  шкаф для химической посуды;  мойка универсальная;  лабораторная посуда;  реактивы;  макеты строения атомов;  периодическая система химических элементов Д.И.Менделее ва;  электрохимический ряд напряжений металлов;  ряд электроотрицательности неметаллов;  пробирки;  подносы лабораторные;  штативы лабораторные;  горелка;  вытяжной шкаф;  наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал). 3.1.2. Технические средства обучения:  мультимедийный проектор;  проекционный экран;  интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением;  компьютерные программы (обучающие и контролирующие). 21 3.2. Информационное обеспечение обучения: Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс - 18 - е изд. — М.: Просвещение, 2014 . — 176 с.: ил. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс - Учебник (на электрон. но сителе). — М.: Просвещение, 2014 . — 176 с. Химия 8 класс. Рабочая тетрадь / Габрусева Н.И. — М.: Просвещение, 2014. — 9 6 с. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г Химия 9 класс. Учебник. Комплект с электронным приложением — М.: Просвещение, 2014 . — 191 с. Рудзитис Г.Е., Фельдм ан Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс - Учебник. — М.: Просвещение, 2011. — 191 с.: ил. Химия 9 класс. Рабочая тетрадь / Габрусева Н.И. — М.: Просвещение, 2014. — 80 с. Гара Н.Н . Химия 8 - 9 классы. Задачник с "помощником". Пособи е для учащихся — М.: Просвещение, 2014. — 9 6 с. Дополнительные источники: Радецкий. Дидактические материалы по химии 8 - 9 классы / к учебнику Рудзитиса — М.: Просвещение, 2014. — 80 с. Рудзитис. Г.Е., Ф.Г.Фельдман, учебник «Химия 9 класс», М., Просвещение , 2009г. Рудзитис. Г.Е., Ф.Г.Фельдман, Рабочая тетрадь к учебнику «Химия 9 класс», М., Просвещение, 2010г. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс. 7 класс - Учебное пособие. — 7 - е изд., стер. — М.: Дрофа, 2013. — 160 с. Габр иелян О.С. Химия. 8 класс . Учебник. — 2 - е изд. — М.: Дрофа, 2013. — 288 с. Габриелян О.С. Химия. 9 класс . Учебник. — М.: Дрофа, 2013. — 320 с. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2007. – 267с. Химия. 8 класс /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8 - е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158. Химия в формулах. 8 - 11 кл.: Справочное пособие/ В.В. Еремин. – М.: Дрофа, 1997. - 64с. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2009. – 176с. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8 класс»/ О.С.Габриелян и др. - М.: Дрофа, 2011г Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриел яна «Химия. 8 класс» для учащихся и учителей – 5 - е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с. 22 Дидактические карточки - задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. ГабриелянаХимия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159, [1] с. (Серия «Учебно - методический комплект). Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с. Изучаем химию в 9 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» для учащихся и учителей – 5 - е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с. Дидактические карточки - задания по химии: 9 класс: к учебнику О.С. ГабриелянаХимия. 9 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159, [1] с. (Серия «Учебно - методический комплект). Хи мия. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 15 - е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2009. – 270, [2] с. : ил. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8 - е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с. Химия. 9 кл.:рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна«Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6 - е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.: ил. Химия. 9 кл.: тетра дь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с. : ил. Горбунцова С.В.Тесты по основным разделам школьного курса химии: 8 - 9 классы. - М.: «ВАКО», 2006. - 208 с. - (Мастерская учителя). Савинкина Е.В. Химия. 9 класс. 44 диагностических варианта / Е.В. Савинкина. - М. : Национальное образование, 2011. - 96 с. - (ГИА. Экспресс - диагностика). Егоров А.С., Химия. Пособие - репетитор для поступающих в вузы, Рос тов - на - Дону, «Феникс»,2008г Егоров А.С., Аминова Г.Х., Экспресс - курс неорганической и органической химии, для поступающих в вузы, Ростов - на - Дону, «Феникс»,2008г . Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8 - 11 кл.: Учеб. пособие для общео бразоват. учреждений / И.И. Новошинский., Н.С. Новошинская. М: ООО «Издательство Оникс»: «Издательство «Мир И Образование», 2006. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. 8 класс - Учебник. — М.: Русское слово, 2013. — 224 с. Новошинский И.И., Новошинс кая Н.С. Химия. 9 класс - Учебник. — 7 - е изд. — М.: Русское слово – учебник, 2012. — 256 с. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. 8 класс - Учебник. — 4 - е изд., перераб. — М.: Вентана - Граф, 2012. — 256 с.: ил. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н . Химия. 9 класс - Учебник. — 4 - е изд., перераб. — М.: Вентана - Граф, 2012. — 288 с.: ил. 23 Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. Химия. 8 класс - Учебник. — Под ред. проф. Н.Е. Кузьменко. — М.: Дрофа, 2012. — 268,[4] с.: ил. Еремин В.В., Кузь менко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. Химия. 9 класс - Учебник. — М.: Дрофа, 2013. — 256 с. Литература для учителя: Примерные программы основного общего образования. Химия. – М. : Просвещение, 2010. – 48 с. - (Стандарты второго поколения). Габриелян О.С., Ос троумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2008. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 368с. Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. - М.: Дрофа, 2010 г. П рограмма курса химии для 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010 – 80с. Габриелян О. С. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 - 9 класс.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ Габриелян О. С., Воскобойник ова Н.П. - М.: Дрофа, 2 005. – 350с. Химия. 9 класс: поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна. Автор - составитель В.Г.Денисова. Волгоград, Учитель, 2010 . Гара Н.Н., Пособие для учителя «Уроки химии 9 класс», М., Просвещение, 2008г Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. - 56с. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 11 с. Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно - правовых документов и методически х материалов. – М.:Вентана - Граф, 2007. – 192 с. – Современное образование. MULTIMEDIA - поддержка предмета: Коти Т.Ю. Видеодемонстрации. Химия 9 класс – М. : Просвещение, 2014 Рудзитис. Химия 8 класс. Электронное приложение. 1 CD – М. : Прос вещение, 2010 Рудзитис. Химия 9 класс. Электронное приложение. 1 CD – М. : Просвещение, 2010 Открытая химия 2.0 ООО Физикон, 2001. Автор курса - проф. МФТИ, академик РАЕН В.В.Зеленцов. Единый государственный экзамен Химия. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0 «Инт ерактивная линия», 2005.Просвещение - МЕДИА. Виртуальная школа Ки рилла и Мефодия. Уроки химии. 8 - 11 классы. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий », 2004. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. - М.: ЗАО Просвещение - Медиа,2005. 24 Химия. Мультимедийное приложение к УМК «Химия. 8 класс». Электронное учебное издание.ООО «Дрофа».2008. Интернет - ресурсы: Большая советская энциклопедия. http://bse.sci - lib.com Воокs Gid. Электронная библиотека. http://www.booksgid.com Российский образовательный портал. http://www.school.edu.ru/default.asp Электронная библиотечная система http :// book . ru / «Единая колл екция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school - collection.edu.ru/). Алхимик: сайт по химии. Сайт, победитель конкурса образовательных ресурсов в Рунете, проведенного Фондом Сороса: о химически х веществах и явлениях интересно, содержательно, доступно, полезно для широкого круга читателей, от самых маленьких до студентов и учителей. http://alhimik.ru/index.htm Методические материалы по химии. Методические материалы к уроку, опубликованные в газе те "Химия" издательского дома "1 сентября": подробный рубрикатор по темам. http://him.1september.ru/urok/ Мир химии: интересные материалы и факты Музей сайта "Мир химии": хроника химии, нобелевские премии по химии, происхождение названий элементов, истори и из жизни великих ученых, любопытные факты и т.д. http://www.chemworld.narod.ru/museum/index.html Обучающая энциклопедия: химия. Теоретические основы общей, неорганической и органической химии, тесты, справочные материалы. http://www.informika.ru/text/ database/chemy/START.html Популярная библиотека химических элементов. Сборник популярных статей, посвященных истории открытия, свойствам, применению химических элементов. http://n - t.ru/ri/ps/ Химия. Школьная энциклопедия /Систематизированные и иллюстриро ванные справочные материалы к школьному курсу химии, система навигации как по алфавиту, так и по разделам, справочные таблицы, методы решения задач. http://www.chemistryenc.h11.ru Энциклопедия «Кругосвет»: химия. Популярные иллюстрированные статьи, посвящ енные широкому кругу химических понятий. Энциклопедия регулярно обновляется. http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/51 http://him.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Автор ами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия". 25 Эйдос – центр дистанционного образования . www.edios.ru www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и М ефодий» http://djvu - inf.narod.ru/ - электронная библиотека 26 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Наименование раздела Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Основные понятия химии (уровень атомно - молекулярных представлений) • опи сывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанав - ливать причинно - следственные связи между данными характеристиками вещества; • раскрывать смысл осн овных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии; • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с п омощью химических уравнений; • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости; • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли; • класси фицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу; • описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода; • давать сравнительную характеристику химических элемент ов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов; • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой; • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соб людать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; • различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами. • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде; • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предла - гаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.; • использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; • развивать коммуникативную компетентность, используя средства уст ной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы; • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ. 27 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева . Строение вещества • классиф ицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний; • раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева; • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов; • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальц ия; • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую; • изображать электронно - ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида; • выявлять зависимость свойств веществ от строения и х кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических; • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов; • описывать основные этапы открытия Д. И . Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного; • х арактеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; • осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений. • осознавать значение теоретических знаний для практической деятель - ности человека; • описывать изученные объе кты как системы, применяя логику систем - ного анализа; • применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ; • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники. Многообразие химических реакций • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических; • называть признаки и условия протекания химических реакций; • устанавливать принадлежность • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям; • приводить примеры 28 химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно - восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые); • называть факторы, влияющие на скорость химических реакций; • называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия; • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей , солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно - восстановительных реакций; • прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продукт ов реакции; • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов; • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции; • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества; • определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов; • проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных кат ионов и анионов. реакций, подтверждающих существование взаи - мосвязи между основными классами неорганических веществ; • прогнозировать результаты возде йствия различных факторов на изме - нение скорости химической реакции; • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия. 29 Многообразие веществ • определять принадлежность неорганических веществ к одному из изуче нных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли; • составлять формулы веществ по их названиям; • определять валентность и степень окисления элементов в веществах; • составлять формулы неорганических соединений по валентностям и ст епеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей; • объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных э лементами второго и третьего периодов; • называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных; • называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот оснований с олей; • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей; • определять вещество - окислитель и вещество - восстановитель в окислительно - восстановительных реакциях; • составлять окислительн о - восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций; • проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ; • проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообраз ных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций. • прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения; • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восст ановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав; • выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль; • характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот; • приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали; • описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе; • орган изовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.