Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему Владимир Соколов. Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши…


Урок литературного чтения в 4 классе
УМК “Перспективная начальная школа”.
Владимир Соколов. "Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши..."
Цель и дидактическая задача урока:
Познакомиться с жизнью и творчеством Владимира Соколова.
Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя многократное чтение стихотворного текста.
При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения вслух и про себя, а также в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.
Отметить, что благодаря яркой фантазии автора создаётся впечатление, что мир природы так прекрасен, что его красоту невозможно до конца описать даже самому талантливому поэту.
Подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.
Формирование УУД:
-формировать познавательные УУД: 1) общеучебные: смысловое чтение стихотворного текста, извлечение информации в соответствии с целью чтения; 2)постановка и решение проблем: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (умение работать с различными информационными источниками: учебником, словарём, энциклопедией, интернетем); 3)логические: обоснование своего мнения;
-развивать регулятивные УУД: умение самостоятельно определять тему и цели урока, планировать, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность;
-развивать коммуникативные УУД: 1) умение планировать учебное сотрудничество с учителем, в паре, в группе; 2) умение строить речевые высказывания; 3) лидерство и согласование действий с партнёром в паре;
-формировать личностные УУД: 1) смыслообразование; 2) самоопределение (сопричастность к своей Родине В.Соколов пишет о природе России); 3) на примере героя-рассказчика воспитывать у детей чувство прекрасного.
Оборудование: учебники, презентации детей: «Владимир Соколов», «Соловей», «Бузина», карточки с заданиями, Толковый словарь, выставка рисунков детей, выставка книг поэта, памятки для детей, компьютер, экран. Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Оргмомент 2.Определение темы урока и постановка цели урока -Давайте вместе определим тему нашего урока. Что нам поможет в этом?
Прочитайте тему и название раздела, в котором она находится
-Верно.
-А теперь давайте сформулируем цели урока
-Правильно. Молодцы! -Содержание учебника
Раз тема прошлого урока: Борис Пастернак. “Опять весна”, значит следующая тема – это сегодняшний урок. Тема: Владимир Соколов «Все чернила вышли…» с.41 Раздел: «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота»
Ответы:
-Мы узнаем о творчестве поэта, познакомимся с новым стихотворением, попытаемся понять его содержание, тему, главную мысль, будем учиться выразительно читать стихотворение, сравнить это стихотворение с другими произведениями нашего раздела, выясним, где поэт увидел красоту, и как она на него повлияла
3.Актуализа-ция-Ребята, нам нужно составить план нашей работы. Какие у вас будут предложения?
-План составлен верно, начнём работу Составляют план
План работы
1.Знакомство с творчеством В. Соколова
2.Чтение и анализ стихотворения «Все чернила вышли…»
3.Работа со словарём
4.Выполнение заданий учебника
5.Оценивание своей работы и работы своего товарища
6. Совершим поход в «Музейный дом»
4.Первичное восприятие и усвоение нового материала
5. Работа в группах
1) Биография поэта
-Ребята, Даша Максимова для вас приготовила презентацию, из которой вы коротко узнаете о жизни и творчестве В.Соколова. После просмотра оцените работу Даши и ответьте на вопрос: «О чём писал В.Соколов?»
-Оцените работу Даши.
А теперь посмотрите на выставку книг поэта. Он писал о своей малой родине, потому что очень её любил. Советую вам прочитать его книги.
2) Первичное чтение
Вопрос на восприятие: «О какой птице говорится в цитате, которая предваряет стихотворение?»
(Читает учитель)
3) Микроисследование
Ребята, Карина Претыкина расскажет вам немного о соловье
-А теперь послушайте, как он поёт. Вы сейчас, как и автор заслушались его. Как он пел?
-Оцените работу Карины.
4)Чтение стихотворения детьми про себя
5) Чтение стихотворения по частям и словарная работа
1ч. Выйти - здесь израсходоваться, истратиться, закончиться
2ч. Бузина - растение. Микроисследование Рыпало Алины
Расселина - щель среди кустов бузины, через которую автор-рассказчик увидел соловья
3ч. Сколок - осколок, отколовшийся кусок от чего-либо
Пенье льдин-во время ледохода льдины бьются друг о друга и издают звуки
(просмотр фото)
-Кто из вас видел ледоход?
А кто издаёт похожие звуки в кустах бузины?
Какой приём использует автор в данном случае?
Для чего он его использует?
Неоспоримый - не допускающий возражений в силу своей убедительности. Бесспорный
-О чём идёт речь?
4ч. Извечный - существует всегда, вечно
-А кто ждёт соловья?
Замиранье - затихло всё в овраге и в душе автора
Физминутка для глаз
6)Анализ стихотворения
Задание на карточках
1 группа
Перечитайте стихотворение и ответьте на вопросы:
Как вы понимаете начало и конец стихотворения? Зачем нам знать, что у поэта закончились чернила и израсходована вся бумага? И причём тут карандаши? Какое отношение всё это имеет к тем впечатлениям, которыми поэт делится?
2 группа
Перечитайте стихотворение и ответьте на вопросы:
Почему про пение соловья поэт говорит:
«И покуда тишь не раскололась
Льдиною на льдину?»
Почему соловья называют «сколок с пенья льдин»? Разве льдины поют? А если поют, то как?
3 группа
Сравните стихотворение «Все чернила вышли…» и сказку «Не улетай, пой, птица!»
Что у них общее: тема или основное переживание?
4 группа
Стихотворение нужно читать сначала шёпотом, замедленно, как бы ожидая чего-то, а потом громко и радостно! И ещё радостней! После этого опять очень тихо, как будто прислушиваясь. Но так, чтобы было понятно: скоро опять можно будет вскрикнуть от радости!
Прочитайте стихотворение таким образом вслух.
5 группа
Как воздействует на людей красота? Какие впечатления порождает? Какие чувства и переживания вызывает? Делает ли красота людей лучше: более чуткими более восприимчивыми? Приведите примеры из произведений этого раздела.
-Командиры, оцените своих товарищей, как они работали.
-Молодцы!
Прослушивают презентацию, оценивают работу одноклассницы
- “Птица малая лесная” – это, наверное, соловей. В рассказе Сергея Козлова “Не улетай, пой, птица!” тоже был соловей. Страница 31, 4-й абзац (читают цитату): “Птица пела, а Поросёнок лежал ничком на упавшей сосне, и ему казалось, что он сам – вольная птица, летит высоко над землёй и машет лёгкими крыльями”.
(слушают аудиозапись)
Соловей пел очень красиво!
Карина молодец, интересно рассказала о соловье.
Читают сноску в учебнике
Оценивают работу Алины
Смотрят фото
Соловей
Сравнение
Чтобы показать красоту пения соловья
О пении соловья
Читают из толкового словаря
Автор-рассказчик
Ответ:
Бумага, чернила и карандаши - это инструменты поэта. Пение соловья невозможно ими передать. Поэт бессилен перед красотой природы, поэтому он повторяет строки 2 раза…
С. 42, 3-й абзац снизу: “Поэт хотел передать, как поёт соловей, – предположил Миша. – Но у него никак не получалось. Всё было не то – только зря бумагу и чернила потратил. Когда чернила закончились, карандашами писал. Тоже напрасно!”
С. 42, 2-й абзац снизу: “Бумага, чернила и карандаши – это инструменты поэта, – сказал Костя. – Поэт их упоминает, чтобы сказать: пение соловья невозможно передать никакими средствами! Поэт не про себя говорит! Он говорит от имени всех поэтов! Все бессильны перед этой красотой!”
Ответ:
В зарослях бузины было тихо, пока не запели соловьи. Их пение было неожиданным, как пение льдин, когда они трескаются, толкают друг друга, плывут по реке. Соловей-сколок, т.е. самый звонкий кусочек льдины.
Может быть, поэт хотел сказать, что эта маленькая птичка – осколок, часть всей природы, а её голос – это голос природы. В маленьком тельце крошечной птички живёт красота всего мира природы, её необыкновенная сила.
Ответ: Они очень похожи. В сказке С. Козлова поросёнок так же поглощён пением соловья и так же с замиранием сердца следит за передвижением птички с ветки на ветку и ждёт новых звуков, как и герой стихотворения В. Соколова. С. 30, посередине. “Она была совсем крошечная, серый такой комочек, а пела так, что у поросёнка защемило в груди”. С. 42, вверху: “Замиранье целого оврага, Листьев и души”.
Героев объединяет не только тема, но и общее переживание, а именно: пение соловья действует на них завораживающе, очень сильно.
Читают выразительно у доски
Ответ:
Умение замечать и ценить красоту – это ещё и умение радоваться проявлению чужих талантов и способностей (“Как провожают пароходы”, “Бумажная победа”). Иногда красота может вызывать чувство зависти (“Как провожают пароходы”).Тех, кто способен бескорыстно ценить красоту, она делает более восприимчивыми (“Бумажная победа”), более смелыми (“Давно бы так, заяц!”), придаёт им уверенность в собственных силах (“Не улетай, пой, птица!”) и создаёт ощущение чуда (“Не улетай, пой, птица!”, “Все чернила вышли,,,”).
Красота делает людей добрее («Бумажная победа»)
Красота заставляет переживать («Не улетай, пой, птица!»)
Красота делает людей сильными («Давно бы так, заяц!»)
Красота делает людей чуткими, более восприимчивыми («Все чернила вышли…»)
Командиры оценивают работу.
5. Поход в “Музейный дом”. Работа с репродукцией двух картин Ван Гога: “Огороженное поле. Восход солнца” и “Звёздная ночь”
А теперь отправимся в «Музейный дом», найдем картины Ван Гога.Вы ведь знаете уже этого художника? Помните его “комнату”, “ботинки”, “подсолнухи”, “церковь”? Правда ли, что Ван Гог изображает всё как живое?
Чувствует ли художник красоту мира? Рассмотри пейзажи и постарайся ответить на этот вопрос”
Вам нравятся наблюдения Тани и Кости? Какой приём Ван Гога вам знаком по другим картинам?
(читаю интригу): “А в “Звёздной ночи” небо просто сказочное! – продолжала Таня. – Сияние звёзд закручено в цветные спирали. Просто дух захватывает. А вам нравится, как художник передаёт своё впечатление от звёздной ночи? Найди и выдели рамкой самые красивые фрагменты (горизонтальный и вертикальный) со звёздными спиралями. А затем выдели два фрагмента (горизонтальный и вертикальный) с церковкой. Какая композиция тебе кажется самой выразительной?
– Что это за тёмный костёр слева? – спросил Миша – Это кипарис! – ответила Таня. – У художницы Татьяны Мавриной тоже есть ночной пейзаж, в котором дерево на костёр похоже”.
- А вы поделитесь своими впечатлениями от этой картины Ван Гога!
Да, особенно запомнились старые “ботинки”, у которых продырявились носки, и кажется, что это рот человека.
И “подсолнухи”, напоминают фигуры людей, поворачивающихся за солнцем.
Дети высказывают своё мнение, затем читают интригу:
“– Видно, как ослепительно сияет солнце – сказала Таня.
– Это ещё что! Видно, как лучи солнца бегут по полю прямо на нас! Солнце зажигает всё новые и новые участки поля! – добавил Костя”.
Художник использует прерывистые мозаичные мазки лимонно-жёлтой краски.
Дети работают с рамкой
Ответы детей
(читают интригу):
“ – Этот кипарис как будто небо зажигает, – заметил Миша.
– А мне эти звёзды праздничный фейерверк напоминают, – сказал Миша.
– А я будто музыку слышу! – смущённо произнёс Костя”.
6.Рефлексия -Вспомните цели нашего урока
Как вы думаете, мы их достигли?
Что на уроке понравилось?
Оцените свою работу условными значками.
Спасибо за урок!

Использованная литература
1.Литературное чтение (Текст): Учебник: 4кл. в 2ч./Н.А.Чуракова/ -3-е изд.
М.:Академкнига/Учебник, 2013.-Ч.2.
2.Материалы с сайта www.school-collection.edu.ru