Разработка внеклассного мероприятия по экономике Контрольная закупка

Внеклассное мероприятие
«Контрольная закупка или давайте знать свои потребительские права»

(правила покупки)

Задачи мероприятия:
проиллюстрировать механизмы торгового обмена, познакомить с правилами эффективной покупки, сформировать представление о природе обмена; дать понятие об основных правах потребителя и статьях закона, закрепляющих эти права; о гарантийном сроке и сроке годности, о порядке и сроках замены недоброкачественного товара, о товарах надлежащего качества, подлежащих и не подлежащих обмену, о сроках и условиях обмена качественного товара, о службах (органах), защищающих права потребителя;

научить учащихся работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли; пользоваться исследовательскими методами, уметь их анализировать с разных позиций, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

сформировать умения по конкретным признакам судить о качестве товара; анализировать реальные ситуации, связанные с обменом качественных товаров, с заменой товаров ненадлежащего качества, с нарушением прав потребителя в сфере услуг; рассуждать о правомерности поведения продавца и покупателя в конкретных обстоятельствах;

Основные понятия: гарантийный срок, срок годности, неустойка, экспертиза товара, Закон РФ «О защите прав потребителей», претензия, организации по защите прав потребителей, альтернативная стоимость, аукционная продажа, лот.

Материалы и оборудование:
Деньги, товары (рулон туалетной бумаги; пачка жевательной резинки; 1,25-литровая бутылка пепси-колы; 2 одинаковых блокнота, при этом один чистый, а второй с пожеланиями и автографом директора школы), презентация – сопровождение, где показаны лоты аукциона, указываются карточки с основными правами потребителей, карточки с товарами надлежащего качества, которые не подлежат обмену, карточки с названиями служб, защищающих права потребителей, карточки, на которых написаны практические советы потребителю.

Содержание основных вопросов темы и методические рекомендации:

Учитель: Внимание! Леди и джентльмены, объявлена контрольная закупка товара.

А.Привольнов (Дмитрий А.): Объявлена контрольная закупка чипсов различных производителей. В игре участвуют чипсы производителей «Лэйз», «Супердрайв», «Читос».



По традиции первым проводим отборочный тур. Предлагаем определить номер подноса с чипсами, которые вам – потребителям понравились на вкус больше, чем остальные. Вы не знаете кто является производителем предложных чипсов.
Кто наберет наибольшее количество голосов – победитель народного голосования. Окончательное слово будет за экспертами (Любовь Р. и Тамара А.)

Счетная комиссия (Оля Ч., Айгуль Д.) разносит подносы с чипсами и собирает голоса, производит подсчет голосов, данные предоставляет экспертной группе. В это время учитель записывает на доске с ошибкой «Торговля, или обман».
Ученики: Ошибка!

Учитель: (исправляя ошибку). Психологи утверждают, что любая ошибка неслучайна. Почему я ошиблась?

Ученики: Наверное, вас обманывали в магазине... Продавцы всегда обсчитывают... Торговля получает прибыль обманным путем

Продавец, обман, прибыль ключевые слова обычного ассоциативного ряда проблемы торговли. Дождавшись, чтобы назвали эти понятия, можно ставить проблему.

Учитель: А кто, по-вашему, виноват в обмане?

Ученики: Нечестные продавцы!

Учитель: Неужели они такие плохие и злые люди?

Ученики: Они, может, и не злые, но обманывают, чтобы получить больше выгоды.

Учитель: Именно! Существует даже поговорка

«Не обманешь не продашь». И она становится эпиграфом нашего мероприятия (можно записать на доске).

Учитель: Только в конце предложения мне бы хотелось поставить знак вопроса. Потому что избежать обмана все таки можно.

Проблема поставлена. Ученики пока убеждены в злой воле продавцов и готовы сделать все, чтобы не попасться на их удочку. Самое время использовать азарт учеников в игре.

Игра «Аукцион» эффективный прием.
Переход к игре невозможен без изменения стиля преподавания учителя.

Учитель: Внимание! Леди и джентльмены, объявлен аукцион супертоваров! Спешите и будьте активны. Первый лот аукциона «Кот в мешке». Участвуют только те, кто готов купить товар вслепую! Итак, мы начинаем.

В качестве оплаты можно принимать карманные деньги старшеклассников.
Это делает игру более реальной. Опыт показывает, что старшеклассники имеют необходимые для игры суммы. После игры деньги, конечно, возвращаются.

Учитель: (показывает мешок с неизвестным товаром). Я готов предоставить минимальную информацию о товаре. Это гениальное изобретение человечества, до сих пор этот предмет является признаком интеллигентной семьи. В застойные годы в СССР этот товар находился в оппозиции официальной прессе. Начинаю торги. Начальная цена 3 р.

Ученики: (перебивая друг друга). 5! 10! 15! 20!
Учитель: 20 р. раз, 20 р. два, 20 р. три! Продано!

Счастливый ученик направляется за товаром.
Самое время проанализировать его мысли и чувства.

Учитель: Как тебе кажется, что в мешке?

Ученик: Может быть, книга или редкий журнал.

Учитель: (достает из мешка загадочный товар). Это... рулон туалетной бумаги.

Несмотря на разочарование счастливца, приходится признать точность информации о товаре: туалетная бумага и гениальное изобретение, и признак интеллигентности, и оппозиция газетам.

Учитель: Какие чувства ты испытываешь?

Ученик: Меня обманули.

Необходимо проанализировать игровой опыт и закрепить его на конкретных понятиях.

Учитель: Скажите, какую ошибку совершил Покупатель?

Ученики: Купил неизвестное... Приобрел «кота в мешке»...

Учитель: Очень жаль. Но что ж теперь поделаешь. Я объявляю второй лот! Жевательная резинка «Орбит» (показывает пачку жвачки). Стоимость резинки в магазине 12 р.! Начальная цена лота5 р.!

Ученики: Я! Мне!

Учитель: 10 р. Раз, два, три. Продано!

Учитель: Я обещал жевательную резинку «Орбит». Получайте! (Выдает одну пластинку из пачки Орбит.)
Формально продавец опять прав: договора о количестве или весе не заключалось. Покупатель снова должен пенять на свою доверчивость и самоуверенность.

Учитель: Вы можете уличить меня во лжи?

Ученики: Нет.

Учитель: Какую ошибку совершил покупатель на этот раз?

Ученики: Не все узнал о товаре... Не спросил, сколько товара покупает...

Учитель: Правильно! Необходимо согласовывать количество покупаемого товара.

Учитель: Теперь, мы, наверное, знаем все о вариантах обмана и больше нас никто не обманет! Я объявляю третий лот нашего аукциона! Если у вас перехватило дыхание и пересохло в горле, вам просто необходима нежная, пузырящаяся, холодная пепси-кола. На торги выставляется 1,25 л супернапитка! Спешите! Вы без обмана приобретаете ровно 1,25 л пепси-колы. Стоимость бутылки в магазине 35р. На нашей распродаже только 10! Начальная цена 10р.

Ученики торгуются.

Учитель: 50 р. Продано. Примите товар, но деньги вперед!
Пожалуйста, но я обещала, что продам 1,25 л пепси-колы?

Ученики: Да-а!

Учитель: Но я ничего не говорил о том, что продаю бутылку. Уважаемый покупатель, вам придется выпить напиток прямо сейчас!

Как известно, выпить залпом 1,25 л пепси очень сложно. Энтузиазм ученика исчезает.

Учитель: Вы заплатили за пепси 50 р.?

Ученик: (чуть живой). Заплатил...

Учитель: Готова избавить вас от мучений. Доплатите еще 5 р., и я заберу бутылку обратно.
В конце концов даже самый упорный сдается и платит... за возврат товара! Ничего парадоксального в этом нет. Работает правило снижения полезности блага.

Ученик: Согласен!

Учитель: И снова ошибка при покупке. Кто виноват на сей раз?
Покупатель. Он не знал об условиях продажи!

Скорее всего, существуют другие способы честного обмана покупателя, но все они укладываются в принцип неполной информации. Продолжение игры неэффективно.
Кроме того, троекратное повторение ситуации на уроке (три лота торгов) достаточно для долговременного запоминания. Урок незаметно переходит в стадию анализа, правда, опять-таки с помощью игры.

Учитель: Уважаемые трижды обманутые покупатели! Я объявляю последний лот на торгах. Будьте бдительны и расторопны, это – блокнот, красивый и необходимый для заметок. Начальная цена 10 р.! Купивший приобретает блокнот и «+ один балл» по предмету. Раз, два, три! Продано!

(Ученик подходит за товаром)
Это - блокнот.
Учитель: Вы приобрели товар и честно его получаете. Но не хотите ли блокнот с автографом и пожеланиями директора?

Ученик: А за сколько?

Учитель: А сколько бы выдали?

Ученик: 5 рублей..

Учитель: Они ваши! И блокнот, и автограф! Но позвольте спросить, в чем разница между блокнотом и блокнотом с автографом?

Ученики: Автограф можно показать... доказательство знакомства с автором... Больше будут уважать...

Учитель: То есть вы покупаете себе уважение?!

Ученики: Ну да...

Учитель: А разве подписи других уважаемых людей делают вас умнее, лучше, авторитетнее?

Ученики: Наверно, нет...

Учитель: Значит, вы обманываете себя, заплатив деньги за псевдоуважение! Не кажется ли вам, что обман покупателей начинается с их самообмана? Вспомним. Первый покупатель был уверен, что ему продают книгу, а не туалетную бумагу, так как желал, чтобы его больше уважали. Второй и не предполагал, что его могут обмануть, и переоценил уважение к себе. Третий не думал, что над ним так поиздеваются, ибо он-то себя уважает. Наконец, четвертый решил просто прикупить уважение.


Учитель:
Сформулируем и запишем правила покупки:
первое правило покупки: необходимо иметь полную информацию о товаре;
второе правило покупки: необходимо согласовать количество покупаемого товара;
третье правило покупки: необходимо иметь информацию об условиях куплипродажи;
главное правило покупки: нельзя обмануть того, кто сам себя не обманывает.

Давайте сформулируем наш с вами закон о покупке товара. На что же должен иметь право потребитель?

Здесь проводится исследовательская деятельность: ученики разбирают ситуации на торгах и составляют свой Закон о правах потребителей, который далее будет сравниваться с действующим Законом РФ «О защите прав потребителей».
На доске или на ватмане ученики пишут статьи Закона. В разных классах это разные статьи, и по содержанию и по количеству. Но, как правило, основные права потребителей обозначаются и выносятся на доску учениками.
Анализ игры завершен. На слайде выведены правила покупки Закон о правах потребителя.


Учитель: Ну а теперь мы снова предоставим слово А.Привольнову (Дмитрий А.) и узнаем результаты народного голосования.

А.Привольнов (Дмитрий А.): по итогам народного голосования победили чипсы марки «Лэйз». Что же касается оценки экспертной комиссии – предоставим ей слово и узнаем научную точку зрения по поводу употребления чипсов.

Экспертная комиссия (Любовь Р., Тамара А.): проведя исследование и сделав анализ, мы получили следующие результаты (объясняют свой выбор в пользу победителя – чипсы «Супердрайв»), ссылаясь на информацию, которая изложена на упаковках: состав продукта, ингредиенты, различные добавки, а также срок и условия хранения.

Учитель: ну а теперь давайте посмотрим: какие права мы с вами имеем как потребители? И как мы можем себя защитить? Сравним наш Закон с Законом Российской Федерации.

На слайде показаны права потребителей с указанием статей.


Наши юристы нам разъяснят эти права и расскажут куда можно обратиться в случае нарушения наших прав.

Юристы (Ольга Б., Юлия Максакова):
Закон РФ "О защите прав потребителей" устанавливает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу), качество которого соответствует договору. Таким образом, если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение договора. Если стороны специально не оговаривали условия о качестве, то потребителю должен быть передан товар (работа, услуга), качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом переданный товар должен быть пригодным для использования по назначению.


Юристы поясняют учащимся основные права потребителей, которые установлены Законом РФ «О защите прав потребителей»:

1. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг). Товары должны быть безопасны, безвредны для жизни и здоровья людей, для окружающей среды.

2. Право потребителей на информацию. Покупатель вправе потребовать от продавца предоставления достоверных сведений о товаре и о предприятии, его выпускающем (в какой стране изготовлен товар, срок его годности и т. д.). Вся необходимая информация об импортных товарах должна быть предоставлена покупателю на русском языке. Способ использования товара должен быть описан на упаковке, или покупатель должен иметь возможность узнать об этом у продавца.

3. Право потребителей на надлежащее качество товаров (работ, услуг). Товар должен точно соответствовать стандарту или условиям договора (обязательно должен иметь сертификат качества).

4. Право потребителей в случае приобретения товаров ненадлежащего качества требовать:
1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление, выполненное потребителем;
2) соразмерного уменьшения покупной цены;
3) замены на товар аналогичной марки (модели);
4) замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
5) расторжения договора купли-продажи и возмещения понесенных убытков (при этом потребитель обязан возвратить некачественный товар). Потребитель предъявляет продавцу одно из вышеперечисленных требований по своему усмотрению.

5. Право на судебную защиту интересов потребителей от недобросовестных продавцов.


Ученик: К сожалению, нередки случаи продажи потребителям недоброкачественных товаров.
Что понимается под недостатком товара?

Юристы (Ольга Б., Юлия Максакова):
Это означает, что товар не соответствует стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги).


Ученик: На некоторые товары устанавливается гарантийный срок, срок годности и срок службы. Что мы можем сделать, если гарантийный срок не указан?

Юристы (Ольга Б., Юлия Максакова):
Если на товар специальные сроки не установлены, потребитель вправе предъявить требования по поводу недостатков изделия в течение б мес. со дня его приобретения.
Гарантийный срок обычно устанавливается на товары длительного пользования (телерадиоаппаратуру, автомотосредства, бытовую технику и т. д.). В течение гарантийного срока товар должен сохранять свои потребительские свойства. Если на товар имеется гарантийный срок, то потребитель может предъявить требования по поводу обнаруженных недостатков в этот срок.

Юридические консультанты (Алина Ф., Валерия Ч.):
Срок годности устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, средства бытовой химии и другие товары, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени до такой степени, что станут угрозой для жизни и здоровья людей. Закон (ст. 15) запрещает продажу товаров с просроченным сроком годности. Если потребитель приобрел такой товар, то он должен быть заменен на аналогичный, на который не истек срок годности, или покупателю должна быть возвращена стоимость товара.

Юристы (Ольга Б., Юлия Максакова):
Хочу обратить ваше внимание на то, что обмену подлежат только непродовольственные товары надлежащего качества, которые не были в употреблении, не потеряли свой товарный вид. При этом должны быть сохранены пломбы, фабричные ярлыки, кассовый чек на проданный товар. Потребитель может обменять качественный товар лишь в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Просьба об обмене товара может быть направлена только продавцу, у которого был приобретен этот товар.


Юридические консультанты (Алина Ф., Валерия Ч.):
Не все товары надлежащего качества подлежат обмену на аналогичный товар. Не подлежат обмену:

1) изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней;
2) ткани и другие метражные товары (ленты, тесьма, кружева и т. д.);
З) бельевой трикотаж, купальники, плавки;
4) постельное белье;
5) чулочно-носочные изделия;
6) штучные текстильные товары (скатерти, салфетки, полотенца, носовые платки и т. д.);
7) парфюмерно-косметические товары;
8) товары бытовой химии;
9) предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки и т. д.).

(учитель в это демонстрирует слайд):


Юридические консультанты (Алина Ф., Валерия Ч.):
Неправильное описание качества товара, продажа испорченной пищи, обмер, обвес рассматриваются как действия, направленные против потребителей.

Ученики: Куда обращаться потребителю в случае, если его права нарушены, а продавец товара или исполнитель услуги отказываются добровольно исправить нарушение?

Юристы (Ольга Б., Юлия Максакова):
Потребители могут обратиться в следующие службы:
1. Территориальное управление Государственного антимонопольного комитета (ГАК).
2. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба (санэпидстанция).
З. Территориальное управление Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии.
4. Комитет по защите прав потребителей при местной администрации.
5. Общественные организации по защите прав потребителей (общества потребителей).
6. Экспертные лаборатории.


Учитель: в нашем регионе – это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], г.Астрахань,
ул.Н.Островского, 138.



Ученики: Как потребитель может защитить свои права, не обращаясь ни в какие органы?

Юридические консультанты (Алина Ф., Валерия Ч.):
Сначала следует обратиться с устной претензией к администрации магазина. Иногда такого обращения бывает достаточно для восстановления нарушенных прав потребителя. Куда бы вы ни обращались, вы должны обязательно предъявить документы о купле-продаже товара (услуги): чеки, расписки, квитанции, инструкции, технические паспорта, гарантийные талоны с соответствующими отметками. Сохраняйте эти документы, потому что без них вашу жалобу никто не будет рассматривать.


Учитель: я предлагаю вам составить образец претензии, которую мы могли бы с вами предъявить продавцу товара в случае продажи товара ненадлежащего качества.

На данном этапе опять проводится исследовательская деятельность учащихся. Ученики обдумывают и предлагают позиции, которые можно указать в претензии магазину.
Учащиеся выносят на доску позиции претензии и составляют ее образец.

А теперь давайте сравним ее с образцом бланка претензии, разработанной другими органами по защите прав потребителей.

Юристы (Ольга Б., Юлия Максакова):
Предоставляем вашему вниманию Образец бланка претензии, разработанный городским органом по защите прав потребителей г. Екатеринбурга:


Кому _________________________
Потребитель __________________
Адрес: _______________________
Претензия о приобретении товара с недостатками
Мною приобретен товар Вашего торгового предприятия (либо Вашего производства), гарантийный срок иди срок годности товара, данный факт подтверждается:
Вашей отметкой в техническом паспорте, товарным чеком, кассовым чеком, показаниями свидетелей (ненужное вычеркнуть).

Оплатив товар, я свои обязанности по договору купли-продажи выполнил(а).
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан продать потребителю товар, соответствующий по качеству обязательным требованиям стандартов.

Характеристика недостатка ____________________
Дата приобретения ____________________________
Завод-изготовитель ___________________________

Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель, которому продан товар с недостатком, вправе по своему выбору потребовать.
1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем;
2) соразмерного уменьшения покупной цены;
3) замены на товар аналогичной марки (модели);
4) замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
5) расторжения договора и возмещения убытков.

В соответствии со ст. 20,21 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае ремонта либо замены товара с недостатком по требованию потребителя продавец обязан немедленно безвозмездно предоставить ему на время ремонта (замены) аналогичный товар длительного пользования с доставкой за свой счет.

На основании изложенного, согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», требую ____________________________________
(записывается одно из вышеперечисленных требований по выбору потребителя)
За каждый день просрочки исполнения указанного требования свыше срока, установленного ст. 20, 21, 23 Закона РФ «О защите прав потребителей», Вы обязаны уплатить мне в добровольном порядке неустойку в размере 1 % от стоимости товара и 10% за неисполнение требования о предоставлении аналогичного товара на время ремонта (замены).

Ответ прошу сообщить в письменной форме.
В случае отклонения моей претензии буду вынужден(а) обратиться в суд за защитой своих прав потребителя, кроме вышеуказанного, я буду требовать возмещения причиненных мне убытков и морального вреда на основании ст. 1315 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Предлагаю спор решить в досудебном порядке.

Дата ___________________
Подпись ________________


Юридические консультанты (Алина Ф., Валерия Ч.):
Предлагаем вам познакомится с практическими советами потребителю:

1. Чем ниже цена товара или услуги, тем больше вероятность, что они плохого качества или опасны для здоровья.
2. Чем менее обдуманно сделан выбор, тем вероятнее, что неудачен.
3. Чем проще процедура покупки, тем сложнее будет потом защищать свои права.
4. Не доверяйте случайным продавцам, так как очень велик риск быть обманутым.
5. При сомнении в качестве продовольственных товаров требуйте у продавца предъявления сертификата качества.
6. Только имея на руках письменные подтверждения факта купли-продажи товара (услуги), т. е. чек, квитанцию и т. д., можно защитить свои права.

Ученики: «Одна из полочек блузки скроена по долевой, а вторая по косой. Можно ли признать некачественной такую блузку?

Юристы (Ольга Б., Юлия Максакова):
Можно, так как качество блузки не соответствует стандарту и обычно предъявляемым требованиям, однако если продавец оговорил такой факт, т. е. предупредил покупателя о погрешностях товара, то блузка не может быть признана некачественной для предъявления требований о ее замене или возврате денег.

Ученики:
Мы купили двухкамерный холодильник в магазине, оплатили доставку. Когда грузчики привезли холодильник и стали вносить его в дом, то случайно испортили поверхность холодильника (царапины, вмятины). Мы отказались расписываться в квитанции и на следующий день обратились к директору магазина с просьбой заменить холодильник». Правомерны ли наши действия?

Юридические консультанты (Алина Ф., Валерия Ч.):
Поскольку магазин принял на себя обязательство доставить товар, он несет ответственность за него до момента принятия его потребителем (факт получения товара потребителем подтверждается его подписью в квитанции), и, обнаружив дефекты, вы не должны подписываться в квитанции, потому что привезенное изделие частично повреждено, а магазин обязан по выбору потребителя выполнить одно из следующих действий:
1) заменить товар на аналогичный;
2) за свой счет произвести ремонт;
3) заменить сломанные (поврежденные) элементы товара (ст. 4).


Ученики: «Покупатель приобрел коробку конфет в кондитерском отделе универмага. Пока ходил по торговым залам передумал: надо было купить развесных конфет или торт. В кондитерском отделе попросил продавца обменять приобретенный товар, предъявляя кассовый чек. Продавец отказал в данной просьбе». Прав ли продавец?


Юридические консультанты (Алина Ф., Валерия Ч.):
Продавец прав, так как продовольственные товары не обмениваются.
Ученики: «Покупатель приобрел обувь. При обмене оказалось, что данной модели ботинок в продаже нет. Покупатель выбрал ботинки другой модели, но магазин отказал в обмене, так как цена на эту модель ниже». Нарушены ли права потребителя в данной ситуации?


Юристы (Ольга Б., Юлия Максакова):
Да, нарушены, так как при невозможности обмена качественного товара потребителю должны быть возвращены деньги, если товар не был в употреблении, но так как покупатель согласен произвести обмен на другую модель, то продавец не вправе ему отказывать, а должен сделать перерасчет покупной цены и выплатить покупателю разницу в цене.


Юристы (Ольга Б., Юлия Максакова):
Наступает момент истины, когда хочется узнать, что вы поняли из предложенных ситуаций.
Надеемся, что вы всегда будете помнить о своих правах потребителя и будете грамотны в их защите.
Желаем вам не быть обманутыми.

Учитель: Устали?
Вот и закончилось наше мероприятие. Я благодарю всех его участников. Желаю вам удачи при совершении сделок купли-продажи. Так как сегодня вы, как потребители, на аукционе претерпели моральный ущерб, предлагаю вам его возмещение.
Всем спасибо.










Источники.
Литература
Е.Н.Травин, Экономика. Ролевые игры и практикумы. 10-11 классы, Москва, Издательство «НЦ ЭНАС» 2003;
Т.Н.Стариченко, Экономика. Практикум. Москва, Издательство «НЦ ЭНАС» 2004;

Цифровые образовательные ресурсы
1С.Образование «Экономика 9-11 классы. Практикум»;
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Интернет-ресурсы
http://images.yandex.ru/

15