Практическая работа по теме Информационно- коммуникационные технологии в системе экспертизы качества образования.

Практическая работа Модуль 6.

Тема 1 Информационно- коммуникационные технологии в системе экспертизы качества образования



Ф.И.О. слушателя: Шереметова Оксана Алиевна
Группа № 4 Дата выполнения работы: 1 октября 2014 г.


Вопрос 1

Назовите новые формы деятельности с использованием ИКТ в воспитании учащихся.
Ответ
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер.
Использование ИКТ в воспитательной практике
Поиск и сбор информации;
Банки данных по различным направлениям воспитательной работы; Развитие исследовательских способностей детей ( создание проектов);
Формирование и развитие школьных СМИ;
Диагностика (психологическое тестирование, экспресс-диагностики);
Развитие школьного сайта;
Разработка грамот, дипломов и пр.;
Подготовка педсоветов на воспитательные темы;
Данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
Информация для классных часов;
Виртуальный музей;
Портфолио школьника;
Компьютерные карты здоровья;
Планы самовоспитания детей;
Игры, конкурсы, викторины;
Обобщение опыта.
Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.
Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание. Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Учителю, занимающемуся воспитанием детей, нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса в рамках национального проекта «Образование».
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы педагога.

Вопрос 2
Можно ли использовать потенциал сетевых сервисов для активизации групповой деятельности учащихся?
Ответ

Потенциал сервисов в групповой деятельности учащихся можно использовать:
для создания совместных творческих презентаций,
для саморазвития учащихся,
для совместного поиска,
хранения информации,
создания различных проектов.
Совместное создание виртуальных краеведческих и экологических экскурсий школьниками и студентами.
Коллективное создание творческих работ – сказок, стихотворений, эссе
Коллективное создание школьных энциклопедий.

Вопрос 3
Определите, как открытая среда сетевого сообщества влияет на деятельность учеников?
Ответ
Открытая среда сетевого сообщества влияет положительно на учащихся, т.к. здесь они могут найти очень много любопытной информации, обмениваться мнениями и размещать свою.
Учащиеся в любое время могут свободно пользоваться сетевыми сервисами для получения ими полезной информации и включения её в свою работу.

Вопрос 4

Сформулируйте возможности использования социальных сервисов интернет в работе учителя.

Ответ
Социальные сетевые сервисы необходимы учителям в своей педагогической деятельности для того, чтобы обмениваться опытом, информацией с коллегами, размещать полезную информацию для детей и родителей наглядно, используя фотографии, видео, аудио возможности.
Применение ССС в учебном процессе может осуществляться на учебных занятиях различных организационных форм:

урок
учебная  конференция
семинар
учебная дискуссия
практикумы различных видов и др.
Место ССС на учебном занятии определяется его структурой. Организация учебного процесса с применением ССС строится в два этапа: подготовительный и основной. Целью первого этапа является проектирование учебного процесса. На втором этапе происходит реализация плана применения ССС. 
Подготовка учителя к учебному занятию с применением сетевых социальных сервисов будет способствовать повышению качества  образовательного  процесса  по  таким  направлениям как: расширение образовательного поля учащегося (в области источников информации), появление новых «точек» для  социального  взаимодействия,  как учителей, так и учащихся, формирование новых приемов педагогической деятельности педагогов и в целом развитие их профессиональной компетентности.

Вопрос 5
Перечислите полезные Интернет-сервисы для работы педагога в условиях процесса модернизации образования.

Ответ
Полезные Интернет-сервисы для работы педагога в условиях процесса модернизации образования:


http://www.bobrdobr.ru – БобрДобр (русский интерфейс)
http://Del.icio.us – Делишес (английский интерфейс)
http://rumarkz.ru/ - Румарк (русский интерфейс)
http://utx.ambience.ru/ - Цветные полоски (русский интерфейс)

Социальные сетевые сервисы для хранения мультимедийных ресурсов
Адреса сайтов
фотосервисы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Фликр (английский интерфейс)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Фламбер (русский интерфейс)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Панорамио (многоязычный интерфейс)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Пикаса (многоязычный интерфейс)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Фотоархив на Мейл.ру (русский интерфейс)
http://www.fotodia.ru/ - Фотодия (русский интерфейс)
http://kalyamalya.ru – КаляМаля (русский интерфейс)
видеосевисы:
http://youtube.com – Ютьюб (английский интерфейс)
http://www.rutube.ru -Рутьюб (русскоязычный интерфейс)
http://video.mail.ru/ - Видео@mail.ru (русскоязычный интерфейс)
http://vision.rambler.ru/ - RamblerVision (русскоязычный интерфейс)
аудиосервисы:
http://rpod.ru/
http://studio.odeo.com/
другие сервисы:
Скрибд (английский интерфейс) – для хранения текстовых файлов на любом языке
http://www.slideshare.net/ – СлайдШара (английский интерфейс) - для хранения презентаций
http://www.spresent.com/ - Спрезент (английский интерфейс) для создания презентаций он-лайн

http://Livejournal.ru – Живой журнал ЖЖ
http://Liveinternet.ru – Живой Интернет
http://blogs.mail.ru – Блоги на Мэйл.ру

Вопрос 6

Определите с помощью, каких средств информационных технологий возможен мониторинг учебного процесса.

Ответ
Проведение мониторинга требует некоторых затрат времени и материальных средств. Как правило, необходимо провести работу по формированию выборочных совокупностей учащихся, созданию научно обоснованного инструментария (тестов, анкет, опросных листов, программного обеспечения и т.д.), сбору данных, кодированию и анализу данных, их обработке, интерпретации и подготовке представления результатов. Российский и региональный опыт проведения мониторинга говорит о том, что затраты могут перевесить выгоды, если не приложить усилия по соблюдению всех методических требований к проведению мониторинга и не создать условия для использования результатов мониторинга в управлении качеством образования. Специалисты по мониторингу выделяют ряд условий его эффективности, среди которых отмечены такие, как:
системный подход, обеспечивающий слаженную работу механизма по сбору, обработке, анализу и интерпретации информации;
сочетание количественных и качественных методов измерений в мониторинге;
репрезентативность выборочных совокупностей учащихся, принимающих участие в мониторинге;
широкое привлечение к проведению мониторинга квалифицированных специалистов и учителей;
использование качественного инструментария и современного программного обеспечения для обработки и анализа данных мониторинга;
наличие необходимой материально-технической базы (статистических пакетов для обработки данных, техники и т.д.).
Все перечисленные условия невыполнимы без привлечения и использования современных информационных и коммуникационных технологий. В модели управления качеством образования, основанной на непосредственном контроле знаний учащихся, реализуется так называемый педагогический мониторинг. Он имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей ОУ и органов управления качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Объектом педагогического мониторинга являются результаты учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения. Одним из видов педагогического мониторинга является так называемый дидактический мониторинг – слежение за различными сторонами учебного процесса.
Во второй модели управления качеством образовательного процесса, методической основой которой являются международные стандарты серии ISO 9000, объектом мониторинга являются не один, а множество, совокупность процессов, реализуемых в образовательном учреждении, в том числе – учебный процесс. Таким образом, результаты тестирования знаний учащихся остаются важнейшими показателями качества учебного процесса, но не единственными.

Например, классный руководитель и заместитель директора по воспитательной работе разрабатывают мероприятия с учетом индивидуально-групповых особенностей школьников.
Руководители предметных методических объединений используют их при проведении олимпиад, ученических научно-практических конференций, предметных недель и т.п.
Заместитель директора по УВР разрабатывает с учителями разноуровневые контрольные работы, тесты, новые технологии с целью совершенствования образовательного процесса.
Психолог разрабатывает методические рекомендации по коррекции нарушений в развитии учащихся.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе проводит разноуровневые контрольные работы, тестирование, проводит сравнительный анализ уровня здоровья учащихся.
Заместитель директора по воспитательной работе работает совместно с психологом школы для выявления ребят группы риска и проведения коррекционно-развивающих занятий.
Они проводят мероприятия по формированию здорового образа жизни и собирают данные для мониторинга социальной успешности выпускников. Директор владеет всей перечисленной информацией и принимает управленческие решения по развитию образовательной системы. Таким образом автоматизация системы управления и использование программных комплексов позволили нам выйти на качественно новый уровень управления, способствовали включению всего коллектива в процесс внутришкольного управления по результатам на базе знаний их качественных показателей. Кроме того, данный комплексный продукт обеспечивает активное участие в учебном процессе не только сотрудников, но и учеников и – что особенно актуально – родителей.

Вопрос 7

Назовите формирующиеся компетенции при использовании сетевого взаимодействия в образовании.



Ответ
Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.
Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий.
Сетевое взаимодействие позволяет:
распределять ресурсы при общей задаче деятельности;
опираться на инициативу каждого конкретного участника;
осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;
использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.
В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования.