Урок-спектакль по теме Творческое мышление

спектакль
«Как Вася поссорился с Творческим мышлением»
Цель: побудить детей к размышлению о том, что мешает учиться лучше и что может помочь.
Задачи: в ходе спектакля познакомить детей с видами творческого мышления;
выяснить, почему необходимо развивать свое творческое мышление.
Действующие лица:
Автор
Творческое мышление
Сестры: Беглость
Гибкость
Оригинальность
Мама
Папа
Вася
Путанка
Никотинус
Мудрилка

Оборудование: телевизор, компьютер, листочки бумаги, чаша, семена, горшок с землей.

Психолог: Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие и увидим удивительную историю, которая произошла с мальчиком по имени Вася.
Автор: В некотором царстве, в некотором государстве жило-было Творческое мышление со своими сестрами.
(на сцене появляется Творческое мышление и сестры)
Первую сестру звали Беглость.
Беглость: Я помогаю людям создавать быстро целый поток идей.
Вторую сестру звали Гибкость.
Гибкость: А я помогаю взглянуть на проблему с разных сторон.
Третью сестру звали Оригинальность.
Оригинальность: Я помогаю людям придумывать нестандартные, оригинальные, необычные идеи и решения.
(садятся сбоку сцены за стол)
Автор: А по соседству с Творческим мышлением жила-была семья: мама, папа и озорной мальчик Вася.
(на сцену выходит семья и проходит на другой конец сцены).
Мама: Вася, нельзя часами смотреть телевизор, да и за компьютером просиживать. От этого творческое мышление портится.
Папа: Слушай, что мать говорит! Лучше бы занимался, мышление свое творческое развивал.
Вася (ворчит): Ну вот ещеБольно надо напрягаться. Все уши прожужжали: «Творческое мышление!.. Творческое мышление!..» обойдусь и без вашего творческого мышления!
(мама с папой качают головой)
Мама: Ай-ай-ай. Ну что за мальчик!
Папа(расстроено): Ну что за сынок!

(во время этого разговора Творческое мышление прислушивается, переговаривается с сестрами и качает головой)
Творческое мышление: Давайте, дорогие сестры, проучим этого мальчишку!
(сестры соглашаются)
Все уходят со сцены.
Вася идет по сцене и собирает грибы.
Автор: Однажды Вася отправился в лес за грибами. Шел по лесу, слушал пение птичек. Вдруг откуда ни возьмись – волшебница Путанка появилась и стала колдовать.
Путанка (идет по сцене и делает руками пассы): Все стежки-дорожки запутаю-перепутаю! Все стежки-дорожки запутаю-перепутаю! Все стежки-дорожки запутаю-перепутаю!
Автор: И запутала.
Вася ( оглядывается): Где же дорога домой? Эх, был бы компас, вмиг бы отыскал. А так, что теперь делать, не знаю.
( садится на пенек и плачет)
Автор: Узнала про Васину беду первая сестрица Творческого Мышления Беглость, сжалилась и бросилась Васю спасать.
Беглость (подходит к Васе): Я поделюсь с тобой, Вася, беглостью мышления. Что ты все про компас? Где другие идеи? Думай, Вася, думай, как другими разными способами эту проблему решить можно.
(Вася начинает думать, а Беглость кружится вокруг него.)
Вася: Как же я раньше не сообразил? Вот дерево! С одной стороны на нем больше моха наросло, значит там север! А вот солнышко светит. Еще утро, а солнышко всходит на востоке! Значит, там восток, там – север! Там – мой дом! Ура! Сообразил. Вон куда надо идти.Спасибо тебе, Беглость!
( Беглость уходит за сцену. Вася проходит по сцене круг, навстречу ему появляется Никотинус).
Никотинус ходит вокруг Васи и говорит: Васек, давай закурим по одной, расслабимся. Знаешь, как классно! Кайф! Чего ты боишься? Это личное дело каждого – курить или нет. Ну, давай, смелее.
(пока он говорит, Вася внимательно его слушает)
Вася: И правда, это мое личное дело. Хочу – курю, хочу – нет. Кому какое дело.
(Вася протягивает руку за сигаретой, но тут на сцену выбегает вторая сестра Творческого Мышления – Гибкость. Она ходит вокруг Васи, оттесняет Никотинуса и говорит)
Гибкость: Думай, Вася, думай. Посмотри-ка на эту проблему со всех сторон. Ты уверен, что курить – твое личное дело?
Вася ( подумав): Ой, чуть глупостей не наделал! Здоровье погубить легко, а потом его ни за какие деньги не купишь. И деток лично я хочу здоровых иметь, когда сам папой стану. А деньги тратить на курево - глупо, лучше яблок купить или апельсинов. Там витамины, для здоровья полезнее. Нет, не личное это дело: курить или не курить. А всех касается, как ни крути. Так что, Никотинус, не буду я курить и тебе не советую.
(Никотинус махнул рукой и ушел) Спасибо тебе, Гибкость, что помогла взглянуть на проблему с разных сторон.
Гибкость: да не за что. Не забывай, обращайся ко мне почаще. ( уходит).
Автор: Пошел Вася дальше, но на пути его поджидало третье испытание – встреча с волшебницей Мудрилкой.
Мудрилка: Куда путь, Васенька, держишь?
Вася: Домой, к папе и маме иду.
Мудрилка: Что же, пущу, если решишь задачку одну, я тут специально для тебя намудрила. А не решишь – навеки в моем царстве останешься. А задачка такая – в бутылке на дне лежит колпачок от ручки. Как его достать, не переворачивая бутылку. Даю тебе три попытки.
Вася: Что тут думать? Встряхнуть бутылку как следует, колпачок и выскочит.
Мудрилка: Ты невнимательный, Вася. Я же сказала, что переворачивать бутылку нельзя.
Вася: Ну, тогда сейчас палочкой попробую достать.
(Вася пробует, но у него ничего не получается)
Мудрилка: Вася, предупреждаю, у тебя осталась одна попытка.
(Вася грустно смотрит на бутылку. Тут к нему подходит третья сестра Творческого Мышления – Оригинальность).
Оригинальность: Думай, Вася, думай! Придумай что-нибудь нестандартное, оригинальное.
(Вася думает, крутит в руках бутылку).
Вася (радостно): Знаю, знаю, как достать колпачок! Надо в бутылку воды налить, колпачок наверх и всплывет.
Мудрилка: Правильно, молодец. Что ж, иди. Счастливого пути, Вася!
(Мудрилка машет ему рукой и уходит).
Вася: До свидания! Спасибо тебе, Оригинальность, за то, что помогла Мудрилкину задачку решить, придумать оригинальный способ.
Оригинальность: Счастливого пути, Вася! ( уходит).
Автор: Вася побежал домой. Там его ждали папа и мама. Они очень соскучились, принялись его обнимать, целовать.
( на сцене мама, папа, Вася)
Вася: Ой, что со мной было!
Мама: Что было?
Папа: Трудно было?
Вася: Конечно! Спасибо сестрицам Творческого Мышления. Беглость научила создавать быстро целый поток идей. Гибкость научила взглянуть на проблему с разных сторон. Оригинальность научила придумывать нестандартные, оригинальные идеи. Теперь-то я понимаю, почему необходимо развивать творческое мышление, пойду с нашим соседом мириться.
(Вася идет по сцене к Творческому Мышлению и его сестрам)
Вася: прости меня, Творческое Мышление. Я все понял и хочу с тобой дружить.
Творческое Мышление: Вот и хорошо. Я рад, что ты все понял.
(все остаются на сцене)
Автор: С тех пор Вася никогда не ссорился с Творческим Мышлением. А Творческое Мышление всегда было рядом с Васей и помогало ему во всех делах.
(Все герои проходят в зал)
Психолог: Ну вот мы и посмотрели с вами сказку. Скажите, пожалуйста, почему Вася поссорился с Творческим Мышлением? ( дети отвечают)
Почему нужно развивать мышление?
Кто Васе помог?
Поднимите руки те, кто когда-нибудь задумывался, зачем нужно учиться?
Помогла ли вам сказка ответить на этот вопрос?
(обсуждаются ответы детей).
Психолог: Иногда от ребят приходится слышать: Зачем мне эта математика, если я собираюсь стать переводчиком. Но на самом деле все взаимосвязано. Математика развивает абстрактное мышление, без которого невозможно хорошо изучить иностранный язык. Конечно, когда вы станете взрослыми, часть информации забудется, и ваши родители, как вы знаете, сейчас не все помнят из того, чему учились в школе. Это нормально. Самое главное, что обучаясь в школе, дети заставляют работать свой мозг, приобретают необходимые в жизни навыки: выделять главное, классифицировать, группировать, учатся думать, анализировать.
А что мешает лучше учиться? Давайте, вы мне будете говорить, а я записывать. (психолог записывает, на экране телевизора можно увидеть все, что записывается. Например, лень, рассеянное внимание, неумение слушать, плохая дисциплина, низкие способности, безответственность).
Конечно, от природы способности к учебной деятельности у всех разные. Но можно загубить самые замечательные способности и развить до совершенства самые посредственные. А что помогает хорошо учиться? ( опять записывается и появляется на экране. Например, сила воли, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность).
А теперь каждый подумайте, какие черты характера, особенности, обстоятельства мешают лично вам учиться лучше. От чего вы бы хотели избавиться? Запишите их на листочках, которые вы получили, сверните в трубочку и положите в чашу..
Все, что вам мешало, предадим огню. Вы видите, как образуется зола. А зола – это превосходное удобрение. А теперь я беру семена, а вы загадайте, что вы хотите вырастить на пустом месте. Какие качества характера, помогающие в учебе, приобрести. В удобренную землю мы высыплем семена, польем водой, и они обязательно прорастут.
Итак, мы с вами побывали в сказке, поразмышляли над тем, зачем нужны знания, почему надо учиться, что мешает и что помогает учебе. Каждый из вас решил для себя, от чего, мешающего учебе, он хотел бы избавиться, а что приобрести, чтобы учиться лучше. Мы посадили волшебные семена знаний, и я уверена, что они обязательно прорастут.

15