Урок закрепления ранее изученного в 10 классе Тема «Трудные вопросы правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий»

Урок закрепления ранее изученного в 10 классе

Тема «Трудные вопросы правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий»
Цель урока:
Закрепление навыков правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.
Ход урока
I. Работа по теме урока
1. Работа по группам.
На доске записано предложение:
Моще{н,нн)ая дорога прорезала по дли(н,нн)е деревню и вильнув вправо ушла по деревя(н,нн)ому мосту через (не)широкую но быст-рую речку. (В. Богомолов.)
Задание для I группы:
Выполнить синтаксический разбор данного предложения, расставить знаки препинания.
Задание для II группы:
Выписать деепричастие, выполнить фонетический разбор.
Задание для III группы:
- Объяснить пропущенные орфограммы, подобрать по три примера на каждую.
2. После проверки заданий повторяем правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных (см. учебник, с. 78).
- Какие случаи правописания -н- и -нн- в суффиксах прилагательных не названы в учебнике?
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный, но безветренный!
В кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных: воспитанная девушка - девушка воспитанна.
Можно продолжить ряд прилагательных, не имеющих суффикса: юный, румяный, синий, зеленый, багряный, пряный, бараний, свиной.
Необходимо запомнить: масляный (для масла, на масле, из масла): масляная лампа, масляный насос, масляное пятно, масляная краска; но масленый (запачканный, пропитанный, смазанный маслом): масленые руки, масленая каша, масленый блин, масленые глаза, масленая неделя.
3. Правописание -н- и -нн- в суффиксах существительных и наречий.
а) Наречия
-н- пишется в наречиях, образованных от прилагательных с н в суффиксе (искусно - искусный);
-нн- пишется в наречиях, образованных от прилагательных с -нн- в суффиксе (взволнованно - взволнованный).
б) Существительные
Написание -н-, -нн- в именах существительных определяется теми же правилами, что и в полных прилагательных: осинник (корень оканчивается на –н-, суффикс начинается с -н- нефтяник (суффикс -ян-).
С -н- или -нн- пишутся существительные, образованные от соответствующих основ: конопляник, песчаник, сребреник, бессребреник, гостиница, гривенник, дружинник, именинник, малинник, мошенник, племянник, путешественник родственник, рябинник, сторонник, котищ, лиственница.
Необходимо запомнить: приданое, бесприданница, воспитанник, избранник, священник, ставленник, утопленник, вареник, мороженое, мученик, труженик, ученик.
II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Отметьте номера существительных, в которых пишется -н-.
1) Берестян..ик, 2) великомучен..ик, 3) вишен..ик, 4) воспита..ник, 5) задолже..ность, 6) злоумышлен..ик, 7) избран..ик, 8) измен..ик, 9) коноплян..ик, 10) копчен..ости, 11) листвен..ица, 12)осин..ик, 13) мадон..а, 14) мошен..ичество, 15) маслен..ица, 16) наклон..ость, 17) одновремен..ость, 18) подлин..ик, 19) ольша..к, 20) племян..ик.
(Ответы: 1, 2, 9,10,15,19).

2. Отметьте случаи написания -нн- в прилагательных.

1) Безветре..ый день, 2) бульон..ый кубик, 3) ворон..ой конь, 4) глиня..ый горшок, 5) грачи..ое гнездо, 6) дива..ая подушка, 7) искусстве..ый шелк, 8) картин..ая галерея, 9) лекарствен..ое растение, 10) овчин..ый полушубок, 11) почтен..ый старик, 12) свин..ые ножки, 13) сметан..ый соус, 14) солян..ая кислота, 15) струн..ый квартет, 16) таможен..ый досмотр, 17) телефон..ый разговор, 18) тыквен..ая каша, 19) экзаменацион..ая работа, 20) бедствен..ый.
Ответы: 1, 2, 6-11,13,15-20.

3. Карточки для индивидуальной работы:
Вариант I
- Образуйте от ниже приведенных существительных прилагательные с суффиксами:
-н- - весна, дерзновение, мгновение, обыкновение, окно, пламя, семя, телефон, имя, истина;
-ан-{-ян-) - соль, стекло, шерсть, глина, песок, серебро, дрова, рожь, лед;
-ин- - воробей, голубь, гусь, змея, лошадь, орел, осел, соболь, соловей, утка, ястреб;
-енн- - болезнь, бритва, единство, жатва, клятва, листва, мужество, обед, родство, чувство;
-онн- - авиация, дивизия, комиссия, оппозиция, фракция, дискуссия, канализация, реакция.
Вариант II
- -Н- или -нн-! Обоснуйте свой выбор.
1) Арестант недоуме..о поглядел на прокурора. 2) Очень явстве..о послышался носовой голос, надме..о тянувший слова: «Закон об оскорблении величества...» 3) Профессор отвечал растеря..о. 4) Он нёмедле..о явился к Степе и предложил свои гастроли в Варьете. 5) Я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то чтобы тревож..о, а даже как будто бы болезне..о. (М. Булгаков.)

III. Обобщающий тест (напечатан индивидуально для каждого учащегося)
1. В каком ряду во всех словах пишется -нн-?
а) Стекля..ый, искусстве..ый, гриве..ик.
б) Весе..ий, дров..ой, серебре..ик.
в) Зеле..о, тума..ый, конопля..ик.
г) Труже..ик, естестве..о, песч..ый.

2. В каком прилагательном пишется -нн-?
а) кожа..ый;
б) ледя..ой;
в) обеде..ый;
г) дровя..ой.

3. В каком ряду во всех словах пишется -н-?
а) Посла..ик, болезне..ый, соболи..ый.
б) Копче..ости, ветре..ый, сви..ой.
в) Извраще..ый, румя..ый, обяза..ость.
г) Немедле..о, поле..ица, орли..ый.
4. В каком существительном пишется -нн-?
а) поле..ица;
б) труже..ик;
в) бессребре..ик;
г) прида..ое.

Ответы к обобщающему тесту: 1) а; 2) в; 3) б; 4) а.
Итоги теста подводятся на уроке. Выставляются оценки.

Домашнее задание
1. Выучить записи в тетрадях и правила на с. 78, 89 учебника.
2. Работа по вариантам:
1 вариант. Составить словарный диктант по теме «-н- и –нн- в существительных, прилагательных и наречиях» (50 слов). II вариант. Упр. 195.





15