Презентация Коммуникативно — деятельностный подход в образовании


Коммуникативно - деятельностный подход в образовании учитель русского языка и литературыЧерепанова Т.Г. Коммуникативно - деятельностный подход в образовании Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность... Бернард Шоу Что такое коммуникативная компетентность? Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Обучение школьников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации развития общества. Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:1. эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);2. когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);3. поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т. п.). Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей «Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами». «Человек, способный решать самые разные возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком!» Основные виды: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Проектная деятельность совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования. Исследовательская деятельность деятельность обучающихся, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным. Проектно - исследовательская деятельность деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Классификации проектов: по предметно-содержательной области (монопроект, межпредметный проект); по характеру контактов (внутриклассный, внутришкольный, региональный, международный); по характеру координации (с открытой, явной координацией, со скрытой координацией); по доминирующей деятельности учеников (практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, игровой, ролевой); по количеству участников (индивидуальный, групповой), по виду конечного продукта (материальный, действенный, письменный); по продолжительности (мини-проект, краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный) и др. Отличие проекта от исследования. По определению Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Отличие проекта от исследования. По цели Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла. Цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование. Отличие проекта от исследования. По наличию гипотезы Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы. Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Отличие проекта от исследования. 4. По этапам работы Основные этапы проектной деятельности:• Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;• Подготовка и защита презентации;• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. Этапы исследования: • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.• Выдвижение гипотезы. • Постановка цели и конкретных задач исследования. • Определение объекта и предмета исследования. • Выбор методов и методики проведения исследования. • Описание процесса исследования. • Обсуждение результатов исследования. • Формулирование выводов и оценка полученных результатов. Отличие проекта от исследования. По продукту Проект – это замысел, план, творчество по плану.Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации. При организации любой деятельности необходимо учитывать возрастные особенности школьников, создавать условия для их развития.