Статья по теме Особенности обучения иностранному языку в начальной школе


МКОУ «Лицей с кадетскими классами имени Г.С.Шпагина»
города Вятские Поляны Кировской области
Особенности обучения иностранному языку в начальной школе
Учитель английского языка
Суслова Елена Борисовна
Вятские Поляны 2016 год
Тенденцией развития современной системы образования является переход к концепции непрерывного образования, предъявляющий требования к обеспечению нового качества образования. С этим связано раннее начало изучения иностранных языков (со 2 класса) и подготовка к профильному обучению в старших классах. В учебный план начальной школы введен учебный предмет "Иностранный язык». В Федеральном базисном учебном плане на его изучение выделено 210 часов (2 часа в неделю со 2 по 4 классы).
Начальная школа – это очень важный этап в обучении детей, так как именно в этот период закладываются базовые знания языка, навыки его применения и, конечно желание его дальнейшего изучения.
Важной целью всего курса начального обучения предмету является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Учащиеся второго класса с удовольствием приступают к изучению иностранного языка. Им нравиться слушать английскую речь, хочется научиться говорить новые слова. Для быстрого и эффективного запоминания лексики, букв, транскрипции, грамматических правил необходимо использовать различные рифмовки, песенки, стихи, сказки, аудио и видео материал, картинки.
При обучении учащихся произношению английских звуков я использую сказку о язычке «Mr. Tongue», который живет в своем домике и приглашает гостей - [ei], имеет собачку -[r], катает гостей на машинке [t-d], около дома живут ёжики -[f], летают комары - [z], а знакомая пчелка приносит мед-[ ð], все пьют горячий чай, дуя на него -[h], а вечером Mr. Tongue ложится спать, задувая свечу -[w]. И такие сюжеты сказок можно придумать на все английские звуки. Также использую короткие рифмовки на звуки “ A black cat sat on the mat and ate a fat rat”, “ A bear on the chair, a chair on the bear”, “I like the hat that is on my cat”.
При знакомстве с английским алфавитом, каждую букву с чем-то ассоциируем, запоминаем рифмовку про неё: «Так, сказала буква U u, я вам песенку спою», «Это буква – буква K k, с ней всегда и всё OK!» или «Шагнула буква R r вперед, как будто Я наоборот».
Прочность усвоения знаний обеспечивается тогда, когда при знакомстве с новым материалом задействованы чувства, мышление, зрительные и слуховые, речевые анализаторы, предоставляется возможность самостоятельного, творческого применения.
Учитель, работающий с младшими школьниками обязательно должен обязательно способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроках иностранного языка.
В начальной школе нельзя недооценивать роль игры, как способа обучения иноязычной речи. По словам Никитенко З.Н., профессора кафедры методики преподавания иностранных языков МГПУ– «нельзя форсировать развитие младшего школьника, включать его в учебную деятельность, минуя игровую. Нельзя считать игру (игру не как развлечение, а как способ овладения иноязычной речевой деятельностью в психологическом смысле этого слова)- пустой тратой времени». Практикуемые методики преподавания английского языка в начальной школе должны основываться на играх, активной деятельности, визуализации, быть наглядными и понятными детям.
На своих уроках обязательно использую дидактические игры (лексические, фонетические, грамматические), а также ролевые игры.
Очень нравиться детям игра “What’s missing” для закрепления лексики, развития памяти и внимания. Также использую различные игры с мячом, разноцветным кубиком, игру «Эхо» для развития фонематического слуха, «Волшебный мешочек» для отработки грамматических структур, игру с волшебным словом “Please”, когда действия выполняются только, когда прозвучит волшебное слово. Младшие школьники с удовольствием разыгрывают роли при игре «В магазине», «В кафе», «В аэропорту», «Разговор по телефону», особенно когда используются атрибуты для игры (телефон, билеты, муляжи, картинки, игрушечные деньги).
Выбор технологии обучения должен осуществляться с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников: (повышенная эмоциональность, подвижность, чувствительность, быстрая утомляемость), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения. Наиболее часто в начальной школе используются игровые, информационно-коммуникационные технологии, развивающего обучения, уровневой дифференциации, проблемного обучения, технология деятельностного метода.  Так как в основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, наиболее интересной мне кажется использование ТДМ.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода является то, что она переводит ученика в позицию субъекта учебной деятельности, в ходе которой на любом предметном содержании учебных дисциплин ученик получает возможность на каждом уроке выполнять весь спектр личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий. ТДМ включает 9 этапов урока, но на базовом уровне учитель может использовать только шесть. Применение ТДМ позволяет научить учащихся самостоятельно фиксировать затруднение и находить причину, ставить цель своей деятельности, работать по плану, видеть свои ошибки, учиться их исправлять, анализировать свою работу.
По окончании начальной школы у школьников должны быть сформированы следующие коммуникативные умения:
1. В области говорения:
- осуществлять диалогическое общение на элементарном;
- создавать элементарные связные высказывания .2. В области  аудирования:
- понимать и реагировать на устные высказывания;
- понимать просьбы и указания учителя, сверстников;
- понимать общее содержание текстов;
-полностью и точно понимать короткие сообщения.
3. В области чтения:
-  выразительно читать вслух;
-  читать про себя с целью: понимания основного содержания несложных текстов, поиска необходимой информации
4. В области письма:
- написать короткое поздравление, выразить пожелание;
- написать личное письмо;
- составить и записать план прочитанного;
- делать выписки из текста.
Однако при переходе в 5 класс у многих учеников констатируется неготовность и трудность при дальнейшем изучении иностранного языка. Причины следует искать в начальной школе. По словам многих исследователей (Асмолов А.Г.) слабым местом в школе остается неспособность научить школьников самостоятельно учиться. «Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками» (А.Г. Асмолов)
Основная задача начальной школы – научить учиться, т.е сформировать УУД.
Формирование УУД происходит на всех уроках и во внеурочной деятельности. Какие же возможности для формирования УУД содержат в себе уроки английского языка в начальной школе?
КУУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Задания для формирования:
работа в группах, в парах
«Познакомься с новым другом»
расскажи о …..
составь диалог, разыграй по ролям
«Отгадай, о ком говорим»;
 «Подготовь рассказ...», «Опиши устно...», «Объясни...»;
ЛУУД
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование;
нравственно-этическая ориентация.
Задания для формирования
участие в проектах «Моё любимое животное», «Мой день», «Мой любимый праздник»
подведение итогов урока;
творческие задания;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений
ПУУД
общеучебные
логические учебные действия,
постановка и решение проблемы.
знаково-символические действия
Задания для формирования
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
упорядочивание;
составление схем-опор, кодирование
работа с разного вида таблицами;
работа со словарями;
вставь букву, слово;
замени картинки словами
закончи предложение
составь из букв слово
найди слово
РУУД
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
коррекция
оценка
саморегуляция
Задания для формирования
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
Проба на внимание «ищу ошибки»;
Определение темы и цели урока,
Рефлексия урока
Изучение английского языка в начальной школе стимулирует развитие психических процессов, способствует формированию межкультурной компетенции, а правильный выбор средств, технологий, методов обучения положительно скажется на развитии младшего школьника и создаст условия для успешного обучения в средней и старшей школе.
Литература.
ФГОС НОО (утвержден приказом Минобрнауки от 6 октября 2009г. №373);
«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». От действия к мысли. Пособие для учителя под редакцией А.Г. Асмолова, Москва «Просвещение», 2008г.
Дидактическая система деятельностного метода Л.Г. Петерсон . www.schola2000.ruНикитенко З.Н. «Специфика обучения английскому языку в начальной школе» журнал «Первое сентября. Английский язык» №19-2009г.
Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в школе», Москва «Просвещение», 2009г.
www.english4kids.ru