«Механические неисправности асинхронного двигателя»


Министерство образования и науки
Хабаровского края
КГБОУ НПО «Профессиональное училище №11»





«Механические неисправности асинхронного двигателя»















Комсомольск - на – Амуре
2014г

Обсуждено на заседании
методической комиссии
электротехнического цикла
председатель МК__________ Е.К.Смишко
« » ___________________2014г.











Методическая разработка открытого урока



«Механические неисправности асинхронного двигателя»




По профессии:
«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»




г.Комсомольск - на – Амуре
2014г.




Обсуждено на заседании
методической комиссии
электротехнического цикла
председатель МК__________ Е.К.Смишко
«____»___________________2014г.



Название работы: «Механические неисправности асинхронного двигателя»




Тип пособия: методическая разработка открытого урока.

Разработал: мастер производственного обучения Кружкова О.К.

Рецензент: Преподаватель спецдисциплин Гомаскова Марина Артуровна

Анотация:
Данное мероприятие помогает обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Механические неисправности асинхронного двигателя». Способствует повышению имиджа профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», развитию творческой активности учащихся, воспитанию чувства ответственности за выполненную работу.


Данная разработка предназначена для мастеров производственного обученияи преподавателей специальных дисциплин.




КГ БОУ НПО ПУ – 11
г.Комсомольск-на-Амуре,
Ком. Шоссе – 26
Тел. 8 (4217) 54-34-45



План урока
Целевая установка – восстановить в памяти и систематизировать пройденный материал по заданной теме.

I. Оргмомент (1 – 2 мин.):
1. Проверка присутствующих.
2. Проверка внешнего вида.
3. Проверка готовности к уроку.

II. Вводный инструктаж (35 – 40 мин.)
Работа по карточкам заданиям с самоконтролем.
Показ трудовых приемов неисправностей асинхронных двигателей.
Определение учащимися неисправностей асинхронных двигателей.
Закрепление пройденного материала.
Выдача задания на практическую часть.

2. Актуализация знаний учащихся – систематизировать опорные знания учащихся по устранению механических неисправностей асинхронного двигателя
1. Работа по карточкам заданиям с самоконтролем.
Задание:
- Записать механические неисправности асинхронного двигателя и способы их устранения (слайдовая презентация),
- Найти на предложенных экспонатах механические неисправности асинхронного двигателя
2. Инструктаж по технике безопасности.
3. Показ и объяснение приемов, способов технологической последовательности выполнения трудовых операций;
4. Просмотр видеофильма.





III Основная часть.
Текущий инструктаж (4,5 час.)

№ п/п
Деятельность мастера
Деятельность учащихся

1.
Обход с целью проверки правильности организации рабочего места
Организация рабочего места, подбор инструментов

2.
Наблюдение за деятельностью учащихся
Визуальный осмотр двигателя, выявление неисправностей

3.
Обход с целью контроля правильности выполнения трудовых приёмов и операций. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ.
Исправляют механические неисправности

4.
Наблюдение за деятельностью учащихся. Обход с целью контроля соблюдения правил техники безопасности.
Самоконтроль

5.
Принятие работ
Сдача работ


Контрольные обходы:
1) соблюдение правильной организации рабочего места;
2) соблюдение правил техники безопасности во время работы;
3) очередность выполнения операций;
4) соблюдение технологического процесса ;
5) дополнительный инструктаж в процессе выполнения операций учащимися.

IV. Заключительный инструктаж
1. Анализ выполнения работ:

а) допущенные ошибки;

б) нарушение техники безопасности;

в) отклонение от требований при выполнении операций;

2. Подведение итогов.

3. Объявление оценок.





Ход урока
Тема урока: «Механические неисправности асинхронного двигателя»
Цели урока:
-обучающая:
сформировать практические навыки по устранению механических неисправностей асинхронного двигателя, умение давать оценку качества выполненной работы.
Задачи: - сформулировать знания по технологическому процессу по устранению механических неисправностей асинхронного двигателя,
- изучить приемы по устранению механических неисправностей асинхронного двигателя,
- научить учащихся самостоятельному выполнению устранения механических неисправностей асинхронного двигателя,
- закрепить профессиональные навыки по устранению механических неисправностей асинхронного двигателя,
- развивающая:
формировать и развивать умения у учащихся анализировать выполненную работу по устранению механических неисправностей асинхронного двигателя
Задачи:
- умение применять свои знания на практике, - умение правильно организовывать свое рабочее место,
- умение продумывать последовательность производимых операций,
- умение соблюдать ТБ,
- воспитательная:
стимулировать потребность в формировании ответственности, аккуратности при выполнении работ
Развитие ключевых компетенций:
· Ценностно-смысловая компетенция – формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемому предмету и видам деятельности;
· Учебно-познавательная – ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; выбирать необходимые приборы и оборудование, работать с инструкциями, описывать результаты, формулировать выводы;
· Коммуникативнвя компетенция – владеть способами взаимодействия с окружающими, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; владение способами контроля и взаимоконтроля; само и взаимооценки.

Тип урока: урок совершенствования знаний, формирования практических умений и отработки навыков.
Общие методы обучения: диалогический, показательный, алгоритмический.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами беседы, практический.
Форма организации урока: групповая
Оснащение урока:
Материально-техническое:
- оборудование, инвентарь (молотки для правки лопаток ротора и крышек вентиляторов, оправки для выравнивания металлических поверхностей ) , набор электромонтажных инструментов, асинхронные двигатели,
Дидактические средства обучения:
- интерактивное средство обучения,
- карточки-задания


Интерактивные средства обучения:
-ПК,
-мультимедийная установка
- видиоролики МР4

Приветствие учащихся. Доклад дежурного о явке учащихся и готовности к уроку .
Наша задача сегодня изучить приемы по устранению механических неисправностей асинхронного двигателя.
Неисправности электродвигателей возникают в результате износа деталей и старения материалов, а также при нарушении правил технической эксплуатации. Причины возникновения неисправности и повреждения электродвигателей различны. Нередко одни и те же неисправности вызываются действиями различных причин, а иногда – и совместными их действием. Успех ремонта во многом зависит от правильно установленных причин всех неисправностей и повреждений поступающего в ремонт электродвигателя.
Механические неисправности асинхронных двигателей. Давайте вспомним механические неисправности. Для этого нам нужно взять карточки, которые находятся у вас на столах и записать в первой колонке механические неисправности, а во второй колонке способы их устранения. На это Вам дается 5 минут.


Механические неисправности
Способы их устранения















































Теперь Вы можете сверить с данными указанными в таблице на экране и поставить себе оценку сами, которую я учту при подведении итогов урока производственного обучения. (На это Вам дается 1 минута).
Эталон правильных ответов
Механические неисправности
Способы их устранения

Сколы, трещины на корпусе двигателя

Отправить в ремонт или заменить двигатель

Забоины на резьбе в отверстиях под болты и винты
Резьбу прокалибровать метчиком

Распушение крайних листов статора
Правка листов статора или замена двигателя

Повреждение лопатки ротора
Правка лопаток ротора

Повреждение вентиляционного кожуха
Правка кожуха или его замена

Не проворачивается вал двигателя двигатель
Замена подшипника

Повреждение механизма привода с вентилятором
Проверить соединительные шпильки

Отсутствует или сломан рым-болт
Заменить на новый

Не плотно сидит подшипниковый щит
Установить болты при их отсутствии или подтянуть

Забоины и заусенцы на посадочных местах под подшипниковые щиты
Зачистить заусенцы напильником с мелкой насечкой





Критерии оценок
9 – 10 правильных ответов - «5»
7 – 8 правильных ответов - «4»
6 – 5 правильных ответов - «3»
Выставили себе оценки, сверили с критериями оценок. Дежурный собирает

карточки. Оценки яучту в соответствии с критериями, а вы сравните со своей оценкой.
Вы вспомнили, что относится к механически повреждениям: механическими повреждениями считают ослабление крепежных соединительных резьб, посадок, нарушения формы и поверхности деталей, перекосы, поломки и, что повреждения обычно имеют очевидные признаки.
Переходим к следующему этапу перед Вами стоят асинхронные двигатели и их составные части, в которых Вы должны найти механические неисправности, но сначала мы повторим технику безопасности.
Техника безопасности при проведении ремонтных работ электрических двигателей.
Спец. одежда застегнута на все пуговицы.
Подготовлено рабочее место и инструмент.
Пользоваться только исправными инструментами и механизмами:
– ручки молотков, отверток, напильников должны быть закреплены, причем ручка молотка должна быть расклинена.
- специальные съемники не должны иметь трещин, погнуты стержней, сорванной резьбы.
Гаечные ключи подбираются по размеру, запрещается удлинять гаечные ключи, ударять по ключу и отвинчивать гайки и болты с помощью зубила и молотка.
Соблюдать противопожарную технику безопасности (не пользоваться открытым огнем).
Переходим к изучению новой темы механические неисправности асинхронных двигателей. Мне нужны четверо учащихся, которые поочередно найдут неисправности и ответят, каким образом мы можем устранить эту неисправность и если мы не можем устранить эту неисправность, то как мы должны поступить в этом случае.


Четверо учащихся находят неисправности (на хождение неисправности дается 2 минуты):

Учащийся
Неисправность
Способ устранения

1
Не проворачивается вал, причина - вышел из строя подшипник
Заменить подшипник

2
Распушение крайних листов статора
выравниваем молотком, подбивая распушение и если повреждено нем более 20 % крайних листов, то меняем двигатель.

3
Погнуты лопатки ротора
Выпрямляем лопатки ротора молотком

4
Вентилятор задевает крышку
проводим правку крышки вентилятора молотком при помощи оправки.



Теперь мы посмотрим каким способом можно устранить эти неисправности (мастер показывает):
- съем подшипник;
- правку листов статора;
- правку лопаток ротора;
-правку крышки вентилятора.
Мастер приглашает учащихся для повтора каждой операции.
Затем проводим закрепление.
Показ видиороликов по устранению неисправностей (съем подшипника, правка листов статора, правка лопаток ротора, правка крышки вентилятора
Задание на практическую часть:
Заменить подшипник (снять подшипник при помощи съемника и установить новый);
Произвести правку крышки вентилятора;
Произвести правку лопаток ротора;
Произвести правку распушения листов статора.
Вводный инструктаж окончен. Перерыв.

Практическая часть – время выполнения 3,5 часа.
Деятельность учащихся – выполнение задания.
Деятельность мастера п/о – проводит текущий инструктаж:
Заменить подшипник (снять подшипник при помощи съемника и установить новый);
Произвести правку крышки вентилятора;
Произвести правку лопаток ротора;
Произвести правку распушения листов статора.

Заключительная часть:
Техника безопасности при ремонтных работах.
Количество выполненных работ.
Объявление оценок.











13 INCLUDEPICTURE \d "http://0" \* MERGEFORMATINET 1415


>
13 INCLUDEPICTURE \d "http://0" \* MERGEFORMATINET 1415>
><>


<Рецензия>
<Урок ><производственного ><обучения ><«Механические ><неисправности ><асинхронного ><двигателя» ><проводится ><с ><целью ><сформировать ><практические ><навыки ><по ><устранению ><механических ><неисправностей ><асинхронного ><двигателя, ><умение ><анализировать ><и ><давать ><оценку ><качества ><выполненной ><работы. ><Прослеживаются ><межпредметные ><связи: ><с ><технологией ><электромонтажных ><работ, ><электроматериаловедением. ><Для ><того, ><чтобы ><определить ><начальный ><уровень ><знаний ><учащихся, ><мастером ><производственного ><обучения ><разработаны ><карточки-задания ><с ><осуществлением ><самоконтроля. ><При ><этом ><учащиеся ><развивают ><логическое ><мышление, ><память. ><На ><вводном ><инструктаже ><показываются ><приемы ><безопасного ><выполнения ><работ ><по ><нахождению ><и ><устранению ><неисправностей ><двигателя. ><Мастер ><демонстрирует ><приемы ><поиска ><и ><устранения ><неисправностей, ><называет ><инструменты, ><необходимые ><для ><выполнения ><этих ><работ. ><В ><качестве ><закрепления ><материала ><показаны ><видеосюжеты. ><В ><ходе ><урока ><учащимся ><предлагается ><найти ><и ><устранить ><неисправности ><электрических ><машин.>


13 INCLUDEPICTURE \d "http://0" \* MERGEFORMATINET 1415








Кружкова Ольга Константиновна




VTS_01_1_x264_xvid 012_0001Рисунок 1C:\Documents and Settings\UserXP\Рабочий стол\Урок презентация\VTS_01_1_x264_xvid 012_0001.JPG15