Статья Методика выбора форм учебной работы


Методика выбора форм учебной работы
Чтобы правильно выбрать соответствующие формы учебной работы, учитель должен определить их реальные возможности в достижении целей обучения: проанализировать, какие условия создает та или иная форма для успешного усвоения всеми школьниками знаний, овладения умениями и навыками, формирования личности ученика, его развития.
При выборе форм работы необходимо учитывать условия, в которых развертывается учебный процесс. Наличие разнообразного дидактического материала, специального оборудования, позволяет индивидуализировать процесс обучения, прибегая к дифференцированно-групповой, индивидуализированно-групповой и индивидуализированной формам учебной работы.
На выбор формы учебной работы влияет содержание учебного материала, который может иметь разную трудность, разную новизну. Трудный материал, обладающий полной новизной, на первом этапе всегда требует фронтальной работы. Но учащиеся с низкими учебными возможностями будут нуждаться во вторичном объяснении, то фронтальную форму необходимо дополнить дифференцированно-групповой. Если учебный материал является нетрудным, имеет неполную новизну, он может быть изучен при звеньевой работе.
Выбор формы учебной работы зависит от звена процесса обучения. При формировании новых знаний преимущество отдается сочетанию фронтальной с дифференцированно-групповой или индивидуализированно-групповой формами.
При закреплении и совершенствовании знаний преимуществом пользуется звеньевая форма, сочетаемая с дифференцированно-групповой или индивидуализированно-групповой формами учебной работы.
При повторении учебного материала наряду с фронтальной могут применяться кооперированно-групповая, дифференцированно-групповая и индивидуализированно-групповая формы учебной работы.
При проверке выполнения домашнего задания предпочтение отдается дифференцированно-групповой, индивидуализированно-групповой, звеньевой формам, сочетаемым с фронтальной формой обучения.
Важно помнить, что конкретные формы учебной работы предоставляют неодинаковые преимущества для учеников с разными учебными возможностями.
Трудно определить преимущества и недостатки каждой формы учебной работы. Однако можно относительно верно выяснить, какие условия создает та или иная форма для проявления учеников в различных видах учебной деятельности. Также можно установить, какие условия обеспечивает форма для осуществления руководства учебно-познавательным процессом со стороны учителя.
Все условия, которые создают разные формы учебной работы, можно подразделить на весьма благоприятные, благоприятные, не совсем благоприятные, неблагоприятные и вредные. Весьма благоприятные условия означают обеспечение полного комфорта для проявления ученика с целью формирования, развития его личности и эффективной учебной деятельности. Благоприятные условия обеспечивают эмоциональный комфорт для учащегося. Не совсем благоприятные условия не всегда обеспечивают необходимый комфорт, но при специально направленной деятельности со стороны учителя могут достигаться в основном положительные результаты. Неблагоприятные условия не обеспечивают условий для успешной деятельности ученика, формирования его личности. Вредные условия создают дискомфорт, тормозя образование, развитие и воспитание школьников.
Для выявления оптимальной формы учебной работы на конкретном этапе процесса обучения необходимо давать ее оценку по ряду критериев. Благодаря этому можно более точно определить, какая форма учебной работы при одних и тех же методах, приемах, источниках знаний, дидактическом материале будет оптимальной. Одним из таких критериев может быть уровень, трудности учебного материала, который определяется в зависимости от его объема, структуры, возможностей учеников в его осмыслении.
Итак, при выборе форм учебной работы на уроке учитывается, как определенная форма обеспечивает формирование знаний, как влияет на развитие учеников.
Конструируя занятия, учитель на основе тщательного анализа возможностей конкретных форм может подбирать их сочетания, обеспечивающие высокую эффективность учебного процесса, оптимальную результативность учебной деятельности всех групп учащихся при рационально расходуемом времени.