Программа курса Юный спасатель



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор Надеждинской СОШ №1

Т.М. Палий ____________________











Программа и тематическое планирование
курса «Юный спасатель» для учащихся 5 классов
Надеждинской средней общеобразовательной школы №1
на 2015 – 2016 учебный год.







Программу разработал: методист МБОУ ДОД СЮТ
Машкин Анатолий Михайлович













с. В-Надеждинское, 2015 год.




Пояснительная записка.

Курс «Юный спасатель» включает в себя теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов природного и антропогенового происхождения во всех сферах его деятельности. Он должен познакомить и сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, научить оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них и оказывать само-и взаимопомощь в случае проявления опасностей.
В силу многообразия опасностей, начиная с начальных классов, требуется всестороннее изучение сложного, технически и энергетически насыщенного окружающего нас мира.
Программа курса включает семь логически взаимосвязанных разделов. Разбивка программы на разделы произведена по проблемам, отражающим некоторые аспекты учебной дисциплины и познавательные возможности учащихся. В целом все разделы в совокупности составляют область знаний , охватывающую теорию и практику защиты человека от опасностей естественного и искусственного происхождения.
В свою очередь, каждый по отдельности раздел программы представляет собой самостоятельный блок, имеющий свои специфические задачи и структуру, а так же организационно – методические рекомендации.
Подготовка учащихся по вопросам курса «Юный спасатель» производится также и в форме инструктажей при проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий и других внутри школьных мероприятий.
Программа рассчитана на учащихся 5-х классов в объёме 34 часа в год.
Занятия будут проводиться в классе и с выходом на местность или изучаемый объект.


















Содержание курса


Тема 1. Философия выживания и понятие об экстремальной ситуации.(1 час.)

Тема 2. Опасности, подстерегающие дома.(4 час.)

Тема 3. Двор и улица – места повышенной опасности.(6 час.)

Тема 4. Безопасное поведение в школе.(3 час.)

Тема 5. Город и транспорт как источник опасностей.(7 час.)

Тема 6. Природная среда и безопасность.(8 час.)

Тема 7. Первая медицинская помощь.(5 час.)
































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Юный спасатель» на 2015 – 2016 учебный год.


Тема (раздел) занятий

Дата

Теория
час.,м.
Практика
час.,м.


Тема 1. Философия выживания и понятие об
экстремальной ситуации.

Тема 2. Опасности, подстерегающие дома.

2.1. Современное жилище, его конструкция и особенности. Опасности электробытовых приборов. Как уберечься от ударов электрическим током?
Практика: нарисовать расположение электрических приборов и места их подключения в своей комнате.

2.2. Какую пользу приносит огонь человеку и какой вред? Меры предосторожности при обращении с газовой, электрической и печной плитой. Правила поведения при возникновении загорании и пожара. Порядок вызова пожарной помощи.
Практика: нарисовать пути эвакуации из квартиры (дома) в случае пожара.

2.3. Благо и вред лекарств, предметов бытовой химии и других химических веществ. Как избежать отравлений препаратами бытовой химии и лекарствами?
Практика: перечислить препараты бытовой химии опасные для человека.

2.4. Правила обращения с бытовыми режущими и колющими предметами. Предосторожности
при обращении с домашними животными.
Как поступить когда звонят в дверь? Действия при сигнале об опасности «Внимание всем!»





1



1






1







1






1









дом.
задание







дом.
задание.





на уроке














Тема 3. Двор и улица – места повышенной
опасности.

3.1. Опасности наших дворов: воздушные линии электропередач, трансформаторные подстанции и площадки, канализационные колодцы и люки, колодцы с водой, строительные площадки, мусоросборные контейнеры и др.

3.2. Правила безопасного поведения во дворе. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов во время игр во дворе.
Практика: нарисовать безопасную детскую игровую площадку.

3.3. Обеспечение сохранности личных вещей (велосипеды, верхняя одежда, спортивный инвентарь и т.д.). Предосторожности при обращении с животными.

3.4. Путь в школу и обратно. Как вести себя на тёмной улице. Взаимоотношения с неформальными группами. Правила поведения с незнакомыми людьми.
Практика: нарисуйте свой безопасный путь.

3.5. Правила безопасного поведения на улице и общие обязанности пешеходов. Правила безопасной езды на велосипеде.
Практика: нарисовать дорожные знаки, какие Вы знаете.

3.6. Поведение на улице в особых условиях (гроза, туман, «смог», гололёд, уличные шествия, вечернее время и т.п.)
Действия по сигналу «Внимание всем!» если Вы на улице.












1





1





1




1





1





1









·




дом.
задание










на
уроке



на уроке














Тема 4. Безопасное поведение в школе

4.1. Источники опасности в школе. Знаки безопасности (предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные). Примеры их применения и места установки.
Правила безопасного поведения на переменах, во время подвижных игр на школьном дворе.
Практика: придумать и нарисовать свои условные знаки безопасности.

4.2. Формы общения со взрослыми, старшеклассниками и сверстниками. Правила детского общежития. Добрым быть приятнее и безопаснее, чем злым, завистливым и жадным.

4.3. Меры предосторожности во время массовых мероприятий (новогодняя ёлка, первый звонок, просмотр спектаклей и т.д.). Поведение и действия учащихся в случае возникновения опасности стихийного бедствия, пожара, аварии или катастрофы при нахождении в школе.
Практика: действия по сигналу «Внимание всем!»

Тема 5. Город и транспорт как источник опасностей

5.1. Особенности города как среды, созданной человеком (нарушение межличностных связей, скопление людей). Наличие зон повышенной опасности (транспортные коммуникации, места массового отдыха, развлечения и зрелищ и т. п.)

5.2. Общественный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай) – зона повышенного риска. Правила поведения на транспорте и действия в случае аварийной ситуации и ДТП.
Практика: нарисовать безопасный транспорт будущего.

5.3. Железная дорога объект особого внимания. Правила безопасного проезда на электричках и поездах.





1








1




1










1





1






1









дом.
задание












школа














дом.
задание










5.4. Меры безопасности на водном транспорте, причины гибели судов. Сигналы судовых тревог. Если вы оказались в воде.

5.5 . Воздушный транспорт. Действия пассажиров в условиях аварии.

5.6. Техногенные катастрофы и их последствия Как население узнаёт об опасности стихийного бедствия, аварии или катастрофы?
Практика: действия по сигналу об опасности стихийного бедствия, аварии и катастрофе на улице, общественном транспорте, кинотеатре «Внимание всем!»

5.7. Способы защиты от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Простейшие средства защиты органов дыхания и правила пользования ими.
Практика: Изготовление марлевой повязки.

Тема 6. Природная среда и безопасность.

6.1. Взаимодействие человека с природной средой. Факторы риска и выживания.

6.2 Что есть, когда есть нечего. Съедобные дикорастущие растения.
Практика: поиск съедобных растений в природе

6.3. Ядовитые растения и животные. Первая помощь при отравлениях ядовитыми растениями и укусах змей и насекомых.

6.4. Как добывать в аварийных ситуациях пищу и находить воду. Охота и рыбная ловля. Организация ночлега.

6.5. Меры предосторожности при нахождении на льду. Первая помощь утопающему (в воде и на берегу).
Практика: выход на водоём.

6.6. Правила обращения с огнём в лесу. Виды костров. Как правильно разжечь костёр.
Практика: изготовление костра из древесного материала.

6.7. Ориентирование на местности по компасу, карте, солнцу и местным предметам. Действия при потере ориентировки.
Практика: определение сторон горизонта с помощью компаса.

6.8. Правила поведения и действия в случае стихийного бедствия при нахождении в природе (наводнение, тайфуны, цунами и др.).
Практика: изготовление жилища (навес из полиэтиленовой плёнки).

Тема 7. Первая медицинская помощь.

7.1. Медицинская аптечка её назначение и содержание.
Практика: формирование медицинской аптечки.

7.2. Первая помощь при кровотечениях.
Практика: наложение давящей повязки и жгута.

7.3. Раны и травмы. Принципы иммобилизации.
Практика: правила наложения шин при различных видах травм.

7.4. Инородное тело в верхних дыхательных путях.
Практика: выполнение приёма Хаймлика.

7.5. Первая помощь при несчастных случаях, обусловленных воздействием окружающей среды (ожоги, обморожения, переохлаждения, тепловой удар и др.)




1



1


1







1







1


1



1



1



1




1




1





1







1



1


1



1



1














класс.





класс








парк












озеро



парк





парк





парк






класс


класс


класс




класс






















Список использованной литературы.


А. Ильичёв. Большая энциклопедия выживания. «Эксмо-пресс», М., 1999 г.
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник. 5 класс. «Астрель – АСТ», М., 2005 г.
Яцек Е. Палкевич. Выживание в городе. Выживание на море. «Карвет». М., 1992 г.
А.В.Гостюшин, С.И.Шубина. Азбука выживания. «Знание». М., 1995 г.
Энциклопедия экстремальных ситуаций. «Зеркало». М., 1994 г.
Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника. «Слово». М., 1997 г.
В.М.Мудров. Ответы из экзаменационных билетов. 9 класс. «Экзамен». М., 2004 г.
Выживание в экстремальных условиях. «Русский раритет». М., 1993 г.
А.П.Партин и др. Пока не приехал доктор. «Дюма». Владивосток, 2001 г.
Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. «ФиС». М., 1998 г.
С.Э.Некляев. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы. «Владос», М., 2003 г.