Программа детского объединения Юный спасатель

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»









Программа
детского объединения
«Юный спасатель»









Составитель: Дрежжов Сергей Юрьевич
учитель высшей квалификационной категории









Рассмотрено на заседании
педагогического совета № 4
от «27» мая 2016 года





2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие цивилизации, появление ноосферы и техносферы, урбанизация территорий ведет к появлению огромного количества антропогенных факторов, воздействие которых на организм превосходит пределы и возможности адаптации. Прогресс науки, техники, экономики, индустриализации сельского хозяйства, использование различных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека. Вторгаясь в природу, законы которой ещё далеко не познаны, создавая новые технологии, люди формируют искусственную среду обитания - техносферу. Но нравственное и общекулътурное развитие цивилизации отстает от темпов научно- технического прогресса, поэтому становится очевидным увеличение риска для здоровья и жизни современного человека.
В настоящий период значительно увеличилось количество природных катаклизмов. Глобальная окружающая среда изменяется в настоящее время намного быстрее, чем - когда-либо в предыдущие столетия, и эти изменения несут реальную угрозу безопасности людей.
Наш жестокий век с его катаклизмами делает тему спасения жизненно необходимой и актуальной. Спасение сегодня это, главным образом, личные навыки психической самозащиты.
«Предупреждение спасение помощь» - вот основной девиз спасательной службы России, которая всегда приходит на помощь людям, попавшим в беду. Но иногда спасателям требуется время, чтобы начать действовать. Поэтому в экстремальной ситуации каждый человек должен уметь оказать помощь себе и своим близким, сохраняя выдержку и хладнокровие. Необходимость оперативных действий при попадании в экстремальные условия требует достаточных теоретических знаний по вопросам жизнеобеспечения.
По инициативе научной общественности в нашей стране принята Программа непрерывного образования по вопросам безопасности жизнедеятельности, охватывающая все формы образования - дополнительное, школьное, профессионально-техническое, среднее специальное и высшее.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» введен в школьную программу с 1991 года. В 1994 году Министерство Образования и МЧС России выступили инициаторами проведения эксперимента по созданию Всероссийского движения учащихся «Школа безопасности» с целью активизации внедрения курса ОБЖ в программу школы и его эффективного усвоения детьми.
В рамках эксперимента ежегодно проводятся Всероссийские детско - юношеские слеты - соревнования «Школа безопасности».
С 2004 года соревнования «Школа безопасности» проводятся по многоэтапному принципу: от общешкольных - до Всероссийских.
Программа «Юный спасатель» разработана на основе Положения об организации и Условий проведения соревнований «Школа безопасности». Программа ориентирована на подготовку учащихся 12-17 лет к соревнованиям «Школа безопасности. Маршрут выживания». Учебно-тематический план рассчитан на 68 часов.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности.

ЗАДАЧИ:
1. Совершенствование уровня и качества практической подготовки учащихся по программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;
Популяризация среди учащихся здорового образа жизни;
Овладение практическими навыками и умениями поведения в экстремальных ситуациях;
Патриотическое воспитание, совершенствование морально - психологического состояния и физического развития подрастающего поколения.
Методическое обеспечение достаточно разнообразно: лекция, беседа, объяснение учебного материала, индивидуальная работа педагога с обучающимися на занятии, самостоятельная работа по схеме ученик - ученик, ученик - группа учеников, контрольно-комбинированные задания, практическая отработка умений и навыков, методы психологического тренинга и моделирование ситуаций.





















Учебно – тематический план

№ п/п
Тема занятия

Общее
количество
часов
Теоретических часов
Практических часов


Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.
2
2
-


Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ГО России.
2
2
-


Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях.
2
2
-


Средства индивидуальной защиты
6
2
4


Приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля.
4
2
2


Организация и проведение поисково-спасательных работ.
6

2
4


Средства, применяемые при поисково-спасательных работах.
4
2
2


Техника безопасности при проведении поисково-спасательных работ.
2
2
-


Средства управления и связи.
4
2
2


Противопожарная подготовка.
6
2
4


Медицинская подготовка.
6
2
4


Физическая подготовка.
8
-
8


Ориентирование и топография.
4
2
2


Огневая подготовка.
6
2
4


Тактическая подготовка.
6
2
4

Итого: 68 28 40



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.
ЧС мирного и военного характера, возможные на территории Ставрополья ЧС бытового характера. ЧС техногенного характера. Природные ЧС. Действия при пожаре, утечке газа, неисправности электропроводки, бытовых приборов, водопровода и пр. Правила поведения при возникновении стихийных бедствий. Действия при возникновении наводнения, урагана, пыльных и снежных бурь, степных и лесных пожаров. Правила поведения при возникновении ЧС техногенного характера. Действия при угрозе и возникновении очага радиоактивного заражения, химического заражения. Действия при попадании в зону транспортных аварий. Действия при аварии на топливопроводе. На взрыво- и пожароопасных объектах.
2.ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС И ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА РОССИИ.
РСЧС. История создания РСЧС, необходимость защиты людей в ЧС, Задачи, решаемые МЧС, её структура, силы. Режимы функционирования РСЧС. Служба спасения. Гражданская оборона России. История создания ГО. Задачи, структура, силы ГО. Степени готовности ГО,
З.ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
Организм человека и условия его жизнеобитания. Порог выживания. Физиологические аспекты выживаемости человека. Возможные последствия пребывания в экстремальной ситуации. Влияние экстремальных условий на человека: жара, холод, ветер, пыль, стесненные условия, высота, перепады давления, задымленность, повышенные уровни освещения, шума, вибрации. Правила поведения в экстремальных природных ситуациях. Выживание в природной среде. Организация жилья, укрытия, питания, защиты в экстремальных природных условиях. Определение места нахождения. Защита от животных и насекомых. Подача сигналов бедствия.
4.СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ.
Классификация средств индивидуальной защиты. Назначение, принцип действия, классификация. Промышленные СИЗ. Простейшие и подручные средства защиты, СИЗ органов дыхания. Отработка практических навыков в использовании фильтрующих и изолирующих противогазов и респираторов различных типов. СИ зашиты кожи. Отработка практических навыков в использовании средств защиты кожи (ОЗК, Л-1, ЗФО-5е, защитный комбинезон, промышленные защитные костюмы).
Использование СИЗ при чрезвычайных ситуациях. Отработка нормативов надевания СИЗ. Приобретение навыков использования СИЗ при ведении спасательных работ.
ПРИБОРЫ РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ, ДОЗИМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.
Приборы радиационной разведки. Виды ионизирующих излучений. Естественные и искусственные источники радиации. Методы обнаружения излучений. Классификация дозиметрических приборов, единицы измерения уровней и доз радиации. Приборы химической разведки. АХОВ и ОВ. Принципы обнаружения АХОВ и ОВ. Смертельные, поражающие и предельно допустимые концентрации химических веществ. Практические занятия с приборами РХР и дозиконтроля. Определение уровней радиации на местности, степени зараженности техники и сооружений, доз облучения людей и их регистрация. Определение вида химических веществ и их концентрации в воздухе, на местности, технике, в сыпучих материалах, дыму и при низких температурах.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ.
Поисково-спасательные службы края. Организация и возможности службы спасения, медицины катастроф, противопожарной службы, службы оповещения, связи и информирования. Организация оповещения населения при ЧС. Организация дежурства в зоне ЧС. Оценка обстановки и принятие решения на проведение поисково-спасательных работ. Организация разведки в зоне ЧС. Определение целей, оценка сил, постановка задач: выявление уровня поражающих факторов, наличия пострадавших, определение маршрутов движения, мест размещения пострадавших. Определение формы и способа представления донесений. Подготовка к поисково-спасательным работам. Подготовка инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, экипировки, средств, необходимых для проведения работ. Организация временного лагеря. Практикум ведения ПСР: организация и проведение поиска пострадавшего, визуальный осмотр, свидетельства очевидцев, поисковые работы с использованием технических средств, поисковых собак. Извлечение пострадавших, определение их состояния, оказание первой медицинской помощи и транспортировка в безопасное место. Локализация очага поражения. Спасение животных. Спасение материальных ценностей. Основы выживания при проведении ПСР в ЧС.
СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПСР.
Технические средства и оборудование, применяемые при ПСР.
Основные технические характеристики оборудования, используемого спасателями. Организация хранения средств ПСР. Работа на средствах ведения ПСР, проверка исправности оборудования, снаряжения. Работа с инструментами: механизированными, немеханизированными, электрическими, пиротехническими и др. Грузоподъемные, блокировочные, транспортировочные приспособления, приборы наблюдения, поиска и разведки.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОИСКОВО- СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ.
Травматизм спасателей и его причины. Причины травматизма: личностные, технические, организационные. Типичные травмы спасателей. Профилактика травматизма. Травмоопасность и вредные факторы деятельности спасателя. Правовая база. Инструкции по технике безопасности. Привитие навыков ведения ПСР с соблюдением мер безопасности. Ведение ПСР в СИЗ. Выработка осознанной разумной степени риска. Моделирование ситуаций.
СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ И СВЯЗИ.
Назначение средств связи, применяемых при ведении ПСР. Табельные, стационарные, мобильные средства связи, используемые спасателями. Практикум: организация связи в зоне ЧС. Подача сигналов бедствия. Световая и флажковая азбука. Единые сигналы бедствия. Маркировка пути движения. Разработка сигналов и знаков и использование их при проведении ПСР.
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПОДГОТОВКА.
Общие понятия о пожаре, определение его причины, характера и силы. Огнетушители: назначение, подготовка, применение, правила пользования. Пожарная машина. Пожарные рукава, рукавное оборудование, стволы. Гидроинструмент. Средства и способы защиты от высоких температур. Меры безопасности при тушении пожара. Проведение спасработ на объекте, разрушенном пожаром или взрывом. Спасение людей на пожарах и самоспасение.
МЕДИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Основы анатомии и физиологии человека. Первая медицинская помощь при различных ЧС. Понятие об асфиксии. Помощь при утоплении, поражении электрическим током или молнией. Помощь при завалах и удушении. Тепловой и солнечный удар. Понятие о простейших реанимационных мероприятиях. Права и обязанности спасателя при оказании медицинской помощи. Средства оказания первой помощи. Практикум: помощь при ранениях, кровотечениях, травматическом шоке, растяжениях, ушибах, вывихах, переломах. Помощь при длительном сдавливании конечностей. Помощь при повреждении глаз, уха, горла, носа. Помощь при обморожениях и ожогах. Помощь при поражении химическими веществами. Помощь пострадавшим с острыми психическими нарушениями. Основы гигиенических знаний. Основы эпидемиологии.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Гимнастика: развитие силы, выносливости, устойчивости к укачиванию. Упражнения на перекладине, брусьях, опорные и безопорные прыжки, подтягивание, отжимание, элементы акробатики. Кроссовая подготовка. Спортивные игры.
13. ОРИЕНТИРОВАНИЕ И ТОПОГРАФИЯ.
Понятие о топографии и картографии. Ориентирование на местности, определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам, местным предметам. Движение по азимуту, маркировке, по легенде, по обозначенному маршруту. Составление плана местности, картирование участка маршрута, абрисная съемка, составление легенды.


14. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.
Стрелковое оружие. Разборка и сборка оружия. Смазка оружия. Оборудование огневых позиций, выбор ориентиров, маскировка на местности. Овладение способами подготовки к стрельбе (лёжа, стоя, с колена, из-за укрытия). Практические стрельбы из стрелкового оружия.
15. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Преодоление естественных препятствий с помощью специального снаряжения. Обеспечение переправ по вертикальным и горизонтальным перилам. Организация и преодоление переправ: навесной, параллельной, маятниковой, по бревну, качающееся бревно, подвесное бревно, преодоление болота, узкого лаза, вертикальной стенки. Подъем и спуск по склону. Траверс склона. Переправа вброд. Организация бивака. Устройство жилья из подручных средств. Преодоление «бабочки», «паутины», «ромба». Преодоление забора. Подъем - спуск по веревке с узлами. Движение по рукоходу. Изготовление транспортировочных средств и транспортировка пострадавшего. Действия при террористических актах.































ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Министерства РФ от 14.05.1991 № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в общеобразовательных учреждениях РФ».
2.Приказ Министерства образования РФ « О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РФ нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» от 27,05.1991 № 169.
3. Программа Всероссийского движения учащихся «Школа безопасности».
4. А.Г.Маслов. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». М. «Владос». 2000.
5. Т.А. Хван. П.А. Хван. Основы безопасности жизнедеятельности. Ростов- на-Дону. «Феникс». 2000.
6. А. Ильин. Школа выживания в природных условиях. М. 2001.
7. М.Стибелл.Техника выживания в экстремальных ситуациях. М. 2002.
8. Б.Садиков. Туристу - школа выживания. Минск. 2002.
9. Ю.Иванов. Психотренинг и духовное развитие. М. 2000.
10. Ю.В.Черновол. Справочник туриста. Ростов. 2003.






















15