Публикация на тему: Инновационные технологии и приёмы обучения школьников на уроках изобразительного искусства


Инновационные технологии и приёмы обучения школьников на уроках изобразительного искусства
Обучение в современной школе не может строиться без учета процессов, происходящих в обществе, и новейших тенденций в искусстве; все, что ребенок видит и слышит, должно находить отражение на уроке. Поэтому главным условием организации уроков изобразительного искусства в школе является разностороннее развитие, полихудожественное воспитание и инновационные технологии обучения.
Полихудожественное воспитание опирается на положение о том, что каждый ребенок изначально предрасположен к восприятию и деятельности в разных видах искусства: он видит, слышит, чувствует, осязает одновременно. Задача учителя – по возможности гармонично развивать у детей данные им природой задатки и формировать их способность воспринимать мир в художественных образах.
Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, « портфолио ученика», модульное обучение и другие, однако применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа.
Работа по использованию компьютера в учебно-воспитательном процессе строится по нескольким направлениям:
- использование компьютера, как источника наглядной учебной информации для иллюстрирования своих уроков. Существует необходимость постоянного пополнения электронной базы наглядных материалов для уроков, используя для этих целей файлы компьютерных образовательных программ и возможности сканера для преобразования иллюстративного материала в цифровой формат;
- применение функций компьютера как рабочего инструмента для рисования, так и для подготовки текстовых заданий и их хранения. Таким образом можно разработать карточки с графическими заданиями для индивидуальной работы с учащимися, тестовые задания для обобщения знаний, создавать и распечатывать на каждого ученика листы – «раскраски» по темам;
- использование функций компьютера как объекта обучения для моделирования урока. Ресурс мультимедийных библиотек, позволяет использовать компьютерные программы для создания уроков-презентаций. Информация в них размещена в файлах стандартных форматов, так что любой материал с этих дисков можно использовать и независимо от программы. Образовательные диски содержат в себе различные звуковые и видеофрагменты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации.
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предмету и приводит к целому ряду положительных результатов:
- обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
- возбуждает живой интерес к процессу познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Поэтому очень важно проводить уроки изобразительного искусства с применением компьютера, где ребенок может моделировать как реальный, так и фантастический мир, создавать персонажей различных по пластике, характеру и настроению. Работая за компьютером ребенок видит, что пустынный пейзаж легко превращается в морской, а дневной, в ночной. Эта игра увлекательна. Компьютер позволяет легко менять не только цвет, но и форму предмета, а следовательно и характер.
В современном мире компьютерная графика все больше проникает во все сферы жизни и деятельности людей. На уроках информатики ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать один из наиболее мощных современных универсальных инструментов – компьютер, с помощью которого можно решать уравнения, строить графики, чертить чертежи, готовить тексты, рисовать, сочинять мелодии, обучать и развлекать.
Зажечь в детях творческую искорку, увлечь их и заставить забыть, что они работают на сложнейшей технике при помощи клавиатуры, а не на привычной бумаге карандашом, направить их, помочь реализовать свою идею – призван учитель ИЗО. Пытаясь выполнить свой замысел, дети будут стремиться найти и изучить новые возможности графического редактора, а это в свою очередь подтолкнет их к новым творческим задумкам.
Компьютерная графика – это еще один вид графики, с которым мы встречаемся ежедневно. Компьютерная графика – это рисунок, созданный при помощи компьютера, например, оригинальные заставки к телепрограммам, выполненные в технике трехмерной компьютерной графики. Всё чаще встречается компьютерная мультипликация. Преимущество работы с компьютерной графикой от работы с обычным рисунком очевидно. В процессе работы можно отменить последнее действие, если что-то не понравилось, или не аккуратно выполнено, можно подбирать и менять цвета, а на обычном рисунке убрать или заменить один цвет другим уже нельзя. Важно и то, что при использовании программ компьютерной графики ненужный фрагмент просто удаляется из памяти компьютера, и работа продолжается дальше.
Что же такое графический редактор?
Графический редактор – это программа, предназначенная для создания картинок, поздравительных открыток, рекламных объявлений, иллюстраций к докладам и других изображений.
Как нам найти графический редактор на компьютере? В группе программ Стандартные находится графический редактор Paint. Он запускается командой Пуск  Все программы Стандартные  Paint.
После запуска графического редактора Paint на экране компьютера открывается его окно, основные элементы которого вы видите на рисунке. Основную часть окна составляет рабочая область. Слева от рабочей области – Панель инструментов, под ней – окно свойств каждого инструмента, ниже рабочей области – палитра цветов, вверху – меню.

Использование средств компьютерной графики помогает учащимся в дальнейшем овладеть такими приемами, как равновесие, соподчиненность элементов единому целому, знакомство с которыми дети начинают с самых первых уроков изобразительного искусства в школе.
Тематика и содержание уроков с применением компьютерной техники являются естественным продолжением учебных предметов интеграционной системы художественно-эстетического цикла. Основная форма организации занятий с детьми – индивидуальная работа с каждым ребенком, постановка посильной творческой задачи и организация педагогической помощи каждому. Занятия сопровождаются беседами об искусстве и показом зрительного ряда – репродукций картин художников, подлинных работ в разных техниках исполнения.
Учащиеся воспринимают положительно уроки изобразительного искусства с компьютером, смена традиционной обстановки и новые изобразительные возможности компьютера активизируют и повышают мотивацию к изобразительной деятельности.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания обучающихся.
Преимущества использования компьютерных и мультимедийных технологий в преподавании ИЗО очевидны:
-знакомство с любой темой с сопровождением показа видеофильмов, фото, репродукций;
- создание изображений;
-«посещение» крупнейших музеев мира;
-самостоятельная работа учащихся (проекты);
- активизация учебного процесса;
-демонстрация графического материала (таблиц, схем).
Работы учащихся, выполненные в программе
графический редактор Paint