Самоанализ урока литературного чтения в 4 классе, подготовленного и проведённого в рамках районного конкурса Учитель года-2016


МКОУ Грибановская СОШ №3



Самоанализ
урока литературного чтения
в 4 классе,
подготовленного и проведённого
в рамках
районного конкурса
«Учитель года- 2016»
учителем начальных классов, ВКК
Агаповой
Ольгой Валерьевной










2015-2016 учебный год

Тема урока В.Драгунский «Что любит Мишка». УМК «Школа России».
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование:
Учебник :Литературное чтение 4 класс а Л.Ф, Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова и др. Произведение. В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка.»
Презентация. На столах у детей : листок достижений для учащихся (группы) (Приложение 1), раздаточный материал (Приложение 2), смайлики для рефлексии , цветовые круги со значением.
Место урока в изучаемой теме:
Рассказ В.Драгунского «Что любит Мишка» запланирован третьим уроком в разделе «Делу время – потехе час». На знакомство и анализ произведения отводится один час.

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС и рабочей программой по литературному чтению для 4 класса.
Цель урока:
Познакомить с произведением В. Драгунского «Что любит Мишка»; познакомить детей с понятием «духовный мир человека»
Задачи урока:
Предметные:
Образовательные(формирование познавательных УУД):
- обучить учащихся формулировать тему и идею произведении;
- продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; формировать понятия о нравственности; способствовать обогащению словаря учащихся.
- активизация «вдумчивого чтения»;
- совершенствование умения логично излагать свои мысли во время устной речи;
- формирование адекватной самооценки, навыка контроля и самоконтроля.

Развивающие (формирование регулятивных УУД)
-развитие устной речи учащихся, творческого воображения детей, словарного запаса, развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
-развитие критического мышления, речи, умения анализировать, обобщать, сравнивать; рефлексии способов и условий действия, контроля, оценки процесса и результатов деятельности.
- развитие умения определять идею произведения.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
– воспитывать любовь к своим близким, животным, к природе;
– воспитывать интерес к чтению, к музыке.
- воспитание внимания к точке зрения другого человека, умение отказаться от своей неверной точки зрения, если она недостаточно аргументирована;
-воспитание умения слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником, формировать коммуникативную компетенцию учащихся
2. Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:
- регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
- познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
- коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.
3. Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память,
мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции
(умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в
себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

Планируемые результаты: учащиеся
называют правильно произведение;
соотносят произведение и героев (называют героя, рассказывают о герое);
работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена группы, умеют отстаивать свою точку зрения.


Технологии обучения, используемые на уроке:

1. Ведущая технология: технология РКМЧП.
2. Икт- технология - презентация.
3. Проблемного диалога – работа в группах.
4. Игровая технология – игра-задание.
5. Здоровьесберегающая технология – физминутка.


На уроке использовались следующие методы обучения:

Приём ТРКМ «Верите ли вы, что»- на стадии вызова; прием ТРКМ «Мозговой штурм», «Чтение с остановками», «Кластер»- на стадии осмысления; прием ТРКМ «Синквейн»- на стадии рефлексии.
.Частично-поисковый - знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал проблемный и творческий характер познавательной деятельности.
Метод генерации идей – обучающиеся высказывают свои идеи, своё мнение.

На данном уроке я старалась реализовать важные для современного урока подходы:

Текстоориентированный: работа с текстом .
Функциональный: определяли автора произведения через игру- задание.
Интегрированный. Осуществлялась связь с музыкой, изо, окружающим миром
Личностно-ориентированный подход реализовывался через внимание к речи других людей, обучению связной речи.

Поставленная цель и конкретные образовательные, развивающие и воспитывающие задачи реализовывались посредством актуализации знаний, побуждение интереса к новому, формированию универсальных учебных действий-личностых: целеполагание; регулятивных: умение анализировать, сравнивать, делать выводы; коммуникативных:умение вступать в диалог, работа в паре, уважение к чужому мнению; познавательных: осмысленное чтение, адекватная самооценка, навык чтения; развитие метапредметных универсальных учебных действий.
На первом этапе урока ( ФАЗА ВЫЗОВА) - деятельность учителя состояла в том, чтобы используя жизненный опыт учащихся и опираясь на уже имеющиеся у детей знания, мотивировать их к дальнейшей работе. Обучающиеся самостоятельно определили тему урока при использовании игры- задания «Собери пазл!», познакомились с автобиографией писателя с помощью приёма РКМЧП «Верите ли вы» и поставили перед собой личностнозначимые цели.
Учащиеся выдвигали предположения о том, можно ли по названию текста определить, о чём пойдёт речь произведении и систематизировали информацию до изучения нового материала. На данном этапе были применены следующие приемы и методы: беседа, рассматривание, чтение.

Второй этап урока (ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ) -получение новой информации, корректировка поставленной цели. Моей задачей было сохранить интерес к теме при работе с новой информацией, постепенного продвижения. Дети читали, слушали текст, используя предложенные активные методы чтения: приём РКМЧП «Мозговой штурм», «Чтение с остановками и прогнозирование ситуации», для графической систематизации полученных новых знаний использовался приём РКМЧП «Кластер». На уроке формировались навыки выразительного чтения, навыки работы с текстом : определение темы, идеи произведения, определения жанра, выборочное чтение. Учащиеся не получали готовые знания, а находили информацию сами, высказывали предположения, анализировали, сравнивали, делали выводы. Развивались творческие способности детей. Приемы на данном этапе были следующие:
беседа
высказывание предположений
лексическая работа;
определение жанра
различные виды чтения;
чтение с остановками, т.е.деление текста на смысловые части;
работа с синонимами;
составление кластера.

Третий этап (ФАЗА РЕФЛЕКСИИ )-состоял в целостном осмыслении и обобщении полученной информации, размышлении. Моей задачей было дать творческие и практические задания на основе полученной информации. Дети соотносили новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания, оценивали свою работу на уроке. Работая в группе, объясняли друг другу , что недопустимо в поступке Мишки, рассматривали его нравственную сторону в сравнении с другими героями рассказа, сделали вывод о главных духовных ценностях человека. Использовался приём РКМЧП «Синквейн»

Структура урока соответствовала общей цели, возможностям класса. Время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально; темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель.
Раздаточный материал готовился, исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Работа с раздаточным материалом и ИКТ, применение технологии РКМЧП активизировало работу учащихся и были направлена на достижение поставленных целей.
Сочетание и смена разных видов деятельности: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, творческие задания способствовали работоспособности детей на протяжении всего урока.
В процессе урока я обращалась к уже имеющимся у детей знаниям и умениям, работала над созданием атмосферы взаимной заинтересованности учеников в работе друг друга, когда они работали в группах.
Старалась создать на уроке приятную психологическую и эмоциональную атмосферу. Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения провела физминутку. Старалась создать ситуацию успеха для каждого ученика. Домашнее задание дифференцированного, творческого характера было предложено в конце урока .
Урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Стиль отношений учителя и учащихся доверительный и доброжелательный. Учащиеся выяснили идею произведения и сделали правильный вывод о главных духовных ценностях в жизни человека.
Все поставленные цели и задачи достигнуты.



15