Водный транспорт России. 9 класс.


Водный транспорт России Выполнила учитель географии МОБУ «СОШ № 34»Аксенова Валентина ИвановнаОренбург, 2016 год 1. Морской транспорт2. Речной Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта. Морской транспорт также играет важную роль во внешнеэкономических связях страны и служит одним из основных источников получения валютных средств.  Морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают.В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, на Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты: Дудинка, Игарка, Тикси, Певек.  Морской транспорт: доля в грузообороте - 2,2% (3 место), 40 млрд. т/кма в пассажирообороте - 0,06%., или 0,06 млрд. пасс./км.На его долю приходится 50% грузооборота в международном сообщении России. Структура перевозимых морским транспортом грузов (2014 г.) Ведущим по грузообороту морским бассейном России в настоящее время является Дальневосточный. Основные порты в нем — редко замерзающие Владивосток и Находка.Около Находки сооружен современный порт Восточный с терминалами для экспорта угля и лесных грузов. Большое значение имеет также порт Ванино, расположенный на завершающем участке Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.В этом порту действует паром, связывающий железнодорожную сеть материковой России с сетью острова Сахалин (портом Холмск). На втором месте по грузообороту находится Северный бассейн. Основные порты в нем: Мурманск (незамерзающий, хотя и находится за Северным полярным кругом) и Архангельск (лесоэкспортный, одновременно и морской, и речной). Крупные порты действуют также в устье Енисея. Это Дудинка, через которую вывозятся рудные концентраты из Норильска, и Игарка, через которую идет лес и лесная продукция. Участок Северного морского пути между устьем Енисея и Мурманском является круглогодично действующим, что обеспечивается использованием мощных ледоколов, в том числе атомных. Навигация восточнее устья Енисея осуществляется лишь 2-3 месяца в летний период. Третий по значению — Балтийский бассейн. Основными портами в нем являются Санкт-Петербург (замерзающий) и Калининград (незамерзающий). Использование удобного Калининградского порта затруднено, так как он отделен от основной части России территориями зарубежных государств. Около Санкт-Петербурга действует небольшой порт Выборг, через который идут в основном лесные грузы. Строятся порты Усть-Луга и Приморск. На четвертом месте по объему грузооборота находится Черноморско-Азовский бассейн. Здесь расположены два незамерзающих нефтеэкспортных порта — Новороссийск (мощнейший в России) и Туапсе. К морскому транспорту относятся также перевозки по Каспийскому морю. Самыми крупными здесь являются порты Астрахань (одновременно морской и речной) и Махачкала, через которые идут в основном нефтяные грузы. В настоящее время значение речного транспорта невелико — около 2% грузооборота (5,4 млрд.т/км) и массы перевозимых грузов.  Речной транспорт На территории России речной — сезонный вид транспорта, поскольку реки замерзают на несколько месяцев в году. Общая протяженность судоходных речных путей в России составляет 85 тыс. км.3/4 грузов, перевозимых в настоящее время речным транспортом России, — это минерально-строительные материалы.Всего перевезено 118 млн.т в 2014 году.Перевозки пассажиров речным транспортом незначительны (13 млн.чел. в 2014 году). Больше половины грузооборота речного транспорта страны приходится на Волжско-Камский бассейн. Он соединен каналами с соседними бассейнами (Дон, Нева, Северная Двина, Белое море), являясь основой Единой глубоководной системы европейской части страны.Здесь же расположены крупнейшие речные порты: Нижний Новгород, Северный, Южный и Западный в Москве, Казань, Самара, Волгоград, Астрахань. На втором месте по объему грузооборота находится Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. В нем кроме строительных материалов значительную долю в перевозках составляют нефтяные грузы.Основные порты — Новосибирск, Тобольск, Сургут, Лабытнанги, Тюмень.  Третий в России — бассейн Северной Двины с притоками Сухона и Вычегда. В нем значительную долю в перевозках составляют лесные грузы.Главные порты — Архангельск и Котлас. Скорость доставки грузов речным транспортом, как правило, ниже по сравнению с другими видами транспорта.  К сожалению, в связи с резким увеличением строительной стоимости судов в последние несколько лет практически прекратилось их обновление. Медленные темпы списания флота сдерживают его омоложение, в связи с чем средний возраст российских речных судов приближается к 20 годам, а около половины всех транспортных судов разных видов (кроме сухогрузных барж) имеют возраст свыше 25 лет.  Строительные грузы и цемент – 58.3%Нефть и нефтепродукты – 14.3%Лесные грузы – 5%Зерно и продукты помола – 3.6%Металлы и металлолом – 2.8%Каменный уголь и кокс – 2.3%Химические и минеральные удобрения – 1.6%Прочие грузы – 12.1% Структура перевезенных грузов речным флотом в 2014 году