Тема: «От Александра III к Николаю II: будет ли революция?» (8 класс)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
СОШ №7, р.п.Приютово муниципального района Белебеевский р-он РБ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока
по истории России 8 класс
Тема: «От Александра III к Николаю II: будет ли революция?»

Разработал: учитель истории
Арефьева С.В.

2014 г.
Цели:
на основании фактов истории конца XX века выделить последствия контрреформ Александра III. Закрепление понятий: модернизация, аграрное общество, индустриальное общество, «крестьянский вопрос», «рабочий вопрос», «политический вопрос», «национальный вопрос».осмысление закономерностей развития России в конце XIX начале XX в.: отказ от решения проблем проводить приводит к складыванию революционной ситуации в стране. Выявление причин обострения общественных противоречий в условиях формирования модернизации в стране.
дать возможность осознать последствия противоречий модернизации на положение российского общества, преимущества реформистского пути над революционным.
Тип урока: знакомство с новым материалом
Форма урока: урок-практикум
ХОД УРОКА
I. Оргмомент- Работа на уроке будет организована в группах. Каждый из вас будет работать на печатных листах. Подпишите каждый свой лист, потому что в конце урока вам необходимо будет их сдать.
II. Нацеливание
ПОКАЗ БУКТРЕЙЛЕРА
III. Создание проблемной ситуации
словарная работа
- Кого принято называть в современном обществе интеллигентным человеком? Сравним ваши ответы со словарем в конце учебника.
- Нужны ли интеллигентные люди нашей стране? Влияют ли они на процесс модернизации в стране?
работа учащихся по историческим документам
- Давайте обратимся к историческим документам и выясним, как относились интеллигентные люди к Николаю II.
- Прочитаем документы и ответим на вопросы к ним.
- Какие чувства вызывал у русской интеллигенции Николай II?
IV. Формулирование проблемы
- Сравните ответы на вопросы. Какое возникает противоречие?
- Какую проблему нам предстоит решить?
V. Актуализация знаний
словарная работа (приглашение 2 учащихся)
- Сейчас на экране будет представлены основные термины, которые мы с вами используем на уроке. Вы должны дать точные определения им, а учащиеся у доски должны понять, о чем вы говорите. Главные в группах будут отвечающим у доски ставить плюсы, тот, кто называет определения исторических понятий, ставит плюсы самостоятельно.
-Организовать исследование сегодня на уроке нам поможет таблица.
- Итак (видео Коронация Николая II)
В октябре 1894 года в своей Крымской резиденции умер император Александр III. Престол перешел к его старшему сыну, 26-летнему Николаю II. Кто же он, Николай II? (ПРЕЗИНТАЦИЯ О НИКАЛАЕ II)
- Какие проблемы оставил в наследство Александр III своему сыну Николаю II? Сделайте соответствующие записи в таблице.
- Что же нам предстоит узнать на уроке? (Как эти проблемы будет решать Николай II).
- Каким будет план исследования на уроке?
VI. Открытие нового знания
- Для того чтобы лучше организовать работу на уроке каждая группа будет работать над своим вопросом. Вспомним правила работы в группе:
Задания выполняется в течение 5 минут.
Работу необходимо распределить между всеми членами группы.
Предоставление результатов в течение 2 минут.
1 группа «Крестьянский вопрос» рассматривает с помощью сообщения губернского жандармского управления и статьи из газеты «Искра».
2 группа «Рабочий вопрос» рассматривает с помощью предоставленных фотоматериалов и текста учебника с. 280-281
3 группа «Политический вопрос» рассматривает с помощью программ социалистических партий.
4 группа «Национальный вопрос» рассматривает с помощью учебника с. 282 и текста выступления В.И.Ленина
Во время предоставления результатов работ выводы каждой группы записываются в таблицы.
При рассмотрении «политического вопроса» предоставляется презентация о В.И.Ленине.
При рассмотрении «национального вопроса» прослушивается часть из выступления В.И.Ленина.
VII. Итог урока
- Как мы сейчас можем ответить на вопрос урока?
- Обратите внимание на тему урока. Она заканчивается вопросом. В период начала правления Николая II в стране назрел кризис государства. Какими способами можно решить кризис в государстве?
- Как можно ответить на вопрос: «Будет ли революция?» Есть ли у Николая II шанс?
Оценивание учеников
Домашнее задание
Во внутренней политике двух последних императоров России мы видим определенные противоречия. А каково было положение во внешней политике? Об этом вы прочитаете дома в §25. Ответьте на вопросы перед параграфом.