Роль чтения при обучении иностранному языку, техника чтения









РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА, ОСОБЕННОСТИ
РАБОТЫ НАД ТЕХНИКОЙ ЧТЕНИЯ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
ВО ВРЕМЯ УРОКОВ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА




учитель немецкого языка
МОУ ТСОШ №14
Андронова М.М.



















На первоначальной стадии обучения иностранному языку очень важно научить учащихся правильно читать, поэтому одной из самых сложных задач при обучении иностранному языку на начальном этапе является формирование навыков техники чтения т.к. без них невозможно в дальнейшем сформировать навыки осмысленного чтения. Необходимо, чтобы учащиеся читали осмысленно, умели правильно распределять ударения и паузы, определяли мелодию предложения.
Чтение – это
источник получения новой информации, которая обогащает внутренний мир ученика;
наиболее реальная форма использования приобретённой в средней школе языковой компетенции.
Чтение и говорение неразрывно связаны между собой: кто хорошо читает, тот хорошо говорит, и наоборот. Во время чтения без всякого усилия со стороны учащегося повторяются и закрепляются уже знакомые ему слова и обороты. Во время чтения раскрывается значение новых, еще невстречавшихся слов.
Хотя многие учащиеся даже к завершению курса обучения делают при чтении много ошибок, бессознательно перенося способ чтения из родного языка в иностранный язык. Но несмотря на это учащимся надо внушить, что они вовсе не обязаны понять все слова и все предложения текста. Если они улавливают общий смысл, это уже хорошо. Чем больше они будут читать, тем больше деталей будет им понятно, а со временем придет и полное понимание смысла прочитанного.
В 2 классе учащиеся испытывают трудности в освоении чтения, что вызывает необходимость в повышенном внимании к этому виду речевой деятельности. Тщательная отработка навыков техники чтения на первой ступени обучения целиком проводится в классе на уроке
(индивидуальное чтение вслух, чтение шёпотом, чтение про себя с внутренним проговариванием). На первом году обучения учащиеся овладевают техникой чтения вслух и в определённой мере про себя.
Предпосылкой для овладения техникой чтения вслух является умение соотносить буквы/буквосочетания и звуки / звукосочетания, т.е. владение звукобуквенным анализом, умение соотносить зрительный образ слова со слуховым , правильно озвучить слоги, слова, словосочетания, предложение и текст в целом.
Очень важно именно на первом году обучения добиться овладения техникой чтения вслух и про себя. Достаточно прочный фундамент должен быть заложен с самого начала обучения.
При обучении чтению реализуется принцип доступности в ведении букв, сначала вводятся буквы, имеющие полное соответствие с русским языком: Аа Ее Оо .Затем буквы, имеющие лишь графическое соответствие: Bb Pp Kk Mm Hh. И наконец буквы, графическое изображение которых в немецком языке отличается от букв в русском языке или вообще отсутствует: Ff Ss Vv Ww Jj.
Отработав изолированные буквы с помощью тренировочных упражнений, позволяющих повторять написание каждой буквы необходимое число раз, мы переходим к обучению буквосочетаний.
Они вызывают особую трудность у детей, т.к. их в русском языке нет.

Когда алфавит изучен, дети хорошо знают гласные и согласные звуки. Для учителя существует ряд установок:
1. Дети учат правила чтения буквосочетаний. Проговариваются учеником вслух на каждом уроке (« S » в начале слова, между гласными – « з », « V » - « в, ф » ).
2. Учитель предлагает несколько устных тренировочных упражнений на закрепление каждого правила.
3. Перед изучением нового правила чтения повторяем все предыдущие в такой последовательности, в какой заучивали.
4. Опять несколько тренировочных упражнений на все изученные правила чтения.
5. Работу по закреплению правил чтения следует проводить на каждом уроке.
6. На последнем этапе урока – текущий контроль изученных правил чтения.
Длительность работы над чтением на уроке зависит от ряда причин: какие цели, задачи урока, особенности класса, работоспособности детей, какой урок по расписанию.
В I четверти 8-10 минут, во II четверти до 15 минут, 25 минут, где идёт работа над большим сюжетным текстом ( время года, школа и др.).
Обучение технике чтения проходит поэтапно.
1. Чтение ряда изолированных слов, усвоенных в устной речи (буква, буквосочетание --- прочитать написанное слово).
2. Чтение по синтагмам, чтобы учащиеся научились членить предложения на смысловые интонационно- законченные блоки:
Er spielt mit dem Freund.
3. Чтение по абзацам, объединённые единой ситуацией ( в форме монолога или диалога с типовыми вопросами и ответами на основе изученного материала:
Ist das ein Junge? Ja, das ist ein Junge. Nein, das ist kein Junge.
4. Чтение коротких текстов на знакомом лексическом и грамматическом материале с начала IV четверти.
Более глубокому запоминанию иностранных слов и правил чтения способствуют эмоциональные переживания, вызванные игрой, желанием во что бы то ни стало достигнуть цели. Обучающая игра или игровые упражнения на начальном этапе являются основным приёмом при обучении иностранному языку.

Виды игровых упражнений по теме « Алфавит »:
1. На приёме у окулиста. В роли доктора может выступать как учитель, так и ученик.
2. Назови свою букву. На доске слова знакомые детям. У детей карточки с буквами. Учитель показывает на каждую букву в слове, ученик встаёт, называет её. Потом читается всё слово.
3. Найдите каждой большой букве соответствующую пару и соедините их.
4. Впишите ( назовите ) недостающие буквы согласно алфавиту:
a--d--g--j---n----s--v--y-
5. « Кто быстрее ». Слово с пропущенной буквой или буквосочетанием. Кто быстрее отгадает, какого не хватает. Затем прочитать всё слово.
6. Аукцион слов. 1 ряд покупает слова, где « S » читается как « з»
( « V » - « в »). 2 ряд покупает слова, где « S » - « с » ( « V » - « ф »).
Кто купил больше слов – побеждает. Такую игру можно провести на любое правило чтения.
7. Слова с выделенными буквосочетаниями. Учащиеся должны объяснить увиденные ими буквосочетания. Прочитать всё слово. Затем из всех слов выбрать слова со звуком « ie », « eu », « ei »,
« st », « sp » и другие.
8. Даётся набор самых разных слов. Дети должны сгруппировать слова по правилам чтения. При выполнении этого задания дети анализируют состав слова, зрительно ищут слова с определённым правилом чтения.
9. Зачитайте вслух те слова из данных, в которых « h » читается и не читается: Haus zehn Hund Sohn Huhn Wohnung heissen Hahn sehr hier Hase haben Kohl Jahr Theater acht
10. Прочитайте слова, изменив одну букву в слове:
Haus – Maus Hand – Hund Hase – Nase
11. Выберите имена мальчиков, девочек:
Inge Jutta Ronny Melanie Sebastian Nicola Lars Alexander
Gregor Matthias Andrea Michael Olaf Franziska
12. Прочитайте слова те,
а) кто умеет говорить
б) кто не умеет говорить
Opa Оma Vater Mutter Hund Katze Onkel Tante.
в)которые выпадают из логического ряда:
Zirkus, Theater, Fluss, Kino, Museum.
13. Из двух частей ( половинок ) сложите слово:
Fenster – brеtt
14. Знаешь ли ты дни недели? Дети должны построиться в определённом порядке и прочитать своё слово вслух. Всем раздали карточки с днями недели.
Использование таких игровых упражнений в период овладения правилами чтения способствуют снятию монотонности в работе, повышению качества обучения, поддержанию интереса к предмету, позволяют успешно работать над формированием техники чтения на начальном этапе.
15