Интегрированные уроки как средство повышения эффективности обучения в средней школе.


Интегрированные уроки как средство повышения эффективности обучения в средней школе.
В условиях внедрения ФГОС не следует забывать слова В.А. Сухомлинского: «Успех в труде - это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится.» Именно урок, его организация, работа с детьми позволяет управлять их деятельностью, чтобы каждый (обязательно каждый) ощутил силу успеха. Для школы это особенно важно. Обучение для детей должно быть интересным и эффективным, а общение - полезным и радостным. Образовательный процесс в школе предполагает личностную включённость в процесс обучения всех участников. Одной из возможных моделей такого обучения является интеграция.
Идея интегрированного обучения сегодня особенно актуальна, поскольку способствует успешной реализации новых задач, определённых государственными образовательными стандартами. Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки литературы и психологии вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, имеют огромный положительный развивающий, профилактический потенциал, а также являются источником нахождения новых связей между событиями, описанными в художественной литературе, и собственной жизнью, дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя и психолога. Кроме того, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к активному познанию окружающей действительности и самого себя, снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счёт переключения на разные виды деятельности. Познавательный интерес обучающихся способствует повышению мотивации учения, формированию умений сравнивать, обобщать, делать выводы. Параллельно развивают творческую активность, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти обучающихся, углубляют представление о предмете, расширяют кругозор обучающихся.
В заключение хочется отметить, что средства повышения эффективности обучения включают в себя реализацию межпредметных связей, а межпредметные связи, в свою очередь, наиболее полно воплощаются через применение технологии интегрированного обучения.
Конспект интегрированного урока в 7 классе
(литература и психология)
Тема: «Психологические портреты литературных героев романа А.С.Пушкина «Дубровский».
Учитель: Урок разработан в соавторстве учителем литературы Мосуновой Е.Е. и педагогом-психологом Воробьёвой О.Г.
Тема урока: «Психологические портреты литературных героев романа А.С.Пушкина «Дубровский».
Тип урока: интегрированный (литература и психология)
Цели урока: - развить навыки анализа текста, характеристики героев, умение обобщать и систематизировать материал;
-знакомство с психологическими аспектами характеристик героев романа А.С.Пушкина «Дубровский».
Задачи урока: Воспитательные: Воспитывать понимание важности познания нового, осознавать культурную ценность русской литературы, стремиться к речевому самосовершенствованию
Образовательные: Развить навыки анализа текста, характеристики героев, проанализировать поступки героев в зависимости от их психологических особенностей, умение обобщать и систематизировать материал.
Научить составлять психологический портрет литературных героев.
Развивающие: Оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций, определять в тексте главную мысль, выявлять новую информацию, преобразовывать ее, анализировать, сравнивать, устанавливать связи между новой и ранее усвоенной информацией, делать выводы.
Планируемые результаты:
ЛУУД: Формирование активной гражданской позиции. Воспитание чувства сострадания и справедливости на примере героев литературного произведения.
ПУУД: Развитие умения работать с различными источниками информации, выстраивать полученную информацию в логическую цепочку, продолжить формирование умений анализировать текст произведения с использованием цитирования, сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
РУУД: Развитие умения делать выводы, анализировать информацию, устанавливать закономерности.
КУУД: Развитие умения договариваться, находить общее решение.
Оформление кабинета:
- Эпиграф на листе ватмана: «Темперамент оформляет поведение человека, придаёт ему окраску, индивидуальное своеобразие». (И.Ф.Демидова)
- 4 силуэта человека, вырезанных из ватмана (образы Дубровского старшего, Дубровского младшего, Троекурова, Маши).
-Типы темперамента и черты характера, написанные на полосках бумаги.
-Опорные карточки.
- Магнитики.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
Организационный этап
Деятельность
учителя Деятельность обучающихсяОрганизовать группы и обеспечить им рабочие места: 1 группа – Троекуров; 2 группа – Дубровский – старший; 3 группа – Дубровский – младший; 4 группа – Маша Троекурова (до урока).Приветствие. Проверка готовности к уроку. Заранее распределяются по группам Активизация деятельности обучающихся(Мотивация учебной деятельности):
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем анализировать роман А.С.Пушкина «Дубровский».
Как вы думаете, кто стоит в центре любого художественного произведения?
Что в первую очередь интересует писателя в своём герое?
Какими знаниями должен обладать писатель, кроме литературного дара и знания языка?
Наш сегодняшний урок проходит с участием психолога, и я передаю слово ему.
В центре каждого литературного произведения стоит человек.
Внутренний мир, душа человека, мотивы поступков героя.
Каждый писатель, по сути, психолог, задача которого раскрыть, понять. Автор исследует своего героя, оставляя при этом ему некоторую свободу действий, стараясь «не стеснить» ни в чем своих героев.
ПУУД: Строят рассуждения в форме связи простых суждений; устанавливают аналогии.
РУУД: Принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей
Подготовка к изучению нового материала:
-подведение к теме урока. Психолог.
Сегодня на уроке рассмотрим наших героев не только с точки зрения литературы, но и точки зрения психологии.
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Темперамент оформляет поведение человека, придаёт ему окраску, индивидуальное своеобразие».
Предположите, что вам сегодня предстоит узнать на уроке?
(слайд) с темой урока (запись в тетрадь)
Понятие «темперамент», как он может влиять на характер и поведение человека.
Запись числа и темы урока в тетрадях. ПУУД: Устанавливают причинно-следственные связи; строят рассуждения в форме простых суждений.
КУУД: Строят монологические высказывания; допускают существование различных точек зрения; формируют собственное мнение и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Ознакомление с новым материалом.
Психолог: Вы уже говорили, что действующих лиц в романе очень много и каждое из них по-своему важно, но мы сегодня будем говорить лишь о четырех героях. Каждый из них – яркая индивидуальность, но друг без друга они не смогли бы существовать в данной ситуации, в данном повествовании. Каждый раскрылся благодаря другому.
Презентация с типами темперамента:
1 слайд (определение темперамента).
Нет плохих или хороших темпераментов, существуют разные подходы к изучению темпераментов, в нашей стране Иван Петрович Павлов описал и выделил четыре типа темперамента, сохранив их название с античного периода. Какие же это названия:
2-5 слайды (типы темпераментов).
Во время просмотра слайдов обучающиеся, пользуясь раздаточным материалом, подбирают характеристики к каждому типу темперамента.
ПУУД: Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи;осуществляют подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; устанавливают аналогии.
РУУД: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивают правильность выполнения действий; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
ЛУУД: Широкий учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Первичная проверка изученного материала
Закрепление Учитель: В каждом произведении писатель применяет ряд психологических приемов, позволяющих проникнуть во внутренний мир человека. К традиционным способам проникновения во внутренний мир героя можно отнести портрет, пейзаж, речь, письма и другие приемы. Но сегодня мы остановимся только на портрете героев. Мы попробуем более глубоко раскрыть характеры персонажей, составить их психологические портреты, также попробуем домыслить, а смогли бы главные герои романа поступить по-другому, каким мог бы быть финал произведения Пушкина.
Обратите внимание на опорные карточки, в них вы увидите задания, которые должны выполнить. Время выполнения 10 минут. Потом вам будет дано время, для того чтобы определить тип темперамента вашего героя (у каждой группы свой герой: 1 группа – Троекуров; 2 группа – Дубровский-отец; 3 группа – Дубровский – сын; 4 группа – Маша, а также время для выступления (по 3 минуты).Обучающиеся подбирают характерные черты, подтверждающие тип темперамента каждого героя, пользуясь опорными карточками, находят цитаты из произведения, подтверждающие это. Один ученик от группы выходит к доске, подводит итог, прикрепляя магнитами к силуэту своего героя характерные черты на выбранных карточках, открывает на доске имя и тип темперамента своего героя.
После каждого выступления обучающиеся фиксируют в тетради выводы.
КУУД: Строят монологические высказывания; допускают существование различных точек зрения; формируют собственное мнение и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
РУУД: Осуществляют итоговый контроль по результату; оцениваю правильность выполнения действий после его завершения на основе оценки и учет характера сделанных ошибок.
Проверка домашнего задания: Учитель: Переходим к проверке домашнего задания. Посмотрим подготовленные вами инсценировки и сделаем вывод, смогли ли господа актёры передать характеры героев романа.
Психолог: ребята, давайте обсудим, смогли ли господа актёры передать основные психологические характеристики наших героев:
К какому типу темперамента можно отнести Кирилу Петровича, а Андрея Гавриловича к какому?
Учитель: Давайте вернёмся к началу романа. Что вы можете сказать об отношениях между этими героями?
Как вы думаете, почему так трагически заканчивается эта дружба?
Психолог: То есть, если бы эти герои поработали над своей реакцией на те или иные события, то конец этой истории был бы другим
Учитель: Следующая часть домашнего задания эпизод «Второе свидание Маши и Дубровского».
Психолог: ребята, давайте обсудим, смогли ли господа актёры передать основные психологические характеристики наших героев:
К какому типу темперамента можно отнести Марию Троекурову, а Владимир Дубровский к какому?
Учитель: Давайте подумаем, как могла бы сложиться судьба этих двух молодых и влюблённых людей?
Психолог: Как вы думаете, какие черты характера помешали Марии и Владимиру жить долго и счастливо?
Инсценировка эпизодов романа А.С.Пушкина «Дубровский»:
Эпизод: «На псарне».
После каждого инсценированного эпизода подводим итог:
Троекуров: взрывной, гневливый, властолюбивый.
Дубровский: гордый, самолюбивый.
Кирила Петрович холерик, Андрей Гаврилович флегматик.
работа с текстом: подтверждают цитатами из текста: лучшие друзья, думают поженить своих детей.
Причина в характеристиках типов темперамента: если бы Троекуров усмирял бы свой гнев, а Дубровский был бы более гибким; если бы Кирила Петрович не был таким вспыльчивым и упрямым, а Андрей Гаврилович таким гордым, то дружба продолжалась бы долго.
Инсценировка.
Маша: скромная, застенчивая, скрытная.
Владимир: открытый, общительный, находчивый.
Мария Троекурова меланхолик, Владимир Дубровский сангвиник.
У них могла бы получиться счастливая семья.
Если бы Маша не была бы так безропотно покорна, а Владимир доводил бы начатое дело до конца, возможно эта история закончилась бы по-другому. РУУД: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывают установленные правила планирования в контроле способа решений.
ПУУД: Мотивация учащихся на самостоятельную практическую деятельность.
Развитие исследовательских навыков Подготовка учащимися наглядных и дидактических материалов к урокам, выполнение творческих домашних заданий.
КУУД: Успешное общение с окружающими: проявление умений донести свою позицию, принимать мнение другого, сотрудничать с людьми. Отсутствие боязни публичного выступления, самопрезентацииПодведение итогов урока. Рефлексия.
Психолог:
Закончите предложение:
Темперамент – это…
Темперамент определяет….
Темперамент влияет…
Домашнее задание. Определить тип темперамента членов семьи и проанализировать влияние типа темперамента на их поведение РУУД: планируют свои действия с учётом поставленной задачи и условиями её реализации.
Литература:
Пушкин А.С. «Дубровский». - М.: издательство «Правда», 1989.
Литература 7 класс, учебник
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ под ред.М.Р.Битяновой. – С-Пб., 2003.
Прутченков А.С. Школа жизни: методические разработки социально-психологических тренингов. – М., 1989.
Яковлева О.С. Развитие самосознания старшеклассников: разработки интегрированных уроков. – Волгоград: Учитель, 2009. – 87с.
Приложение.
Опорная карточка.
Группа 1.
Текст художественного произведения:
Кирила Петрович Троекуровгл. 1 стр. 171, стр. 175, 176, 178; гл. 2 стр.182; гл.4 стр.187; гл.8 стр.198, 200.
Характеристики типов темперамента:
раздаточный материал.
Психологическая характеристика Кирила Петровича
Опорная карточка.
Группа 2.
Текст художественного произведения:
Андрей Гаврилович Дубровский
гл. 1 стр.174, 177, 181, 185.
Характеристики типов темперамента:
раздаточный материал.
Психологическая характеристика Андрея Гавроловича.
Опорная карточка.
Группа 3.
Текст художественного произведения:
Владимир Дубровский
гл. 3 стр182, 183, 184, 185, 186; гл. 5 стр. 190, 192; гл. 7 стр.197; гл.8 стр.199,201.
Характеристики типов темперамента:
раздаточный материал.
Психологическая характеристика Владимира.
Опорная карточка.
Группа 4.
Текст художественного материала:
Маша Троекурова
гл.8 стр.198, 199, 201; том 2, гл. 9 стр. 206; гл. 12 стр. 216; гл. 14 стр. 224.
Характеристики типов темперамента:
раздаточный материал.
Психологическая характеристика Маши.
4 типа темперамента:
Психологические характеристики
Холерика: (в лице Троекурова)
Невыдержан, вспыльчив
Нетерпелив
Неусидчив, суетлив
Резок и прямолинеен в отношениях с людьми
Решителен и инициативен
Упрям
Находчив в споре
Работает рывками
Склонен к риску
Незлопамятен и необидчив
Обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью
Неуравновешен и склонен к горячности
Агрессивный забияка
Нетерпелив к недостаткам
Обладает выразительной мимикой
Способен быстро действовать и решать
Неустанно стремится к новому
Обладает резкими порывистыми движениями
Настойчив в достижении поставленной цели
Сангвиника: (в лице Дубровского младшего)
Весел и жизнерадостенЭнергичен и деловит
Часто не доводит начатое дело до конца
Склонен переоценивать себя
Способен быстро схватывать новое
Легко переживает неудачи и неприятности
Легко приспосабливается к различным обстоятельствам
С увлечением берется за любое новое дело
Быстро остывает, если дело перестает его интересовать
Быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую
Неустойчив в интересах и склонностях
Тяготится однообразием, будничной, кропотливой работой
Общителен и отзывчив, не чувствует скованности с новыми людьми
Вынослив и работоспособен
Обладает быстрой, громкой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой
Сохраняет самообладание в неожиданной, сложной обстановке
Обладает всегда бодрым настроением
Быстро засыпает и пробуждается
Часто несобран, проявляет поспешность в решениях
Склонен иногда скользить по поверхности, отвлекаться
Флегматика: (в лице Дубровского старшего)
Спокоен и хладнокровен
Последователен и обстоятелен в делах
Осторожен и рассудителен
Умеет ждать
Молчалив и не любит зря болтать
Обладает спокойной равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики
Сдержан и терпелив
Доводит начатое дело до конца
Не растрачивает попусту сил
Строго поддерживает выработанный распорядок жизни, систему в работе
Легко сдерживает порывы
Мало восприимчив к одобрению и порицанию
Незлобив
Проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес
Постоянен в своих отношениях и интересах
Медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое
Ровный в отношениях со всеми
Любит аккуратность и порядок во всем
С трудом приспосабливается к новой обстановке
Обладает выдержкой
Меланхолика: (в лице Маши)
Стеснительна и застенчива
Теряется в новой обстановке
Затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми
Не верит в свои силы
Легко переносит одиночество
Чувствует подавленность и растерянность при неудачах
Склонна уходить в себя
Быстро утомляется
Обладает тихой речью, иногда снижающейся до шепота
Невольно приспосабливается к характеру собеседника
Впечатлительна до слезливости
Чрезвычайно восприимчива к одобрению и порицанию
Предъявляет высокие требования к себе и окружающим
Склонна к подозрительности, мнительности
Болезненно чувствительна и легко ранимаЧрезвычайно обидчива
Скрытна и необщительна, не делится ни с кем своими мыслями
Малоактивна и робка
Безропотно покорна
Стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих