Конспект внеклассного занятия на тему О дружбе и друзьях (4 класс)


Тема: «О дружбе и друзьях»
Цель: расширение и углубление представления детей о дружбе,
формирование нравственной личности ребенка.
Задачи:
1.Обучающие:
-обобщить, систематизировать и расширить знания детей о нравственных качествах человека;
-научить давать моральную оценку поступкам;
-активизировать и расширять словарный запас школьников;
2.Развивающие:
-развивать слуховое и зрительное восприятие информации; развитие речи;
-развивать творческие способности детей;
- развивать умение формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее, умения анализировать;
3.Воспитательные:
-формировать навыки саморегуляции (умение слышать и слушать)
-совершенствовать навыки совместной деятельности;
-пробуждать познавательный интерес;
-воспитывать желание быть дружными.
Оборудование: магнитная доска, магнитные буквы, компьютер, проектор, экран, карточки, толковый словарь С.Ожегова.
Методы и приемы:
а) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа, сообщения)
б) метод- сотрудничество (педагог- ученик).
Этапы занятия:
1.Организационный момент.
2.Вступительная часть.
Подготовка и мотивация.
Определение темы и постановка задачи.
3.Основная часть занятия
3.1 Знакомство с понятием.
3.2 Актуализация ранее полученных знаний:
а) пословицы и поговорки
б) «Блиц-опрос»
в) решение проблемной ситуации
г) викторина «Назови друзей»
3.3 Работа в группах.
3.4 Игра.
3.5 Обобщающая беседа.
4.Итоговая часть
Рефлексия.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
2.Вступительная часть
-Здравствуйте, ребята!Для того, чтобы узнать, о чем будет занятие, вам необходимо выполнить задание: из рассыпавшихся букв убрать те, которые повторяются, а из оставшихся составить слово. Какое слово получили? (дружба). Как бы вы объяснили, что такое дружба? Свой ответ начинайте «Дружба- это….»
Слайд 1. _Проверим, правильно ли вы обозначили тему занятия.
Прочитайте определение понятия «Дружба» из словаря Сергея Ожегова на слайде .
«Дружба- это близкие отношения, доверие, привязанность, общие интересы».
-Кто из вас дал более точное определение?
-Какая бывает дружба?
(Крепкая, верная, долгая).
Что для вас значит дружба? (Дружба- это взаимная помощь, сопереживание). Зачем человеку нужен друг? Каким он должен быть?
Как думаете, о чем или о ком будем сегодня говорить? (о дружбе, друзьях, подругах). Сегодня вы расскажите о своих лучших друзьях, о том какие они, поговорим о том, что значит дружить, познакомимся с правилами дружбы.
3.Основная часть занятия.
Иметь друга-великое благо. Ради дружбы надо трудиться душой.
Подумайте, между кем бывает дружба, т.е. кто может дружить?
( Дружат дети и взрослые, люди разного возраста, мальчики с девочками, родители, животные).
Во все времена на Руси ценилась дружба. Как дружить и как выбирать себе друга рассказывают вам родители и педагоги. О дружбе вы читали много пословиц и поговорок. Проверим, как вы знаете пословицы- я буду начинать, а вы закончите:
«Дружба -не гриб,…..(в лесу не найдешь)»
«Друга ищи, а…….(найдешь- береги)»
«Не имей сто рублей, а……..(имей сто друзей)»
«Нет лучше дружка, чем……(родная матушка)»
Какие пословицы были для вас новыми? Как объясните их смысл?
Какое домашнее задание к занятию вы выполняли?
( сочинение- загадка о друге).
(Дети читают загадки, отгадывают о ком написано сочинение).
-Подумайте, зачем нам друзья?
( Желание быть нужным, чтобы тебя понимали, поддерживали в трудную минуту, разделяли с тобой радость, делились новостями- с тобой рядом есть друг или подруга).
Блиц-опрос
(на доске перевернутые карточки)
Перед вами корень слова –друг(ж)- задание: каждый из детей называет по одному однокоренному слову, если оно есть на карточке- открывается:
Подруга
Друзья
Дружба
Дружелюбный
Подружиться
Дружественный
Проверим, какие еще слова не назвали ( открываю карточки, дети читают слова). (Дружище, дружина, дружно, содружество). Что значит «содружество»? Где встречали это слово?
Проблемная ситуация.
Как вы думаете, наш класс дружный? Почему? (в классе случаются ссоры, конфликты). А кто в этом виноват? Все ли из вас умеют дружить? Что надо делать каждому, чтобы класс был дружным? (ответы детей, обмен мнениями).
Динамическая пауза.
Любите читать книги? Смотреть мультфильмы? Какие? О ком?
Викторина «Назови друзей»
Слайд 3.
1.Добрая Белоснежка и ….? (7 гномов).
2.Забавный Винни Пух и ……..? (Пятачок).
3.Добрый Малыш и ……? (Карлсон).
4.Доверчивый Буратино и …..?(Мальвина, Пьерро).
5.Забавные бурундуки Чип и ……?(Дейл).
6.Зеленый Крокодил и …….? (Чебурашка).
Вспомните, почему Крокодил решил, что ему нужен друг?
( Ему было одиноко).
Если человек не имеет друзей, ему скучно, тоскливо, одиноко.
Какими качествами, по- вашему, должен обладать друг, подруга?
Работа в группах. «Каким должен быть друг»
(Дети делятся на группы, каждая группа получает лист формата А3, пишут качества друга.)
Прочитаем, какие нравственные качества в друзьях вы цените больше всего.
( Друг должен быть –сильным, смелым, храбрым, добрым, веселым, порядочным, дружелюбным, внимательным, преданным, требовательным, бескорыстным, честным, благородным).
Согласны? Вы написали требования к своим друзьям, а вы сами какими качествами друга обладаете? (дети рассказывают о себе, как о друге).
-Назовите своих друзей (ответы детей). Ваши друзья только среди одноклассников? А где еще у вас друзья? (в кружке, секции, во дворе). Называя своих друзей, вы не назвали самых главных, первых и важных для вас друзей- ваших родителей.
А ваша мама- друг? Почему? А папа? Почему?
( Родители любят нас, заботятся, понимают, помогают, всегда рядом в трудную минуту, радуются нашим успехам, они всегда утешат и пожалеют).
А может друзей быть много? Почему?
( Много может быть знакомых, товарищей, а друзей много не бывает).
Как вы понимаете выражения «настоящий друг», «старый друг»?
Настоящие друзья понимают друг друга с полуслова, обязательно помогают друг другу, никогда не оставят в беде. Если человек не умеет дружить, помогать, сопереживать, он остается один, поэтому мы с вами учимся дружить и выбирать себе друзей.
Обобщение.
Мы сегодня много говорили о друзьях, о дружбе, надеюсь, что теперь вы будете по-другому вести себя, станете хорошими друзьями и дружным коллективом. Для этого надо выполнять правила дружбы. А что больше всего любите делать с друзьями? (играть). А если играть одному, будет в таком случае интересно?
Игра «Правила дружбы»
На доске карточки со словами «успокоить», «проявить внимание», «обидеть», «выручить», «помочь в беде», «утаить правду», «посочувствовать», «поделиться», «наябедничать», «пожадничать».
Прочитайте слова на карточке. Что они обозначают? Правильно, эти слова обозначают поступки людей.
Задание: выберите только те, которые необходимы и допускаются в дружбе.
(дети выходят к доске, выбирают карточку с нужным словом, прикрепляют под заголовком «Правила дружбы»).
Прочитайте, какие поступки допускаются в дружбе. Кто не согласен, почему?
Чтобы быть хорошим другом необходимо:
Не ссориться.
Проявлять заботу друг о друге.
Не оставлять в беде.
Помогать в трудную минуту.
Быть добрыми.
Не жадничать.
Не обижать.
3.Итоговая часть. Рефлексия.
На какую тему беседовали?
Продолжите предложение:
Дружба-это…
Друг- это тот, кто…….
Я, как друг….