Презентация к уроку литературы на тему Собачье сердце как социально-философская сатира на современное общество


«Собачье сердце»М.А.БулгаковУрок литературы в 9 классепреподавателя высшей категории Маслаковой Е.В. Я писатель, я мыслю…И протестую.М.Булгаков.2
Сатира –это…Сатира – вид комического; предметом сатиры является человек и его пороки. Сатира отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Средства сатиры:ГиперболаГротескИронияПародийностьФантастикаКонтраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает3




Н.В. Гоголь (мрачно-весёлая фантастика)М.Е. Салтыков-Щедрин (сатира)М.А. Булгаков «московская» повесть «Собачье сердце»4



«Собачье сердце» - острый памфлет на современность. Нельзя печатать! Л.Б.КаменевПамфлет - злободневное острое, обычно небольшое сочинение обличительного политического характера5


«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество Москва 20-х годов глазами Шарика7
Общественно-политическая ситуация в России 20-годоврестораныбуржуи-интеллигентыкусок колбасыстоловые «нормального» питания«чистопородные» пролетарии с низким уровнем культурыголод, воровство, нищета, болезниантитеза8



БУЛГАКОВСЕМЬЯЛЮБОВЬКНИГИМУЗЫКАСВЕТПОКОЙДРУЗЬЯДОМРЕВОЛЮЦИЯСМУТАРАЗРУХАХАОСТЬМАСТИХИЯНЕ ДОМХОЛОД







сюжетная схема повестифамилия профессора ( Преображенский) название улицы (Пречистенка)потоп, устроенный Шариковым доктор Борменталь - новый «евангелист», записывающий в журнал этапы жизни нового человекахронология событий повести10



Хронология событий повести23 декабря, ночь17 январяВеснаСудьба ШариковаРождествоКрещениеПасха (Распятие)Судьба Иисуса Христа11 12 С какой целью профессор приводит Шарика?Представлял ли он, к чему приведет эксперимент?Как Булгаков описывает Преображенского и Борменталя в момент операции?13
14 15 Какие качества Шарика исчезли после операции, какие качества появились в ШариковеБезграмотныйНевоспитанныйНаглыйГрубыйСамонадеянныйЖестокийПродажныйПодлый16ШарикШариковДобродушныйНесчастныйПреданныйМилыйДоверчивыйХитрый



Последствия экспериментаЧто же унаследовал Шариков от собаки ,а что - от Клима Чугункина?Какие этапы становления проходит Шариков? Вспомним ещё раз фразу профессора Преображенского: «Пропал дом». Почему? 17
—Какими методами пытается профессор Преображенский воспитывать Шарикова? Каков результат такого воспитания?Составьте сравнительную характеристику героев, используя высказывания, что приведены у вас на рабочих листах.18 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Проф. ПреображенскийШариковВзгляды на жизнь«Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать.»- Почему же вы – труженик?-Да уж известно – не нэпман.«Взять всё, да и поделить»Интересы и развлечения«Сегодня в Большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю…»  « В театр я не пойду… дурака валяние… одна контрреволюция.» «В цирк пойдём, лучше всего» Отношение к животным«Никого драть нельзя. На человека и на животное можно действовать только внушением» «Вчера котов душили, душили…»Отношение к людям «На преступление не идите никогда… Доживите до старости с чистыми руками» Донос«… и произносит контрреволюционные речи»19  Почему Шариков предпочитает цирк театру? Какие причины не позволили Шарику развиться в высокоорганизованную личность, стать Человеком?Какое наказание за эксперимент уготовил профессору Преображенскому Шариков?20 Какую роль сыграл в судьбе Шарикова Швондер?Почему же профессор говорит, что "Швондер и есть самый главный дурак"?21 Чьё влияние сильнее?Преображенский-создатель(врач, профессор, всемирно известный ученый)Действует хирургическим путем(физическое насилие)Швондер-идеолог(экспроприатор, девиз: «Грабь награбленное!»)Действует с помощью слова (духовное насилие)ПолиграфПолиграфович Шариков22


Насилие над личностьюФизическое ИдеологическоеОтветственность за свои деяния не только научной интеллигенции, но и каждого человека, особенно, если он наделён властью23Люди, заражённые одной всеохватывающей идеей – стремлением переделать мир по своему усмотрению

ppt_xppt_y

Продолжите предложение: «Шариковщина – это символ… » 24 В чем смысл финала повести? Как профессор оценивает свою ответственность за случившееся?25 Оптимистичен ли эпилог повести?26 О чём предупреждает сатирическая фантастика Булгакова?27
ppt_xppt_y Нарушение законов – как природных, так и нравственных (умышленное или нет – все равно!) – может привести человечество к катастрофе.28 Домашнее задание (письменно, на выбор) 1.Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.2.О чем заставила меня задуматься повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»?3.Смешон или страшен Шариков?4.Почему столько лет повесть пролежала в «ящике»?5.Почему произведение остаётся актуальным и в наше время?6.Кто же все-таки прав: профессор Преображенский, который считал, что у Шарикова «…именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе», или доктор Борменталь, который уверял, что Шариков — «человек с собачьим сердцем»?» 29