Диагностическая работа классного руководителя младших школьников как средство повышения эффективности воспитательного процесса

Диагностическая работа классного руководителя младших школьников как средство повышения эффективности воспитательного процесса

Как известно, основным средством воздействия на личность учащегося является классный коллектив. Воспитателю необходимо уметь прослеживать различные изменения в классе, формирование отношений между детьми, их ценностные ориентиры, тенденции формирующихся отношений.
Цели изучения классного коллектива многоплановые:
1.Определение статуса каждого ребёнка в системе межличностных отношений в классном коллективе
2.Выявление уровня развития и воспитанности классного коллектива и стиль его жизнедеятельности
3. Определение психологического климата в коллективе и эмоционального самочувствия отдельных членов.
Чтобы всё это выявить, тем более измерить – достаточно сложно, поэтому в воспитательном процессе так необходима диагностика.
Если обратиться к этимологии этого слова
то диагностика  (от греч. Diagnostikcs) – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В нашем случае – изучение процесса и результатов  обучения и воспитания.
         В результате через диагностику можно установить, как реализованы воспитательные задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности.
В соответствии с этим можно выделить 3 типа диагностики в работе классного руководителя: 
1) начальная;
2) корректирующая (текущая);
3) обобщающая (итоговая)
1) Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом.  Перед тем, как  определить воспитательную задачу и цели, которые будут реализованы в  данном учебной году, нужно изучить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, выявить мотивы поведения учащихся в классе и школе, выявить мотивы дружбы в коллективе. Для выявления таких показателей мы используем диагностики:
1. Социометрия. (Пользоваться можно с 1 класса). Целью данной диагностики является определение межличностных отношений в классе.
2. Методика «Солнце, тучка, дождик» (используется со 2 класса), целью данной диагностики является определение самочувствия и настроения детей в классе, дома, с друзьями.
2.Методика «Что важнее?» (желательно использовать в 3-4 классе) Целью данной диагностики является выявление мотивов дружбы.
3.Методика изучения мотивов участия школьников в совместной деятельности. ( По Л.В.Байбородовой) (желательно проводить в 3-4 классах). Целью данной диагностики является выявление мотивов поведения учащихся в классе и школе.
Дальнейшую свою воспитательную деятельность в новом учебном году мы уже строим по результатам этих диагностик:
Проведя диагностику «Социометрия» в 1 классе можно решить 2 задачи:
Выявить лидеров и изолированных детей
Выявить взаимные симпатии и сплоченность коллектива.
По результатам этой диагностики можно увидеть, что в классе есть дети, которые изолированы и с ними мало общаются остальные дети.В общении с детьми учителю нужно публично признавать их достижения, ведь давно известно, что общение со сверстниками связано с учебными достижениями и если учитель хвалит, то с ним можно дружить.
Также проведя диагностику « Что важнее?» в начале третьего класса можно выяснить, что мешает дружбе между детьми данного класса.
Методика изучения мотивов участия школьников в совместных делах, помогает выяснить, что привлекает детей в совместной деятельности:
И так, полнота и информативность при начальной диагностики в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса, и соответствуют оптимальному развитию детей.
2) Корректирующая (текущая) диагностика  проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят  в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает быстро, точно и с минимумом ошибок  корректировать свою работу и совершенствовать  стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации  и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию воспитательной деятельности. 
В данной работе можно использовать диагностики:
1.Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (По А.А.Андреву) - целью данной диагностики является определение степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Эта методика помогает увидеть какие изменения происходят в данном коллективе в течении года.
2.Методика цветоописи «Психологическая атмосфера в классном коллективе». С помощью данной диагностики можно выявить состояние психологического климата в коллективе во время учебного года.
Так, данные диагностики помогут увидеть классному руководителю те изменения, которые происходят в коллективе в течение учебного года.
3)  В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции воспитательного воздействия в течение следующего учебного года.
На данном этапе можно использовать диагностики, которыми пользовались на начальном этапе и выявить динамику. Результаты обобщающей диагностики записываются в диагностическую карту класса. Она представляет собой таблицу, в которую заносятся данные о каждом ученике в сокращенном виде. Это делает её содержательной, информативной, удобной для обозрения и анализа:
По горизонтали – всё об одном ученике
По вертикале – состояние класса по одному показателю

Демографические данные
Медицинские данные
Диагностические данные
Воспита
тельные задачи

Ф.И.О
Дата рождения
Сведения
О
родителях
Тип воспитания в семье
Сведения о заболева
ниях
Социо
метрия
«Солнце,
тучка,
дождик»
«Что важ
нее?»
Мотивы участия
Удов-
летво
ренность
Психоло
гическая атмосфера



И так, последовательно опишем порядок заполнения карты с указанием возможных вариантов использованных данных.
№1 – ФИО – писать отдельно мальчиков и девочек для возможной дифференциации воспитательной работы с ними.
№2 – дата рождения – записываю для учёта в проведении праздника дня рождения
№3 – сведения о родителях – для привлечения родителей к работе с детьми.
№4 - тип воспитания в семье - (демократический, авторитарный, попустительский) – получаю в процессе беседы с родителями и детьми.
№5 – состояние здоровья – о нём сообщают родители и врач; записываю шифром: БО – без отклонения, ЗР – зрение, СК – сколиоз. Использую для организации педагогического и воспитательного процесса.
№6 – здесь записываем все методики, которые проводим в течение учебного года и их результаты.
№7 – постоянные или временные поручения – их важно учитывать при организации дел в классе, для развития контактов.
Диагностическая карта класса помогает обнаружить проблемы и поставить задачи; выявить типичные характеристики и показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их на соответствие нравственным и другим нормам.
Итак, мы считаем, что проведение диагностических процедур в начальной школе должно осуществляться систематически. Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в воспитательной системе. Она необходима для оптимальной организации воспитательного процесса.
Авторы : Рябцева Н.А, Сарнецкая Л.М. МОУ «СОШ 26» г.Зима