Алгоритм сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении.

Палкина Марьяна Олеговна
социальный педагог МБОУ «СОШ № 5»
г. Северодвинска

Алгоритм сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении.

На основании Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Работа с данной категорией семей строится на тесном взаимодействии социально-реабилитационного центра, специалистов по социальной работе детской поликлиники города, территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом по делам несовершеннолетних, управлением социального развития опеки и попечительства, педагогов школы в которой обучается ребенок.
Выявление таких семей происходит путем заполнения тревожного листа, либо реагированием на жалобы соседей, друзей и т.д., а также органами и учреждениями указанными выше.
Выявлением таких семей в школе занимается социальный педагог, либо классный руководитель. В начале каждого учебного года классным руководителем заполняется социально - педагогический паспорт класса, в котором отражается количество обучающихся в классе, соотношение мальчиков и девочек, наличие и количество малообеспеченных, многодетных, опекаемых, приемных семей, семей, где кто - либо из родителей является безработным, а также наличие детей – инвалидов в классе, длительно и часто болеющих. Информация о семьях обучающихся включает в себя получение сведении о статусе семьи, ее материальном положении, занятости обучающихся в кружках и секциях. Особым пунктом выделяется заполнение таблицы «Учащиеся и семьи, нуждающиеся в коррекции» в которую включены такие графы как, фамилия и имя ребенка, причина неблагополучия и работа, которая проведена классным руководителем. В данную таблицу попадают те обучающиеся, которые имеют проблемы в обучении, поведении, чьи родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию, содержанию и воспитанию своих детей.
На основании социально – педагогического паспорта класса и собеседования с классным руководителем социальный педагог делает вывод о том, какие семьи можно отнести к категории «семья, находящиеся в социально-опасном положении», информирует вышестоящие органы и составляет план индивидуально – профилактической работы с данной семьей и обучающимся индивидуально.
Разделы плана индивидуально – профилактической работы включают в себя:
Изучение личностных особенностей обучающегося и составление психолого-педагогической характеристики. Происходит это путем заполнения социально- педагогического паспорта класса, проведение психологического мониторинга педагога – психолога школы и составления характеристики классного руководителя. После этого составляется единая характеристика обучающегося и прикладывается в личное дело обучающегося и его семьи, состоящей на учете как семья, находящаяся в социально – опасном положении.
Следующим пунктом в реализации плана значится изучение жилищно – бытовых условий семьи. Социальный – педагог совместно с классным руководителем, по возможности с администрацией школы, либо сотрудниками правоохранительных органов выходит в семью, оценивает состояние жилого помещения, проверяет наличие еды, обеспеченность детей спальным местом, местом для приготовления уроков, наличие одежды по сезону и ее состояние. С родителями проводится беседа о взаимоотношениях в семье, наличии близких родственников, личных проблемах, уровне дохода семьи и т.д. Выходы в семью осуществляются ежемесячно.
Беседы с законным представителем обучающегося на различные темы: «Авторитет родителей в семье», «Особенности мотивации обучения в школе», «Контроль за занятостью в вечернее время», «Профилактика зависимостей у несовершеннолетних» и т.д. Беседы происходят в школе, куда родитель приглашается социальным педагогом в оговоренное время. Беседы могут проходить в форме малого педагогического совета, в том случае, если у несовершеннолетнего имеются значительные проблемы в обучении и поведении. Вся информация о проведенных беседах заносится в журнал учета бесед и консультации.
Необходимым мероприятием является вовлечение в систему дополнительного образования и произведение контроля за записью в кружки и секции ребенка. Для этого классным руководителем на родительском собранием, раздаточным материалом социального педагога, информированием через школьный сайт осуществляется оповещение родителей/законных представителей о наличии в нашей школе, городе, районе кружков, секции дополнительного образования. Контроль за записью производит социальный педагог и классный руководитель.
Для поддержки малообеспеченных семей, состоящих на учете, как семья СОП, производится ходатайство об оказании материальной помощи в медико - социальный отдел помощи семьям управления социального развития опеки и попечительства. Для этого собираются справки с места работы родителей о заработной плате за последние 3 месяца, справки о составе семьи, выплаты/не выплаты алиментов. Семьи, чей доход меньше прожиточного минимума, имеют право на получение талонов на канцелярские принадлежности, талонов на бесплатные обеды, материальную помощь и т.д.
Социально – психологическая служба совместно с классным руководителем еженедельно проводят мониторинг успеваемости и посещаемости занятий, следят за поведением обучающегося во время уроков и на переменах, производят контроль за времяпровождением вне школы, после уроков. Для корректировки успеваемости с ребенком дополнительно занимаются учителя предметники, выдаются на дом задания для исправления оценок, проводятся беседы о необходимости получения образования. Также в этом направлении происходит тесная работа с родителями обучающегося, путем индивидуальных бесед в школе, по телефону, посещения родительских собраний, консультирования у педагога – психолога школы. Родители получают информацию от специалистов школы о том, как улучшить успеваемость, какие методы и приемы использовать, как стать ребенку другом и помощником в решении этих проблем. А также как научиться тому, чтоб ребенок доверял родителю.
Отдельным и важным направлением в работе с семьей отводится проведению профилактики употребления алкоголя, табака и психо – активных веществ. Реализация данной работы невозможна без привлечения специалистов в области медицины - для бесед с обучающимися школы приглашаются врачи наркологи. Также школа тесно взаимодействует с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, специалисты которой ежегодно проводят занятия – лекции о вреде наркотиков, рассказывают данные статистики, приводят множество примеров из своей практики. Обучающиеся всегда остаются очень впечатлены после таких встреч с сотрудниками. В этом направлении в школе проводится множество тематических мероприятий – классные часы на темы «Вред алкоголя, табака, ПАВ», выставки рисунков, плакатов, раздаточный материал для родителей и детей, оформление стендов с информацией медицинского и социального характера, на школьном сайте также постоянно размещается информация. Раз в четверть классные руководители заполняют таблицу факторов наличия кризисных ситуации, раз в полугодие социальный педагог проводит тестирование «Склонность к различным зависимостям».
Коррекционная работа педагога-психолога проводится непосредственно самим педагогом – психологом и включает в себя различные мониторинги психо – эмоциального состояния ребенка, проверяет готовность к школе обучающихся, поступивших в первый класс.
Один раз в четверть или при необходимости чаще в школе проводится совет профилактики правонарушений несовершеннолетних, куда приглашаются обучающиеся совместно с родителями/законными представителями. Совет профилактики проводится в кабинете директора, совместно с завучем по воспитательной работе, завучем по учебной работе, сотрудником ОПДН, педагогом – психологом, социальным педагогом. Показанием к приглашению на СППН является низкая успеваемость, пропуски уроков, плохое поведение, нахождение на различных видах учета, совершение обучающимися правонарушений, курение, употребление алкоголя, неисполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей. На СППН с родителями и обучающимися проводятся беседы, разъясняются статьи КоАП РФ, УК РФ, ФЗ «Об образовании» и другие нормативно – правовые акты, даются консультации по обращению к различным специалистам вне школы. Результатов работы СППН является вынесение предупреждения, либо выставление сроков исполнения для решения тех или иных проблем, исправления оценок, либо составление и отправление информации в органы и учреждения, взаимодействующие со школой.
По реализации данного плана социальный педагог раз в полугодие отчитывается специалистам социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних.
15