Индивидуальное логопедическое занятие по теме: Введение звука [л] в связную речь


ГБОУ РХ «Черногорская специальная
(коррекционная) школа-интернат»
Лыкова О.И., учитель-логопед
План-конспект индивидуального занятия по логопедии
Тема: "Введение звука [л] в связную речь" (работа по сказке "Золушка").
Цели: развивать фонематический слух ребенка; обогащать лексический словарь; развивать внимание, мышление, память; воспитывать уважение к трудолюбию через сказку.
Оборудование: плоскостные фигурки персонажей сказки "Золушка"; предметные картинки; цветовые символы звуков и слов.
Ход занятия:
1. Орг.момент. Психогимнастика. Выставляется фигурка "Золушки".
- Кто это? (Золушка) Покажи грустное лицо Золушки, покажи веселое.
-Изобрази злую мачеху, ленивых сестер. Покажи доброе лицо волшебницы.
2. Артикуляционная гимнастика.
-Разомнем наш язычок: "Улыбочка-трубочка", "Вкусное варенье",
"Накажем непослушный язычок", "Лошадка", "Качели".
3. Основная часть. Сообщение темы.
-Сегодня мы вспомним сказку "Золушка" и повторим звук [л].
Характеристика звука [л].
Произнести звук [л] (кончик языка соприкасается с бугорками, губы открыты, зубы разомкнуты, голосовые связки дрожат). Дать характеристику (согласный, звонкий, твердый).
Упражнение на развитие мелкой моторики.
-Представь, что ты Золушка. Отдели фасоль от перловки и выложи из фасоли букву Л.
Произношение звука [л] в словах.
-Какой была Золушка? (ласковой, милой, приветливой, трудолюбивой)
-Какую работу выполняла Золушка?
Полы...(подметала, натирала). Обед ... (готовила, варила). Посуду ... (чистила, мыла). Платья ... (шила, гладила, крахмалила). Цветы ... (садила, поливала).
-Чем похожи эти слова? (заканчиваются на слог [ла])
-Почему главную героиню сказки звали Золушкой? (Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэтому сестры, а за ними и все в доме прозвали ее Золушкой.)
-Что такое зола? (объяснение смысла этого слова, показ) Чем было испачкано платье Золушки? (золой) Платье Золушки было старым и в ... (в заплатках).
Развитие функции языкового анализа и синтеза.
-У меня потерялись буквы, найди их. Какое слово я задумала? Поставь буквы [а, б, л] в нужном порядке. (бал) Правильно ли обозначено это слово на схеме? (в схеме 4 кружочка) Исправь.
-Куда хотела поехать Золушка? (на бал) Кто поехал на бал? (мачеха и сестры) Придумай им имена со звуком [л]. (Элеонора, Луиза, Лолита и т.п.)
-Кто помог Золушке поехать на бал? (Волшебница) Произнеси это слово по слогам: Вол-шеб-ни-ца Произнеси слово Золушка по слогам: Зо-луш-ка Какое слово длиннее? (прохлопать, сосчитать слоги, обозначить гласные) Почему слово бал короткое? (состоит из одного слога) Какое правило мы знаем, деля слово на слоги? Сколько в слове гласных, столько и слогов.
-У меня потерялся конверт, найди его. Составь слово из слогов: ка, лоч, па (палочка). Сколько в слове слогов? На слог со звуком [л] хлопни в ладоши. Где находится звук [л]? Какая палочка была у Волшебницы? (волшебная палочка)
-У меня тоже есть волшебная палочка! Я превращаю тебя в Золушку! (надеть коронку)
Физ.минутка. (звучит мелодия песни "Добрый жук")
-Покажи, как красиво танцевала Золушка. (танцевальные движения)
Встаньте, дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг и я твой друг, самый лучший друг!
Мы в ладоши хлопаем, хлопаем, хлопаем,
И ногами топаем, топаем, топаем. (текст повторяется 3 раза)
Анализ словесного состава предложения.
Составить предложение из слов: на, поехала, Золушка, бал. (Золушка поехала на бал.)
-Сколько слов в предложении? Назови слова со звуком [л]. Назови третье слово в предложении. Назови слово, в котором звук [л] находится на конце слова. Повтори правило: начало предложения пишем с заглавной буквы, на конце ставится точка.
-Что произошло на балу? Золушка с принцем...(познакомилась). Что Золушка делала на балу? Она... (пела, танцевала, веселилась, смеялась).
Упражнение на закрепление языкового анализа и синтеза.
-Чем угощали гостей на балу? (апельсинами, лимонами) Угадай по запаху, что находится в коробочке? (кусочек шоколада) Составь слово из перепутанных слогов: лад, шо, ко (шоколад) Слово составлено верно. Какой шоколад на вкус? (сладкий) За активную работу на занятии я угощаю тебя молочным шоколадом "Аленка"!
4. Итог занятия.
-Какой звук мы повторили? (звук [л]) Какой по характеру звук [л]? (согласный, звонкий, твердый)
-На этом наше занятие окончено. До свидания!