Методические рекомендации Работа над сочинениемпо УМК Перспективная начальная школа ( может быть использовано по разным УМК)


Система работы над сочинением в современной начальной школе
Для учителей начальных классов
Методические рекомендации рассматривают вопросы организации работы над сочинением в рамках УМК «Перспективная начальная школа», раскрывают сущность работы над живописными произведениями художественными текстами.
2012
Запрягаева Татьяна Васильевна,учитель начальных классов высшей категории
МБОУ «СоШ №2 –многопрофильная» г. Нижневартовск


Содержание
Введение------------------------------------------------------------------------3
Классификация сочинений-------------------------------------------------4
Типы текстов------------------------------------------------------------------5
Жанры сочинений------------------------------------------------------------9
Приёмы работы над художественным текстом и живописным
произведением---------------------------------------------------------------21
Этапы работы над сочинением ------------------------------------------25
Подготовительные этапы работы над сочинением------------------31
Терминологический словарь---------------------------------------------33
Литература-------------------------------------------------------------------35
ВВЕДЕНИЕ
Школьное сочинение – это творчество учащихся, т.к. ученик создает свой оригинальный текст. Сочинение – это самый трудный вид речевого упражнения: ученику нужно проникнуться мотивом, которым направляется создание высказывания, учесть условия, применительно к которым он это будет делать, спланировать содержание текста, сформулировать свои мысли, изложить их по порядку и проследить, чтобы не было ошибок. Учащихся необходимо обучать различным умениям: собирать материалы для сочинений, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям в поступках людей. Работа над сочинением воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение. Через собственное творчество ученик лучше воспринимает специфику жанра. Написание сочинения – это сложный процесс, как для ребенка, так и для взрослого человека. Младшие школьники не умеют формулировать свою мысль и находить средства для ее выражения, имеют небольшой речевой опыт в осуществлении данной работы. На протяжении всего обучения в школе дети пишут сочинения, но как показывает практика, этот вид работы часто вызывает у них трудности, а порой и негативное отношение, обусловленное не столько нежеланием выражать свои мысли и чувства, сколько отсутствием зачастую самых элементарных практических приемов в выполнении этой работы.
Большинство детских сочинений страдают схематизмом, однообразием языковых средств, невыразительностью языка. Отсутствием эмоциональной окрашенности. В начальной школе многие учителя осторожно привлекают сочинения. Дети свободно выражают свои чувства в устной речи, но письменная речь требует выполнения определенных правил, которые порой затеняют творческий порыв ребенка.
В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, систематизировать его, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и, наконец, совершенствовать написанное.
КЛАССИФИКАЦИЯ СОЧИНЕНИЙ
Сочинения можно классифицировать по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по типам текста, по жанрам, по языковым особенностям (т.е. по стилям).
Источник материала 1)На материале труда, экскурсий, походов, наблюдений, личного опыта;
2)По картине, фильму, на книжном материале;
3) Материалы разных источников (например, книжные сведения и личные наблюдения)
4) )На основе творческого воображения (по сюжету картины, по данному началу или концу, сказок и пр.
Способ подготовки 1)Коллективный; 2)Индивидуальный (самостоятельный).
Язык (стиль) 1)Эмоционально-образный (художественный);
2)Деловой (близкий к научному).
Жанр
(тип, вид) Повествование, описание, рассуждение, смешанные, миниатюры, отзыв, заметка(статья в газету), письма, поздравления.
Сочинения могут быть классифицированы по тематическим группам:а) природа нашей Родины;
б) школа, семья, друзья;
в) мечты и фантазии;
г) жизнь предметов, которые нас окружают, и т.д.
Классификация сочинений помогает глубже понять учебные задачи каждого очередного сочинения, правильно выбрать методические средства.Не менее половины устных и письменных сочинений должны опираться на ту или иную форму личного опыта учащихся.Обучаясь связной речи, школьники проходят путь от коллективных работ к самостоятельным, т. е. степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает. 
ТИПЫ ТЕКСТОВ
Что должен определить для себя учитель, начиная обдумывать подготовку будущего сочинения: прежде всего надо иметь в виду следующее: стиль речи, тип речи и жанр.
1.В реальном общении мы не пользуемся речью «вообще», мы создаем высказывания того или иного стиля: разговорного, научного, официально-делового, художественного, публицистического. Значит, и детей нужно нацеливать на создание не речи «вообще», а речи определенного стиля. Так, при создании высказываний важно иметь в виду три стиля: деловой (научно-деловой), художественный и разговорный.
2.Следующее понятие, важное для успешной работы над сочинением, - типы речи.
Типами речи называют тексты или фрагменты текстов с определенным обобщенным (типовым) значением: о сменяющих друг друга действиях, о предмете и его признаках и т.д. Самыми актуальными для младших школьников, для их письменной речи можно считать повествование и описание предмета. Что же об этих типах речи следует знать учителю?
Каждый из них может быть как делового, так и художественного стиля;
Во-первых, при создании любых повествований и описаний предмета, во-первых, нужно учить вычленять детали: в повествовании детализировать действия, а в описании предмета выделять те его части, которые и будут характеризоваться;
Во-вторых, нужно учить пользоваться разнообразием языковых средств. Для повествования особенно важны видо-временные формы глаголов, глагольная лексика, для описания предмета – слова, называющие признаки, характеризующие предмет;
В-третьих, чему необходимо учить, - это тому, как избежать повтора слов в названии действующего лица, в названии предмета и других элементов повествования и описания.
Таким образом, конкретное содержание подготовительной работы во многом зависит от того, какого стиля и типа речи будет создаваться текст.
1. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ
1.Отвечает на такие вопросы: кто? что делал? где? когда? Как?
2.Действия протекают во времени, чередой, одно за другим. Для того, чтобы показать последовательность действий, в языке имеются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, сперва, ещё, уже и другие.
3. Главная особенность повествования - сообщение о развивающихся действиях и о завершении действия. В повествовании должно быть много глаголов.
Схема построения повествовательного текста
1.Начало действия: а) место; б) время.
2.Развитие действия: а) Сообщение о действующем лице; б) Особенности и порядок действий.
3.Кульминация.
4.Вывод.
( развитие речи 3 класс, с.70-71 – устное и письменное сочинение на тему «Забавный случай, который произошёл с твоим питомцем»)
Памятка
Как составить текст-повествование:
Определите:
1.О чем вы будете рассказывать (какова тема текста)?
2.Какая мысль в рассказе будет основной?
3.Как лучше озаглавить текст?
4.С чего можно начать рассказ (о чем будет говориться в вводной части)?
5.О чем вы расскажете в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым напряженным, чем все завершилось)?
6.Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?
2. Текст - ОПИСАНИЕ
1. Описание - это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой? Для текста описания нужны имена прилагательные, так как текст отвечает на вопрос какой? каков? Описанию помогают сравнения с чем-либо, для чего используются слова как будто, как, словно, похож на ...
2. В описании нет движения. Признаки описания неизменны и постоянны.Описание дается для того, чтобы читатель (слушатель) видел предмет описания, представил его.
3. Характер описания - взволнованный. Изображение - красочное.
4. Описание - это текст, который указывает признаки объекта речи (размер, форму, цвет, вкус, запах, возраст, характер, внешний вид).В описании должны быть представлены основные для данного случая признаки.
Схема построения описания
1.Представление объекта речи.
2.Наиболее характерные признаки объекта речи.
3.Оценка объекта речи.
4.Заключение и вывод.
(развитие речи 3 класс, с.45 –«Сочинение наблюдение за погодой», с. 59-60 – «Сочинение – описание любимого домашнего животного»).
В программном материале «тексты – повествования» и «тексты - описания» рассматриваются в едином контексте для более чёткого понимания сходных и отличительных черт ( развитие речи 2 класс, с.74-82, 3 класс, с.40-44, 54-63, 4 класс, с. 34-39).
Памятка
Как составить текст-описание:
1.Определите свое отношение к предмету, который будете описывать.
2.Выделите признаки предмета.
3.Подумайте, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.
3. Текст - РАССУЖДЕНИЕ
1. В рассуждении дается объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию и т.д. Почему это есть? Почему это произошло, случилось? Почему так? Вот основные вопросы, на которые отвечает рассуждение. В написании рассуждения используются слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, следовательно, итак.2. Построение рассуждения чаще всего бывает таким: высказывается какая-либо мысль, потом идут доказательства этой мысли, а затем дается итог, т.е. вывод в результате приведенных доказательств.
3. Утверждения, под которыми нет какой-либо логической опоры, доказательствами не являются.
Схема построения текста-рассуждения
1.Вступление.
2.Тезис (основная мысль, которая будет доказываться).
3.Аргументы ( доказательства): а)доводы; б)примеры, случаи, факты, цифры; в)мнения авторитетных людей, цитаты.
4.Вывод.
Памятка
Как составить текст-рассуждение:
1.Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.
2.Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
3.Вывод.
Знакомство с текстом рассуждением начинается ещё на уроках литературного чтения.
во 2 классе - учебник часть 1, с.123-132. В.Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», с. 153-158, В.Драгунский «Друг детства», В. Лунин «Кукла» и написание на основе анализируемых текстов сочинений - «Что я люблю и почему», «Мой любимый друг детства»;
в 4 классе на основе произведения В.Драгунского «Двадцать лет под кроватью», дети знакомятся с понятием цитата, рассуждение, строением рассуждения - с.6-15, сочинение-рассуждение по фотографии, «Ветка распускающейся берёзы», с.20-22, сочинение-рассуждение «Размышления о моих увлечениях», с. 25 -27, с. 33-34, с. 46-48, «Учимся делать научное сообщение», «Поляна с одуванчиками», с. 27-31. В. Песков «Речка моего детства», поиск элементов рассуждения в тексте «Плёс», с. 53-56 «О чём думает кот, сидя на окне?», с.82-87, продолжаем изучать особенности рассуждения на примере произведения В.Пескова «Сёстры», с.95-105, сочинение «О чём мне рассказала старая фотография».
ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЙ
СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК
Загадка – это выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.
Несмотря на большой опыт детей в разгадывании загадок, уроку проведения сочинения предшествует долгая подготовительная работа: игра «На что похоже?», подбор точных слов для словесного рисунка, игра в рифмы, отгадывание загадок, наблюдение за тем, как они «устроены».
Важно, чтобы младшие школьники усвоили основные признаки загадки:
предмет не назван;
назван другой, похожий на него;показаны важные признаки предмета;
рифма.
Можно рассказать детям о типах загадок:
описание;
иносказание;
вопрос.
Важно обратить внимание ребят на язык загадок: противопоставление, метафоры, сравнение; познакомить с литературными и народными загадками.
В ходе работы над загадками у младших школьников вырабатывается положительный мотив к занятиям словесным творчеством, овладению приемами художественной речи(1 класс литературное чтение, с 14-19-«Раскрываем секреты загадок»).
СОЧИНЕНИЕ ЗАПИСОК
Записка – это короткое однотемное письмо, краткое изложение какого-нибудь дела. Записки пишут, когда нет возможности сказать что-то лично, нет возможности встретиться, нет времени, чтобы написать подробное письмо. Записки кладут или вешают на видное место или с кем-то передают. Сочинению предшествует урок знакомства с признаками текста данного жанра. Учащиеся наблюдают за текстами-записками, выявляют их признаки, знакомятся с основными структурными элементами (обращение, основная часть, подпись, дата), видами записок (записки-сообщения, записки-приглашения, записки-просьбы), учатся грамотно оформлять их на письме. Проводится работа с деформированным текстом.
Памятка «Как написать записку»
Подумай, к кому ты обращаешься (взрослому человеку, другу)
Вспомни секреты обращений.
Кратко напиши о том, что хочешь сообщить (используй короткие, простые предложения: «Я ушёл в магазин», «Позвони по №… телефона»).В конце записки не забудь написать свою имя и фамилию .Проверь, нет ли орфографических ошибок, аккуратно ли выполнено оформление.
СОЧИНЕНИЕ ПИСЕМ
В сочинениях-письмах выражаются эмоциональные переживания детей, их отношение к событиям повседневной жизни, к окружающим людям.
Начинается работа по написанию писем путем постепенного введения необходимых представлений об элементах письма как текста, его структуре, композиции, лексике. Письмо, как и любой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку. Вместе с тем письмо как текст обладает и своими особенностями. Оно имеет конкретного адресата, ему присущи диалоговые формы общения: приветствие, прощание, обращение, другие этикетные выражения.
Письмо – особый жанр, «написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь» (Ожегов С.И.). В жанре письма могут сливаться в одно целое особенности как письменной, так и устной речи. Полярность жанра письма в том, что текст письма может быть приближен либо к разговорной речи, либо к художественной речи, либо даже к деловой, т.е. практически в тексте письма может быть любая стилистика: все зависит от адресата, от того, рассчитано ли письмо на индивидуальное прочтение или на публикацию. Итак, письмо обладает большими коммуникативными возможностями. Поэтому так важно познакомить школьников с этим жанром.
Учитель должен помочь детям уяснить требования, которым нужно следовать при работе над сочинениями этого вида: писать грамотно, ясно, адресуясь конкретным лицам; вырабатывать культуру письма.
Сам учитель, работая с детьми над жанром письма, обязан быть корректным. Письма нельзя подвергать грубым публичным исправлениям. Помогая ребенку увидеть недочеты, надо подходить к процессу обучения очень осторожно (развитие речи 2 класс, с.23-25, с.44-46, «Как писать письмо» , 68-69, 3 класс с. 36-39, с.45, «Как написать поздравление» - с.49-51, литературное чтение 2 класс «Секреты свитка» - японское письмо, анализ хокку, с.108-109, литературное чтение 4 класс, 165-167, «Письмо Тациту»).При обучении детей культуре письма можно использовать следующие задания:
редактирование текста вымышленного письма: детям необходимо изменить текст письма так, чтобы можно было понять, о чем же хотел сообщить отправитель;
письма по заданию (другу, сказочнику, учителю и т.п.).
Существует несколько разновидностей писем:
1. Поздравительное письмо.
Поздравить – это выразить адресату чувство радости по поводу успеха, награды, праздника, удачно завершенного дела, приезда.
Для младших школьников письменное поздравление – наиболее распространенный вид письма. Нужно, чтобы они хорошо поняли значение поздравительных писем, научились избегать штампов и шаблонов, излишней «клишированности», стремились писать искренние и сердечные поздравления.
Схема письма Содержание письма
1. Обращение Уважаемая Мария Ивановна!
Родная моя мамуля!
Мой дорогой братишка!
2. Причина поздравления. Поздравляю Вас с Новым годом!
От всей души поздравляю тебя с днем рождения!
3. Пожелания. Здоровья, удач, бодрости, радости…
4.Подпись.
Дата. Твой друг…
Твой сын…
С уважением, Ваш ученик…
2. Письма родным и близким.
Письма родным – это интимные письма, письма-повествования, в которых о чем-то сообщается, напоминается, подтверждается или отрицается. В них чаще, чем в других видах писем, встречаются эмоционально-оценочные суждения.
Схема текста письма Содержание письма
1. Обращение.
Начальная фраза о состоянии переписки. Дорогие мама и папа!
Дорогая бабуля!
Получил(а) ваше письмо…
Давно не было писем…
Очень захотелось побыстрее написать вам…
2. Основное содержание письма, сообщение о новостях. Расскажу о нашей жизни в лагере…
3. Вопросы родным и близким.
Благодарности.
Просьбы.
Приветы.
Прощание.
Концовка, подпись.
Дата и место написания (если их нет в начале письма). Как здоровье дедушки?
Какие у вас новости?
Получили ли вы мою фотографию?
Спасибо за письмо.
Спасибо за подарки.
Пишите мне чаще.
Жду ответа.
Передайте привет дяде Володе.
До свидания!
До скорой встречи!
Целую много-много раз.
Обнимаю и целую.
Наташа.
Ваш сын Серёжа.
12 июля 2007 года.
Чехов.
Памятка «Как писать письмо»
1.Сначала обязательно нужно поздороваться.
2.Если ты пишешь взрослому, малознакомому человеку, то лучше начать письмо так: «Здравствуйте, уважаемая…!»
3.Обрати внимание: к взрослому человеку мы должны обращаться на «Вы», и «Вы» писать с большой буквы: «Как Вы себя чувствуете?»
4.Потом нужно поблагодарить за полученное письмо. После этого можно кратко обсудить то, что тебя в последнем письме взволновало.
5.Затем поинтересуйся делами того, кому ты пишешь. Расспроси о том, что тебя интересует.
6.Важно, чтобы тот, кому ты пишешь, чувствовал, что он тебе интересен, что его дела для тебя важны. Это главный закон Общения!
7.Если ты давно не получал (ла) писем, то поинтересуйся, почему тебе не пишут.
8.Затем расскажи о себе.
9.Заканчивать письмо принято словами: «Крепко Вас обнимаю. Ваша Маша». Или: « Жму рук. Пиши! Миша». Или: « С уважением Аня».
Памятка «Как написать поздравление»
1.Мы поздравляем своих родных и близких друзей и знакомых с праздниками, чтобы выразить свою любовь и уважение, показать, что мы помним о них. Для этого мы начинаем поздравление с выражения своих чувств с обращения: «Дорогие, любимые бабуля и дедуля!» Или: «Дорогой Петя!»
2. Затем можно высказать свои добрые пожелания: «Желаем вам здоровья и радости!» Или: «пусть сбудутся твои мечты!»
3. В конце ставится подпись: «Целуем! Петя и Света» или: « Твой друг Коля».
СОЧИНЕНИЯ ЗАМЕТОК
Заметка – это небольшая статья, посвященная конкретному факту, положительному или отрицательному. От обычного сочинения заметка отличается краткостью, меткостью языка, а также тем, что в ней всегда остро ставится проблема, нередко содержится призыв, обращение к читателю (иногда и в заглавии). Заметка может также содержать просто сообщение, новую интересную информацию. Заметка сообщает читателю, что, где, когда произошло или должно произойти, кто является действующим лицом.
Текст заметки состоит из трех частей: начала, основного содержания и концовки. Каждую часть принято писать с красной строки. Сочинению заметки предшествует урок знакомства со структурой газеты, профессией корреспондента, особенностями жанра заметки (литературное чтение 2 класс, с. 78- 103)
Работе над заметкой помогает следующая памятка:
1.Знай точно, о чем пишешь и для чего.
2.Не старайся в одной заметке рассказать о многом, лучше напиши об одном факте, но подробно.
3.Излагай материал логично и последовательно.
4.Называй фамилии ребят или тех, о ком рассказываешь – заметка от этого становится интереснее.
5.Выражай свое отношение к происходящему.
АННОТАЦИЯ
Работа над составлением аннотациии начинается в 4 классе после знакомства с устройством книги (Развитие речи,с. 60-62), где дети знакомятся с понятиями обложка( передняя и задняя сторона, внутренняя сторона), форзац( передний и задний), титульный лист или титул, оборот титула и наконец, с самой аннотацией. Совершая исследование книг вместе с героями учебников Машей и Мишей, учительницей Евдокией Васильевной, учащиеся узнают расположение аннотации, цель её предназначения, изучают строение и тип предложений, входящих в неё, знакомятся с правилами оформления, учатся самостоятельно писать свою аннотацию к любимой книге, составляя план, создают памятку. ( Развитие речи, с.71-76, с.80-82,с. 92 -94)
Памятка
«План составления аннотации к книге»
1.Укажи имя, отчество, фамилию и даты жизни писателя ( поэта).
2. Коротко упомяни, где он учился, как стал писателем (поэтом).
3.Назови самые известные его произведения.
4. Перечисли произведения, которые вошли в данный сборник.
СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНАМ
Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает те стороны жизни, с которыми он мог бы не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику.
Основная цель занятий по картинам – научить детей рассматривать, «видеть» картину. Каждая картина поможет послужить источником для живой, интересной беседы, во время которой выявляется ясное представление о значении данного слова в речи и принципы его применения. Картина приучает детей к последовательности в изложении мыслей, уясняет им значение плана, концентрируя внимание на целом. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.
Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК «Перспективная начальная школа» по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества.
Сочинения по картинам делятся на 3 основные вида:
1.Повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;(1 класс - литературное чтение с.6-9, сочинение «докучной сказки», с. 36-38, сочинение «сказки –цепочки», с. 65-80,сочинения по серии картин Юрия Васнецова, литературное чтение 2 класс, 62-64 – сочинение сказки - небылицы по рисункам Б.Ермолаева, Ю.Васнецова, развитие речи 2 класс, с.14-15, развитие речи 3 класс, с.68-70 – «Сочинение по серии картинок» Херлуфа Бидструпа «Радости садоводства»)
2.Повествовательные сочинения по одной картине;
3.Описание картины.
СОЧИНЕНИЕ ПО ОДНОЙ КАРТИНЕ
значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в своем воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить обстановку, на фоне которой протекает действие до и после того момента, который запечатлен на картине. Учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.
1.Молчаливое созерцание картины (обязательное включение в процесс созерцания музыкального произведения для усиления эмоционального фона учащихся)
2. Рассказ ( прочтение статьи в учебнике, творческое задание: найти информацию о художнике ) о художнике и его произведениях ( если автор знаком, вспомнить его произведения).
2.Передача сюжета картины по вопросам учителя, либо вопросам учебника.
3.Обдумывание названия, данного картине самим художником
4. Составление плана рассказа по картине.
5. Придумывание предшествующего и последующего моментов по содержанию картины.
6. Составление рассказа от лица героя картины (если это требуют задачи урока)
7. Словарная работа.
8. Написание сочинения.
РАБОТА ПО ОПИСАНИЮ ЖИВОПИСНОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ – самая трудная форма сочинения. Обычно она проводится в 4 – 7 классах, но по УМК «Перспективная начальная школа» проводится, начиная со второго класса. Трудность описания картины в том, что учащиеся должны суметь проанализировать и оценить ее, а они еще к этому не подготовлены, у них нет искусствоведческих знаний, мал жизненный опыт. В этом помогает серия наводящих вопросов, данных в учебниках литературного чтения и русского языка, части 2(развитие речи).
Этапы работы по описанию живописного произведения
1.Вступительное слово и беседа с учащимися.
2.Рассказ (самостоятельное чтение учащихся) учителя о художнике(знакомство с его произведениями, либо воспоминания об уже знакомых картинах)
3.Рассматривание репродукции живописного произведения. Созерцание произведения с использованием музыкальных произведений известных композиторов, для усиления эмоционального фона.
4.Работа над содержанием наблюдаемого живописного произведения (устное построение предложений по вопросам, расположенным в учебнике, либо задаваемым учителем), использование в наблюдении специальных приспособлений: рамки, лупы.
5.Речевая подготовка. Орфографическая подготовка.
6.Составление плана.
7.Написания первого варианта сочинения.
8.Редактирование первичного текста (домашнее задание), устный анализ в классе (При обсуждении сочинений дети должны проявить такт, доброту, внимание. Учитель своим голосом, интонациями поможет им найти правильный тон. Ситуации эмоционально-нравственных переживаний на начальных этапах обучения детей создает сам учитель, и он же использует эти ситуации для возбуждения их интереса к литературному творчеству, для повышения их активности, а значит, и для выработки конкретных умений и навыков).Примерные темы сочинений
2 класс
1.А. Рылов «Полевая рябинка» ( Развитие речи, часть 2,с. 42-43)
2. А. Дюрер «Травы» (Литературное чтение, часть 1, с.114-115)
3. А.Венецианов «Жнецы» (Литературное чтение. Часть 1, с.119)4. В.Гог «Комната в Арле» (Литературное чтение. Часть 1, с.121-122)5. Н. Крылов «Зимний Пейзаж» (Литературное чтение часть 2, с.40),
6. А. Дюрер «Заяц» (Литературное чтение, часть 2,с.108-109)
7. А. Матисс «Разговор» (Развитие речи, с. 61-62)
8. К.Петров –Водкин «Утренний натюрморт» (Развитие речи, с.66-67)
9. Н.Рерих «Стражи ночи» (Развитие речи, с.89-90)
10. В.Гог «Подсолнухи» ( Развитие речи, с.93)
11. В.Гог «Церковь в Овере» (Развитие речи,с. 95-96)
3 класс
1. М. Шагал «Окно в сад» (Литературное чтение, часть 1, с.12-13)
2. В. Паленов «Заросший пруд» (Литературное чтение, часть1, с. 61-62)
3. П.Филонов «Нарвские ворота» (Литературное чтение, часть 1,с.122-124)
4. В.Кандинский «Двое на лошади» (Литературное чтение, часть1,с. 140-142)
5. А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре» (Литературное чтение, часть 1,с. 147)
6. О.Ренуар «Портрет Жанны Самари» (Литературное чтение, часть1,с.174-176)
7. С.Жуковский «Плотина» (Литературное чтение, часть 2, с. 104-106)
8. З.Серебрякова «За обедом» (Литературное чтение, часть 2,с. 128-129)
9.Б.Кустодиев «Масленица» (Литературное чтение, часть 2, с. 137-139)
10.К.Юон «Весенний солнечный день. Сергиев Посад» (Литературное чтение, часть2, с.175-176)
11. К. Моне «Прогулка» (Развитие речи, с.19-20)
12.А. Рылов «Зелёный шум» (Развитие речи, с. 21-23)
13.В. Серов «Портрет Микки Морозова» (Развитие речи,с.46-49)
14. К.Моне «Парламент» (Развитие речи ,с. 52-54)
15. И. Шишкин «Дубовая роща» (Развитие речи,с.88-89)с
16.К. Коровин «Портрет Татьяны Любатович» (Развитие речи, с.96-97)
17.Дитц «Охота на редис» (Развитие речи,с.120-121)
18.О. Ренуар «Девочка с лейкой» (Развитие речи, с. 122-123)
4класс
1. И. Левитан «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники» (Ли тературное чтение, часть 1,с. 99-100)
2. М. Врубель «Жемчужина» (Литературное чтение, часть 1, с.105)
3. Э.Шанкс «Наём гувернантки» ( Литературное чтение, часть 1,с.126-127)
4. В. Ватенин «Голуби в небе» (Литературное чтение,часть1,с.133)
5. З. Серебрякова «Катя с натюрмортом» (Литературное чтение, часть 2, с.26-27)
6. П.Пикассо «Девочка на шаре» (Литературное чтение, часть 2,с.28-29)
7. Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Литературное чтение, часть2,с.82-86)
8. П.Пикассо «Плачущая женщина» (Литературное чтение, часть2,с.99-100)
9. Э.Мунк «Крик» (Литературное чтение, часть2,с. 99-100)часть2,с.101)
10. Ф.Марк «Птицы» (Литературное чтение,часть2,с.101-102)
11. П.Пикассо «Герника» (Литературное чтение, часть2,с.148-150)
12. В. Попков «Моя бабушка и её ковёр» (Литературное чтение, часть2,с.157-158)
13. Б.Кустодиев «Вербный торг у Спасских ворот» (Литературное чтение,часть2,с.159)
14.И.Левитан «Тихая обитель» (Развитие речи, с.39-41)
15.В.Джеймс «Кот на окне» (Развитие речи, с.53-56)
16.Н. Богданов-Бельский «Дети» (Развитие речи, с.88-90)
ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ И ЖИВОПИСНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
На уроках литературного чтения учитель знакомит школьников с доступными их восприятию художественными приёмами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем контрастом. Поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приёмы – это первый шаг к пониманию художественного образа. На материале произведений живописи и графики учитель может показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Новой линией работы над формированием коммуникативной стороны речи младших школьников является линия работы сравнительного анализа языка разных видов искусства: литературы, живописи и музыки.
Первое, что должен знать учитель, приступая к работе над художественным текстом и живописным произведением, это тему, главное переживание авторов, образы, которые объединяют эти произведения. Дети на практическом уровне, без введения сложной терминологии, учатся понимать, "как сделано" художественное произведение, какие приемы и способы создания художественной картины мира есть у авторов произведений, учатся не только "видеть" авторское слово, но и любоваться им.
Слушая музыку, глядя на картину, "читая слова" в художественном произведении, ребенок попадает в плен "добровольной галлюцинации", такими яркими и глубокими бывают вызванные воображением картины жизни, нарисованные художником. Маленький читатель представляет себе героев, сочувствует им или, наоборот, гневается и может даже отождествлять себя с ними.
Второе – на что должен обратить внимание учитель, это на литературные приёмы, которые используют авторы в своих произведениях, синонимы, антонимы, интересные обороты речи, которые в последствии может использовать и сам ученик.
Третье – и так же важное условие, это собственная точка зрения ученика, которая вырабатывается в ходе созерцания, любования, наблюдения над произведениями.
Примерный план анализа
1.Чтение художественного произведения (поэтического или прозаического).
2.Работа с текстом (определение темы, главного переживания)
3. Работа над литературными средствами, используемыми автором (сравнением, олицетворение, контрастом).
4. Выяснение разных точек зрения на данное произведение.
5.Созерцание живописного произведения ( с одновременным прослушиванием соответствующего музыкального произведения).
6.Анализ первых впечатлений ( Какое впечатление произвело произведение,? Какие эмоции, ощущения возникли?)
7.Подробное рассматривание картины (отдельных фрагментов, используя лупу, рамки) с лексическим побором слов, предложений).8.Уточнение точки зрения героев учебника (Миши Маши, Кости Погодина, Анишит Йокоповны) с точкой зрения учеников.
9. Уточнение типа сочинения (описание, повествование, рассуждения или смешанной техники)
9. Составление примерного плана собственного сочинения.
10. Написание сочинения.
11. Обсуждение написанного сочинения (с речевой и орфографической корректировкой).
12. Исправление ошибок (использование словарей «Пиши правильно», «Обратный словарь», «Словарь устойчивых выражений», «Словарь происхождения слов»).
Перечень художественных и живописных произведений,
предназначенные для анализа и написания сочинений
2класс
1.С. Козлов «Ёжик в тумане» и Т. Маврина «Полумесяц» (Литературное чтение, Часть 1,с. 97-99)
2.Э. Мошковская «Если такой закат…» и П. Брейгель «Охотники на снегу» (Литературное чтение, часть1, с.172-174)
3.И.Пивоварова «Картина» и В.Гог «Церковь в Овере» (Литературное чтение. Часть2 , с.11-12)
4.Г.Сапгир «У прохожих на виду» и Н.Крылов «Зимний пейзаж» (Литературное чтение, часть2,с.39-40)
5.О.Дриз «кончилось лето» и М.Добужинский «Кукла» ( Литературное чтение, часть2,с.44-46)
6.О.Дриз «Синий дом» и М.Шагал «Синий дом» (Литературное чтение,часть 2,с.47-50)
7.М.Пришвин «Золотой луг» и В.Гог «Подсолнухи» (Литературное чтение.часть 2.с.123-125)
8. Н. Осипов «Горицвет» и Т.Маврина «Васильки на окне» (Развитие речи, с.20-22)
9. К.Паустовский «Необыкновенная осень» и Т.Маврина «Костёр во дворе» (Развитие речи, с. 34-36)
3 класс
1.Н.Некрасов «На Волге» и А.Мещерский «У лесного озера» (Литературное чтение, часть2,с.130-136)
2.Паустовский «Растрёпанный 1.С.Козлов «Июль» и А.Герасимов «После дождя» (Литературное чтение, часть1.с.8-9)
3.Хокку: Дзёсо, Басё, В.Шефнер «Середина марта» и И.Грабарь «Мартовский снег» (Литературное чтение, часть 1,с.20-23)
4.В.Берестов «Плащ» и В. Гог «Ботинки» (Литературное чтение,часть1.с.48-51)
5.К.Паустовский «Растрёпанный воробей» и В.Боровиковский «Безбородко с дочерьми, З.Серебрякова «Автопортрет с дочерьми» (Литературное чтение, часть2,с.139-150).
4 класс
1.Древнегреческий миф «Персей» и Пьеро ди Козимо «Персей и Андрамеда», древнерусская икона «Георгий Победоносец» (Литературное чтение, часть1,с.13- 20)
2. Былина «Илья Муромец и Соловей – Разбойник» и И.Билибин «Илья Муромец», М.Врубель «Богатырь», В.Васнецов «Богатыри» (Литературное чтение, часть1.с.55-65)
3. Былина «Садко» и Н.Рерих «Заморские гости» (Литературное чтение, часть1 ,с.66-71)
4. В.Жуковский «Славянка» и И.Левитан «Тихая обитель» (Литературное чтение, часть1,с.92-97)
5. В.Драгунский «Красный шарик в синем небе» и С. Лучишкин «Шар улетел» (Литературное чтение, часть1,с.132-133)
6. А.Чехов «Ванька» и Н.Богданов –Бельский «Визитёры», «Дети за пианино» (Литературное чтение,часть1,с.152-161)
7.С.Козлов «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, Заяц!» и В.Гог «Огороженное поле. Восход солнца», «Звёздная ночь» (Литературное чтение,часть2,с.29-37)
8.А.Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают такие дни» и Н.Альтман «Портрет Анны Ахматовой» (Литературное чтение,часть2,с.104-107)
9. А.Кушнер «Сирень» и П.Кончаловский «Сирень» (Литературное чтение, часть2,с.107-111)
10.М.Лермонтов «Парус», М.Волошин «Зелёный вал отпрянул и пугливо…» и И.Айвазовский «Девятый вал» (Литературное чтение,часть2,с.120-124)
11. А.Пантелеев «Главный инженер» и А.Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (Литературное чтение,часть2,с.130-148)
12. Древнегреческий гимн природе, А.Пушкин «Везувий» и К.Брюллов «Последний день Помпеи» (Литературное чтение, часть 2,с.160-168)
V. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
1.Предварительная подготовка.
Её цель: создать базу для последующей работы. Она, как правило, рассредоточена по времени, проводится на уроках не только русского языка, но и литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств и т.д., причем учащиеся на этом этапе могут и не знать, что учитель готовит их к творческой работе.
2.Создание речевой ситуации.
Её цель: во-первых, пробудить у школьников желание вступить в общение с читателем, стать автором, творцом, а во-вторых, помочь осознать свою речевую задачу и обрести конкретного адресата, читателя будущего текста. Типы ситуаций предполагают «выход» прежде всего на различные стили, в рамках которых создаются высказывания. Ситуации могут быть естественными и специально созданными. Естественные – это те, которые учитель организует для освоения изучаемого материала, например грамматико-орфографического: для постановки задачи, для поисков ее решения, для отработки тех или иных учебных действий, но при этом умело использует их и для совершенствования речи, для накопления школьниками опыта речевой деятельности. Вторая же группа ситуаций специально создается учителем для развития речи учащихся.
Речевая ситуация, к какому бы виду она не принадлежала, должна определяться учителем с учетом той разновидности речи, над которой предполагается работать: по стилю, по форме (устная или письменная), по типовому содержанию (описание, повествование, рассуждение), по жанру (письмо, дневниковая запись, сообщение учебного материала, загадка, объявление и т.п.), по конкретному содержанию (о чем именно).Главный признак, по которому разграничены ситуации - функция речи и адресат: кому и для чего говорит или пишет ученик. Иначе говоря, типы ситуаций предполагают «выход» прежде всего на различные стили, в рамках которых создаются высказывания.
Можно вычленить такие типы речевых ситуаций:
1) рассчитанные на появление у детей потребности поделиться с учителем, с товарищами своими наблюдениями, впечатлениями, раздумьями – для работы над разговорной или разговорно-художественной речью;
2) «педагогические», связанные с необходимостью донести до кого-то научные или практические знания, научить чему-либо, объяснить что-то – для обучения деловой или научной речи;
3) обеспечивающие элементарный научный поиск, решение какой-то задачи, выход из проблемной ситуации – для становления научной речи;
4) связанные с необходимостью проинформировать кого-то, сообщить какие-то важные точные сведения – для обучения деловой речи;
5) рождающие у детей желание передать свое видение окружающего, свое восприятие мира – для развития художественной речи. 3.Непосредственная подготовка.
Её цель: уточнение речевой ситуации, жанра и его особенностей, обсуждение конкретного содержания, т.е. деталей, языковых средств, которые помогут реализовать авторский замысел, - вот программа подготовительной работы на уроке.
4. Написание сочинения. На этом этапе очень важно, чтобы школьники были сосредоточены на решении именно речевых задач, чтобы они не были скованы боязнью допустить орфографическую ошибку. Используемая в практике установка: «Пользуйся только теми словами, написание которых вы знаете, не пишите больших предложений» - не только не полезна, но и просто вредна. Она лишает смысла подготовительную работу, препятствует продвижению детей в речевом отношении. Не спасает положение и совет: «Если не знаете, поднимите руку, я помогу». Пока ребенок сидит в ожидании учителя, он теряет мысль и творческий настрой. Можно позволить ребенку пропускать сомнительные буквы. (Например, вет…р, ч…тает.), обращаться к словарям, данным в учебнике «Развитие речи». Это освобождает ученика от страха перед ошибкой, позволяет сделать сочинение подлинно творческой работой.
5. Самопроверка. Это этап, важный для речевого развития. Прежде всего, ученики должны знать, во-первых, что именно они проверяют, во-вторых, последовательность тех операций, которые им советуют выполнить, в-третьих, способы внесения исправлений. Главное действие – перечитывание текста с определенной целевой установкой.
Первое перечитывание может завершиться внесением некоторых изменений: квадратными скобками отмечают лишние элементы, после «галочки» в конце текста при необходимости можно добавить недостающие предложения.
Второе перечитывание предполагает поиск тех средств языка, которые, может быть, нуждаются в уточнении, замене и т.п.
Третье прочтение – проверка орфографической и пунктуационной грамотности.
Предлагаю ввести приём перечитывания сочинения соседом по парте или другом, которому доверяешь: это помогает услышать текст как- бы со стороны и лучше услышать речевые ошибки.
Памятки, которые могут использовать дети при работе над сочинением:
Основные требования к написанию сочинения
1.Чтобы сочинение было интересным, пиши о том, что интересно тебе самому, тогда будет интересно слушать и читать твоим одноклассникам.
2.Чтобы сочинение было самостоятельным, не повторяй в изменённом виде мысли товарищей. Пиши так, как думаешь сам.
3.Чтобы сочинение было последовательным, излагай мысли по порядку, всё второстепенное группируй вокруг главного.
4.Чтобы язык сочинения был ярким, подбирай точные слова, не повторяй одних и тех же слов, выражений.
5.Чтобы сочинение было грамотным, пиши внимательно, в затруднительных случаях вспоминай правила, обращайся к орфографическому словарю.
Памятка 2
1.Соответствует ли содержание текста теме?
2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?
4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения?
6. Выделены ли части текста красной строкой?
7.Те ли слова отобраны для раскрытия темы?
8. Хорошо ли построены предложения?
9. Интересно и понятно ли всё написанное слушателю?
Памятка 3
1.Содержание текста должно соответствовать теме.
2. Основные мысли подтверди фактами.
3. Свои мысли излагай последовательно по плану.
4.Каждую новую часть пиши с красной строки.
Как проверить своё сочинение?
Памятка 1
1.Прочитай сочинение и ознакомься с замечаниями учителя.
2. Выполни замечания по содержанию (С), найди лишнее( не по теме).
3. Дополни, если нужно, текст.
4. Замени неудачный заголовок. Напиши новое начало или другую концовку.
5. Измени, если нужно, части текста, их порядок, количество предложений в каждой части.
6. Подумай, какие слова лучше употреблять в тексте, чтобы он был более точным. Подбери эти слова.
7.Исправь те предложения, которые неверно построены (П).
8.Найди слова, которые написаны с ошибкой ( / ). Исправь.
9. Найди пунктуационные ошибки. Исправь их.
10.Напиши после исправления второй вариант сочинения. Стремись к тому, чтобы тема и основная мысль текста были раскрыты.
11. Употребляй слова точно. Используй синонимы, антонимы, афоризмы.
Памятка 2
1.Проверь, не пропустил ли ты буквы.
2.Правильно ли написал безударные гласные?
3.Проверь слова с парными согласными.
4.Проверь, точно ли употребил глаголы в предложениях?
5.Посмотри, есть ли в тексте предложения с однородными членами (союзные или бессоюзные), проверь наличие знаков препинания.
6.Во время проверки пользуйся словарями, не уверен – спроси у учителя.
6. Проверка работ учителем.
Проверка сочинений учителем не должна продолжаться более двух дней, т.к. в противном случае учащиеся забывают, если не основное содержание, то детали, лексику, синтаксис своего сочинения.
7.Доработка сочинения учеником-автором.
На уроке, посвященном анализу сочинения, зачитываются лучшие работы, разбираются недочеты содержания, раскрытия темы, орфографические и типичные речевые ошибки. Индивидуальные ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками или группами.
Если сочинение - итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения зависит от характера подготовительной работы. Могут быть выделены некоторые основные черты уроков письма сочинений.
Сообщение темы и задач сочинения, обсуждения их с учащимися.
Беседа в целях упорядочения материала, если он накоплен заранее - в ходе наблюдений, или для его накопления.
Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.
Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста.
Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.
Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.
Самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок. [21, с.201]
При подготовке к первым детским сочинениям учителю следует продумать не только содержание и приемы, но и последовательность работы. Вот примерный порядок работы над сочинением:
Устное рассказывание по теме сочинения.
Учитель дает возможность учащимся высказать свои личные впечатления по теме и при необходимости в помощь рассказчику ставит вопросы, чтобы детализировать рассказы детей, внести в них ясность.
Чтение плана, записанного учителем на доске, или коллективная работа над планом.
Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок.
Связный рассказ по плану.
Запись сочинения с доски или под руководством учителя.
Проверка записанного.
Чтобы учащиеся научились излагать мысли связно, в строгой логической последовательности, все сочинения составляются по плану.
Планы первых сочинений даются учителю в форме вопросов, которые строятся так, чтобы в ответах можно было использовать лексику вопросов, добавляя к каждой фразе лишь одно-два слова. Все сочинения, используемы в рамках УМК «Перспективная начальная школа , имеют чёткую структуру работы, прописанную в самих учебниках развития речи и литературного чтения, в следствии чего, позволяют ученикам самостоятельно решать учебные задачи, формируют у них познавательные, регулятивные и коммуникативные компетенции, создают благоприятную почву для дальнейшей теоретической и практической деятельности.
VI. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
Подготовка к написанию сочинений, и как следствие формирование коммуникативных компетенций младших школьников начинается задолго до того, как будет впервые написан самостоятельный творческий продукт.
Целенаправленная работа вплотную начинается во втором классе на уроках развития речи, которые проходят 1 раз в неделю (по программе 5 час русского языка).
Начинается данная работа с изучения видов предложения по цели высказывания, интонации: нахождении этих видов в конкретных текстах, определении границ предложения, нахождение в данных предложениях специальных литературных приёмов, служащих средством передачи эмоционального отношения автора.( 2класс, с.5-8, 3 класс, с.8—14)
Второй вид работы - работа над текстом: в практических упражнениях дети получают понимание смысла слова текст, учатся различать набор предложений от записи, в которой все предложения связаны по смыслу, пытаются определить тему текста, основную мысль текста и главное переживание.( 2 класс, с.9-20,с. 28- 41,3 класс, с. 14-18,с.20-21)
Третий этап работы – строение текста: деление текста на части, понятие абзац, план, восстановление текста соответственно данному плану, самостоятельное составление плана.(2 класс, с.56-60, 62-65,80-81,3 класс, с.26-29,с.57-63,с.66-68)Четвёртый этап – готовит ученика к самостоятельной творческой работе – устное и письменное изложение текста: происходит выяснения изученных позиций ( Текст ли это? Соответствует ли название теме? Где выражается основная мысль? Какое предложение передаёт главное переживание автора? После этого идёт работа над строением текста, деления его на части, если нужно, составление плана, работа над орфографией и синтаксисом, устный и письменный пересказ). 2 класс- с.46 «Белка в лодке» по В.Бианки, с. 52-53, «Весенний звон» по Н.Сладкову, с. 70-71 «Калина» по Б.Александрову, с.72 «Зелёные бабочки» по Н.Сладкову,с.91 «Шишки», с. 94 «Красное лето» по И. Соколову- Микитову,с. 97 «Ступеньки» по Н.Сладкову.
3 класс- с.30-31 «Новый голосок» по Н.Сладкову, с.32-34 «Где ёжик?» по М.Быковой, с.62-63 «Дятел» по М.Пришвину, с. 63-65 «Трясогузкины письма» по Н.Сладкову, с.66-68 «Кошка и ёж» по А.Бостром,с. 90-93 «Как котёнок Яша учился рисовать» по Л. Каминскому, с. 94-96 «Художник» по К.Коровину, с. 103-104 «На вырубке» по М.Пришвину, с. 110- 116 «Как папа бросил мяч по автомобиль» поА. Раскину,с. 118-120 «Умная птичка» по М.Зощенко.
4 класс- с. 31, «Куда лето прячется» по Б.Сергуненкову, с. 45-46 «Одуванчик» по Б.Сергуненкову, с. 90-92 «Муравьишкин корабль» по Г.Цыферову.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Речь - это деятельность человека по использованию языка в целях общения и мышления. Она является отражением индивидуальных свойств личности. При помощи речи( устной и письменной) мы передаём и получаем разные сообщения. С помощью речи человек может выразить своё отношение к окружающему миру.
Текст – запись, в которой предложения связаны по смыслу. Все предложения в тексте объединяет общая тема.
Текст – может быть написан для того, чтобы передать основную мысль или выразить главное переживание автора или героя.
Тема текста – это то, о чём автор пишет текст.
Основная мысль (идея) – это то, что автор хочет сказать, ради чего он пишет.
Название текста – может выражать тему или основную мысль текста.
Тема картины – просто обозначает то, что на ней изображено.
Главное переживание картины - это выраженное в картине отношение художника к тому, что он изобразил.
Текст – описание – это тип текста, который даёт наиболее полные , точные сведения о предмете или же картине, наблюдаемыми автором.
Портретное описание – может рассказать о внешности, возрасте, характере и переживаниях человека.
Текст – повествование – это тип текста, в котором события описываются в последовательности. Обычно, он бывает в разговорном или художественном стиле. Текст-повествование есть ни что иное как рассказ. Без которого нельзя представить человека. Ведь вся его жизнь и есть повествование!
Текст – рассуждение – такой связный текст, в котором для доказательства какого-то утверждения используются суждения автора. Имеет своей целью выяснить какое-либо понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-либо мысль.
Рассуждение – это стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос. В рассуждении хорошо виден ход мыслей человека.
Рассуждение – это объяснение какого-либо явления с опорой на наблюдение.
Тезисы – подробный, расширенный план выступления. В тезисах кратко излагаются основные мысли каждой части доклада.
Научный текст – текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном.
Научно-популярный текст – текст. В котором литературное изложение сочетается с научными сведениями. В нём интересно и просто излагаются научные сведения.
Аннотация – краткая информация о содержании книги. Аннотация включает информацию об авторе, могут быть перечислены рассказы, вошедшие в сборник, названы имена главных героев.
Монолог – разговор, который человек ведёт сам с собой. Человек может произносить монолог вслух перед кем-то или мысленно про себя.
Диалог – разговор между двумя людьми.
Метафора – скрытое сравнение, в котором отсутствуют слова: как, словно, будто ( Например, «изумрудная трава»).
Олицетворение – наделение явлений или предметов неживой природы качествами человека (речью, смехом, мыслями, переживаниями).
Сравнение – сопоставление людей, предметов, явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам (Например: «Анчар, как грозный часовой..).
Контраст - в отличие от сравнений, указывают на различие (противоположность) героев или концепций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьева М.Н. Учимся сочинять загадки. // Начальная школа.- 2003. - № 4.
2. Загребельная С.В., Кащаева Г.С., Мамонова Л.А. Обучение написанию сочинений в начальной школе. - М.: АРКТИ, 2006.
3. Корешкова Т.В. Подготовка будущего учителя: как научить младших школьников создавать высказывания. // Начальная школа. - 2006. - № 3.
4. Каленчук М.Л., Чуракова Н.И., Малаховская О.В., учебник «Русский язык», часть 2- М.: Академкнига/Учебник, 2008.
5. Каленчук М.Л., Чуракова Н.И., Малаховская О.В., методическое пособие «Русский язык» ,- М.:Академкнига/Учебник, 2011.
4. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. - М.: Просвещение, 1975.
5. Программы по русскому языку и литературному чтению «Перспективная начальная школа»- М.,: Академкнига/Учебник, 2011.
5. Речевые уроки. / Под ред. Ладыженской Т.А. - М.: Просвещение, 1994.
6. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Самый полный справочник для младших школьников по написанию сочинений и изложений, а также по подготовке устных выступлений на уроках литературного чтения и русского языка. - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.
7. Чуракова Н.И., учебник «Литературное чтение», - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
8. Чуракова Н.И., Малаховская О.В., методическое пособие «Литературное чтение» ,- М.:Академкнига/Учебник, 2011.