Проект урока по русскому языку на тему Согласные твердые и мягкие (5 класс)












Проект урока русского языка в 5 классе по теме:
«Согласные твёрдые и мягкие»








Автор: Катайцева Р.Л., учитель русского
языка и литературы

























Учебный предмет: русский язык.
Класс: 5 класс.
Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов.
Тема урока: «Согласные твердые и мягкие».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: расширить понятийную базу обучающихся о твердых и мягких согласных.
Задачи: создать условия для формирования лингвистической компетенции обучающихся через освоение знаний о твердых и мягких согласных; развивать умения объяснять и графически обозначать твёрдые и мягкие согласные, отработать навык транскрибирования слов, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку.

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые способы деятельности



Познава-
тельная
Коммуника-
тивная
Регуля-
тивная

Этап «Мотивация. Постановка учебной проблемы»

- Какие звуки речи вы знаете?
- На какие группы делятся согласные звуки?

- Запишите на доске слова.

- Составьте транскрипцию каждого слова, обратите внимание на повторяющиеся буквы в парах слов, дайте характеристику подчёркнутым буквам как звукам речи.
- Что вы обнаружили интересного?
-Какая возникает проблема?
- Сколько в классе мнений?
- Справа на доске запишем спорные вопросы, гипотезы

- Гласные и согласные звуки.

- Звонкие и глухие (парные, непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные), ещё есть сонорные и шипящие.
Слон, олень, рука, рюкзак, мишка, мышь, тень, тон, жизнь, жить, тюль, толь, чаша, чаща. (Составляют транскрипцию):
[Слон], [ал`эн`], [рука], [ р`укзак], [м`ишка], [мыш], [т`эн`], [тон], [жыз`н`], [жыт`], [т`ул`], [тол`], [ч`аша], [ч`а щ`а].






Звуки [н], [р ], [м], [т] могут быть твёрдыми и мягкими, а звук [ж] всегда твёрдый, хотя после него стоит звук [и], который придает мягкость. Звук [ч] всегда мягкий, хотя после него не стоят гласные звуки: [и], [э]. Звук [ш] в слове мышь должен быть мягкий, потому что после него стоит мягкий знак, но он почему-то твёрдый, а в слове чаща звук [щ] мягкий, хотя после него не стоят гласные, которые придают мягкость.
Выделять существенную информацию. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.
Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Этап «Целеполагание»


- Сформулируйте цель урока



- Назовите тему урока
Цель урока: Выяснить, какие звуки могут быть твердыми и мягкими, а какие только твёрдыми или только мягкими.

Тема урока: Согласные твёрдые и мягкие
Уметь самостоятельно формулировать цель и тему урока.
Уметь аргу-
ментировать своё мнение

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.


Этап «Планирование»


- Как мы будем работать для реализации цели?
- На примерах посмотрим и выявим, какие звуки мягкие, а какие твёрдые.
- Послушаем объяснение учителя.
- Найдём подсказку в учебнике.
- Сделаем вывод сами.
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь формулировать собственное мнение.
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Этап «Реализация плана»


А) Открытие способа
Мотивирует последовательность работы:
- подумаем самостоятельно;
- поработаем с учебником;
- обратимся за разъяснением к учителю.
Организует погружение в проблему.
- Мы вместе будем исследовать мягкость и твердость согласных звуков.
- Запишите слова, обратите внимание на повторяющиеся буквы в парах слов, дайте характеристику этим буквам как звукам речи по твердости/мягкости.


- Для выявления закономерности запишем ещё ряд слов (составим транскрипцию).
- В каких словах возникли затруднения с определением твёрдости/ мягкости согласных звуков?
- Сделаем вывод.
- Подтвердим правильность вывода, обратившись к учебнику.

Б) Фиксация алгоритма
- Обобщите наблюдения в виде схемы. На основе схемы постройте высказывание. (Работа в парах).







В) Применение способа
- Выполним творческое задание «Составь букет»: выберите цветы, в названиях которых есть мягкие согласные
(запишите транскрипцию каждого слова).




















Записывают слова, указывают какой звук обозначает буква.
[б]Бор – [б`]бинт, [в]волк – [в`]ветер, [г]гора – [г`]герб, [д]дом – [д`]дятел, [з]заяц – [з`]зебра, [к]кот – [к`]кит, [л]лодка – [л`]лебедь, [м]море – [м`]мяч, [н]нога – [н`]нить, [п]пар – [п`]перо, [р]рак – [р`]река, [с]сом – [с`]сеть, [т]торт – [т`]тир, [ф]факел – [ф`]фишка, [х]хорёк – [х`]хищник.
Записывают слова:
Ёжик - [й`ожык]
Жюри – [ жур`и]
Парашют – [ парашут]
Цыган - [цыган]
Цемент - [цэм`энт]




Делают вывод: одни согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими, а некоторые только твёрдыми или только мягкими
Работают с параграфом 54 на стр.127, подтверждают свои выводы


Обобщают, составляют схему
ж, ш, ц - всегда твёрдые согласные
ч, щ, й - всегда мягкие согласные непарные
б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х
парные согласные






роза - [роза]
тюльпан - [т`ул`пан]
нарцисс - [ нарцыс]
гладиолус - [глад`иолус]
ромашка - [ рамашка]
мимоза - [м`имоза]
ландыш - [ландыш]
колокольчик - [калакол`ч`ик]
гвоздика – [ гваз`д`ика]
хризантема - [хр`изантэма]




















Уметь анализировать, доказывать, аргументиро-вать свою точку зрения.











Уметь доказывать, аргументиро-вать свою точку зрения.









Уметь излагать материал в виде схемы.
Погружение в информацию.








Уметь включиться в творческую деятельность.




















Уметь выстраивать диалог.




























Уметь учитывать мнение партнера.
Построение речевых высказываний. Оценка результатов своей деятельности и других обучающихся.
Уметь формировать собственное мнение и позицию.




















Осуществ-
лять взаимоконт-роль.



























Уметь вносить корректиро-
вки в конечный продукт.
Осознание качества уровня усвоения.



Уметь осуществлять самоконт-роль.

Этап «Контроль»


- Запишем слова, затранскрибируем их:
Тест, свитер, диспансер, музей, текст, тема, шинель.
Записывают транскрипцию слов:
[Тэст], [св`ит э р], [д`испансэр],
[муз`э й], [т`экст], [т`эма],
[шын`эл`]

Уметь участвовать в работе группы.
Уметь учитывать мнение партнеров.

Уметь прогнозиро-вать результат.
Уметь оценивать правильность выполнения задания.


Этап «Оценивание»


- Кто затранскрибировал правильно одно слово? Два? Три? Четыре? Пять? Шесть? Семь?
Составляет пирамиду по количеству правильных ответов
Обратим внимание на произношение слов:
[Тэст, свитэр, диспансэр],
[музей, текст, тема, шинель] – запомните произношение этих слов!
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Уметь осознанно выделять, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.


Этап «Рефлексия»

Проводит беседу, организует самооценку результатов обучающихся.
- Какую цель ставили?
- Удалось достичь поставленной цели?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие были затруднения?
- Где можно применить новые знания?
Отвечают на вопросы учителя
Уметь структури-ровать знания.
Уметь оценить результат своей деятельности и партнеров.

Уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Уметь допускать возможность разных точек зрения.



Уметь давать оценку своей деятельности на уроке.
Уметь определять уровень усвоения знаний.



Этап «Домашнее задание»

Даёт задание. Параграф 54.
Затранскрибировать слова (обратить внимание на произношение): что, чтобы, конечно, скворечник, яичница
Сделать фонетический разбор одного слова (на выбор)
Записывают задание в тетради
-
-
-










13PAGE 15


13PAGE 14415




15