Конспект урока по русскому языку на тему: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.».

Учитель: Гайнуллина Лидия Павловна
МБОУ гимназия №1 города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Класс: 2Б
Урок русского языка.
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Правописание сочетаний ча-ща.».

Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-ща при выполнении практических заданий, способствовать формированию информационной культуры учащихся;
2) развивать речь, мышление, внимательность, орфографическую зоркость;
3) воспитывать интерес к предмету, чувство дружбы, товарищества, любовь к природе.

Оборудование: компьютер, электронная презентация, опоры.

Учебник: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык», 1 часть, М, «Просвещение», 2008


Литература: 1) В.В.Волина «Занимательное азбуковедение»;
2) Жиренко О.Е., Обухова Л.А. «Поурочные разработки по русскому языку», 2 класс;
3) С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»;
4) Л.И.Тикунова, В.П.Канакина «Сборник диктантов и творческих работ»;
5) http://www.myjane.ru/articles/text/?id=8508,
Электронная библиотека: Наши любимые животные,
Автор: Н.Антонова;
6) аудиозапись для физкультминутки «Головами покиваем».















1. Организационный момент
Цель: Приветствие гостей. Настрой на работу.
Упражнения: 1) «Колечки»
2) «Согреем пальчики»
3) «Вареники»
Учитель: Откройте тетради, запишите число и «Классная работа».
Дети: Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу!
2. Минутка чистописания.
В в
Век живи, век учись.
3. Актуализация знаний.
(Один ученик в это время работает у доски со словарными словами:
.дежда, м.шина, .зык, к.пуста, мальч.к, с.рока, п.льто
Учитель; Что такое век?
Дети: Сто лет.
Учитель: Почему так говорят: «Век живи, век учись»?
Дети: Человек сколько живёт, столько и учится. В течение всей жизни узнаёт что-то новое.
Учитель: Назовите слово с изученной орфограммой.
Дети: Живи: жи пиши с буквой и.
Учитель: Назовите слово с парной согласной на конце слова.
Дети: Век.
Учитель: Подберите проверочное слово.
Дети: Века.
Учитель: В каком слове звуков больше, чем букв?
Дети: В слове учись – 5 букв, 4 звука.
Учитель: Какое это слово по количеству слогов?
Дети: Двусложное.
Учитель: Можно ли его перенести?
Дети: Нет.
Учитель: Почему?
Дети: Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку.
(Проверка работы ученика у доски.)
Учитель: Какая ещё орфограмма встретилась в слове машина?
Дети: Ши пиши с буквой и.
4. Постановка темы и цели урока. Проблемная ситуация.
Учитель: Чтобы узнать тему урока, давайте разгадаем кроссворд.
Слайд 1.
1) Кто шагает с сумкой книг,
Утром в школу? (ученик)
2) Зимой бел,
Летом сер.
Прыгает ловко,
Любит морковку. (заяц)
3)У меня пропал носок,
Утащил его(щенок)
4) Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый, все довольны,
Так приятен он на вкус
И зовут его(арбуз).
Учитель: Какое слово получилось по вертикали?
Дети: Чаща.
Учитель: Что такое чаща?
Дети: Густой частый лес.
Учитель: Какое правило содержит это слово? Над какой орфограммой будем работать сегодня на уроке?
Дети: Ча-ща пиши с буквой а.
Учитель: Что вы знаете о звуках ч, щ?
Дети: Эти звуки согласные, глухие, всегда мягкие.
Учитель: Чаща – густой лес, что, углубившись в него, можно заблудиться. Поэтому нужно запомнить, что буквы ч и щ пишутся так и только так (учитель показывает опору) и никогда не дружат с буквой я. И сегодня на уроке мы будем отрабатывать написание слов с сочетаниями ча-ща.
5. Работа по теме урока.
Работа по учебнику: с. 129, упр. 169 (1 часть – с комментированием, 2 часть – самостоятельно).

·(Проверка самостоятельной работы. Обратить внимание на произношение слова щавель.)
Учитель: Щавель – травянистое растение со съедобными кислыми
листочками. Ударение в этом слове падает на второй слог.
Слайд 2.
Музыкальная физкультминутка.
Письмо под диктовку.
На лугу дети собирают щавель.
Учитель: Подчеркните основу предложения. Отметьте изучаемую орфограмму.
Работа в группах.
(Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить её смысл.)
Слайд 3.
1 группа: Друзья познаются в беде.
2 группа: Старый друг лучше новых двух.
3 группа: Сам погибай, а товарища выручай.
4 группа: Друга за деньги не купишь.
5 группа: Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Учитель: О чём эти пословицы?
Дети: О дружбе.
Учитель: Почему в русском фольклоре так много пословиц о дружбе?
Дети: Человеку очень важно в жизни иметь много друзей и сам он должен быть надёжным другом.
Учитель: В какой пословице встретилась орфограмма, над которой мы работаем?
Дети: Сам погибай, а товарища выручай.
Письмо по памяти.
Слайд 4.
(После прочитывания пословицы дети записывают её по памяти, а затем проверяют.)
Учитель: Отметьте изучаемую орфограмму.
Игра «Звук заблудился».
Учитель: Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Учитель: В каком слове заблудился звук?
Дети: В слове майки.
Учитель: Какой звук заблудился?
Дети: Звук м.
Учитель: А какое должно быть слово в стихотворении?
Дети: Чайки.
Учитель: Какая орфограмма в слове чайки?
Дети: Ча-ща пиши с буквой а.
Учитель: Запишите это слово, отметьте орфограмму. Рядом запишите «звуковую одежду» этого слова.
Дети: чайки.
Беседа.
Слайд 5.
Учитель: Что вы знаете о чайках?
(Ответы детей.)
Учитель: Послушайте сообщение о чайках.
(Заранее подготовленный ребёнок рассказывает о чайках.)
Чайки обитают на морском побережье, на озёрах, болотах, реках. В старину чайку называли мартышкой – возможно, за её крики. Её голос может напоминать смех, квохтанье, крик рассерженной кошки и даже крик сороки.
Чайка – птица прожорливая и всеядная. Основное её питание – слабая, больная, недостаточно ловкая рыба. Также она питается моллюсками, дождевыми червями, стрекозами, жуками, комарами, мелкими грызунами. Нередко можно увидеть разгуливающую по пляжу чайку, собирающую различный мусор. Чайки уничтожают вредных насекомых, но, к сожалению, они поедают яйца других птиц и даже своих близких сородичей, и их птенцов.
Чайки – перелётные птицы. Зимуют они на Чёрном и Каспийском морях, некоторые улетают в Японию, Китай и Африку.
Игра «Помоги чайке поймать рыбку».
Слайд 6.
(Дети выбирают слова с правильными написаниями сочетаний ча-ща. В ходе игры объясняются значения слов:
Чабан – пастух, который пасёт овец в горах.
Щадить – жалеть.)
6. Домашнее задание.
Слайд 7.
c. 131, упр. 174
7. Игра «Кто как голос подаёт?»
Кузнечики(трещат). Коровы(мычат). Львы(рычат). Мыши(пищат).
(Запись глаголов в тетрадь.)
Учитель: Отметьте изучаемую орфограмму. Что обозначают записанные слова?
Дети: Действие предмета.
8. Итог урока.
Учитель: Почему к нам на урок прилетала чайка?
Дети: В этом слове содержится орфограмма, над которой мы работали.
9. Рефлексия.
Учитель: Что понравилось на уроке?
У кого были ошибки? Над чем ещё нужно поработать?
Слайд 8.