Рабочая программа урока по химии на тему Реакции ионного обмена (9 класс)

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Реакции ионного обмена»
Тип урока: Урок обобщения и систематизация знаний.
Цели урока:
образовательные
на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие “реакции ионного обмена”.
экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца;
научить школьников применять знания о диссоциации кислот, оснований, солей при написании ионных уравнений реакции.
развивающие:
совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;
продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, умения прогнозировать результат деятельности;
воспитательные:
воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в группах.
Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные (эмпирические) уравнения реакций, полные и сокращенные ионные уравнения реакций.
Методы обучения: репродуктивный, частично – поисковый
.Средства обучения:
учебно-материальные: химические реактивы, компьютер, проектор, учебники.
дидактико-методические: химический язык, химический эксперимент.
Форма организации работы в классе: индивидуальная, парная, групповая.
Задачи урока:
1.Проверить знания учащихся об электролитах и не электролитах
2.На опыте показать электропроводимость электролитов
3.Изучить на практике реакции ионного обмена

Оборудование: СuSO4, NaOH, BaCI2, H2SO4 , CaCO3, HCI, пробирки, индикаторы

Орг момент: (2мин)

Актуализация знаний:

1. Презентация: «Электролиты и не электролиты» (5мин)
2.На приборе проверяют проводимость электрического тока некоторых растворов. Отвечают на вопросы.
Почему раствор поваренной соли проводит электрический ток , а твердая поваренная соль нет.
Почему раствор сахара не проводит ток. Дают объяснение электролитам и неэлектролитам.


Задание
ДЖОТ ТОТС
На 3 листочках записать слово «Электролиты»
за 30 сек ученики пишут одно слово об электролитах
№2 собирает листочки, оставляет 9.

ТИК-ТЭК-ТОУ
Игра «крестики-нолики»
Из 3-х слов ученики составляют предложения об электролитах. Рассказывают о свойствах электролитов.
Работа с карточками
На карточке записаны формулы кислот, солей, оснований. (за 30 сек записывают диссоциацию)

1 группа 2 группа 3 группа
Кислоты Основания Соли
HCI= KOH= Ca (NO3)2 =
H2SO4= Ba (OH)2 = CaSO4 =
HNO3 = AI (OH)3 = AI2(SO4)3 =

После окончания работы обмениваются карточками. Проверяют работу благодарят и друг друга

ТЕЙК-ОФ-ТАЧ-ДАУН
Если утверждение верно - хлопают.
1. Положительные ионы- это катионы.
2. Отрицательные ионы - это катионы
3. Катод – это положительный электрод
4. Анод – это отрицательный электрод
5.Диссоциация – это распад электролита на ионы
6. Кремниевая кислота- это электролит
7. Кислород, спирт, бензин, углекислый газ-это электролиты.
8. Вода- диполь
9. Катионы движутся к катоду
10. Анионы движутся к аноду
11. Ионы натрия входят в состав внеклеточной жидкости.
Объяснение учителя
Реакция между ионами называют ионными реакциями, а уравнения таких реакции– ионными уравнениями. Реакции ионного обмена протекают до конца в тех случаях, когда образуется или осадок, или малодиссоциирующее вещество, например вода или выделяется газ.
Лабораторная работа
Ученики проводят опыты между электролитами.
За 30 сек напишут полное и сокращенное ионные уравнения реакции.
1 группа 2 группа 3 группа
BaCI2 + H2SO4 = NaOH + HCI = СaCO3 +HCI =

.Найди свою половину!
На листочке написано правая или левая часть уравнения.
Ученики находят свою половину и остаются с ними
СТЕ ЗЕ КЛАСС
Индивидуальные задания
Напишите формулы одно, двух. трех основных кислот и их диссоциацию ( 30 сек)
1 ученик знает 3
2 ученик знает 5
3 ученик знает 7
Встают и взаимодействуют, спрашивают, кто сколько написал. У кого мало, дописывают. Благодарят друг друга

Закрепление полученных знаний
Учитель показывает карточки с формулами.
CaCI2, AgCI , AI(NO3)3 , O2 , C6H12O6 KOH
Ученики выделяют электролиты и не электролиты
Выводы и оценки.
Итог
15