Основные задачи работы психолога в условия профильного обучения. Особенности психологического сопровождения учащихся допрофильных и профильных классов.


Винницкая общеобразовательная школа I-III ступеней Мастер – класс для практических психологов Симферопольского района по теме: «Основные задачи работы психолога в условия профильного обучения. Особенности психологического сопровождения учащихся допрофильных и профильных классов.Дата проведения: 24.04.2014г. Психологическое сопровождение профильного обучения предполагает решение трех задач:Психологическая диагностика при отборе учащихся в профильные классы.Мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся.Психологическая поддержка углубленной профориентации учащихся. Решение задач осуществляются по следующим направлениям: 1. Диагностическое:анкетирование учащихся и родителей с целью выбора профиля обучения;предпрофильная диагностика учащихся с целью определения их склонностей и способностей;профориентационная диагностика;диагностика мотивации, уровня притязаний, адекватности самооценки личным способностям и возможностям получить желаемое образование;диагностика социально-психологического климата в профильных классах Далее психолог делает анализ диагностической информации:составляет рекомендации всем участникам учебно-воспитательного процесса по результатам диагностических мероприятий;участвуeт в прогнозировании организации профилей. 2. Коррекционно-развивающее:проведение профориентационных и деловых игр, тренингов;помощь учащимся в адаптации к изменению условий среды. 3. Консультационное:индивидуальные консультации для учащихся по проблемам выбора и принятия решения;консультации для учащихся, родителей и педагогов по результатам диагностических обследований, по оптимизации обучения. 4. Методическое:оказание методической помощи учителям-предметникам, классным руководителям. 5. Профилактическо-просветительское:повышение психологической грамотности учащихся в аспектах самопознания, самореализации;выбору профильности обучения ребенка;выбору его профессиональной деятельности;организация (совместно с социальным педагогом и классными руководителями) профилактических мероприятий: активного и систематизированного знакомства учащихся с миром профессий (экскурсии, лекции, встречи, профориентационные игры, деловые игры). 6. Диспетчерское:связь с профцентрами района (города); Хорошее,хочу работатьИногда хорошее,иногда нетРавнодушное,часто плохоеПочти всегдаплохое,усталостьРусский языкИЗОЯ и УкраинаМатематикаФизкультураУкраинский языкТрудУкраинское чтениеОсновы здоровьяЧтениеВ работе применяю анкету «Отношение к учебным предметам» 1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950А также «Карта интересов для младших школьников»Ф.И.О. учащегося__________________________________ №Учебные предметыФ.И. ученикаФ.И. ученикаФ.И. ученика-+1Укр. язык172Литература153Рус. язык124Литература5Англ. язык6Кр.тат. язык7История У.8Вс. история9Правоведение10Алгебра11Геометрия12Физика13География14Биология15Химия16Ос.здоровья17Информатика18Худ.культура 19Труд20Физкультура-4100+161020Методика А.М.Эткинда « Выбор цветовых отношений»класс 2013-2014 учебный годКлассный руководитель___________________ Обработав таблицу по классу делаю сводную и график. В арсенале имеется методика «Художественные метафоры» 1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Методика «Профиль»Направление профессиональной деятельностиФ.И. ученика _________________________________ №123456789101112131415161718192021222324всего1АБВББВАВБАВА2ВААВБББАВАБВ3ББВАААВБВБВА4ВАВААВББББВА5БВАВАВБВБААБ6БААВБВАВБАБВОпросник профессиональных склонностей Л.ЙовайшиФ.И. ученика_______________________________________ П-ДА-СС-ЛН-ОК12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940В работе применяю методику «Опросник типа мышления»Ф.И. ученика _________________________________ 1 а1 б2 а2 б3 а3 б4 а4 б5 а5 б6 а6 б7 а7 б8 а8 б9 а9 б10 а10 б11 а11 б12 а12 б13 а13 б14 а14 б15 а15 б16 а16 б17 а17 б18 а18 б19 а19 б20 а20 бС целью определения выбора профиля, в работе применяю методики Е.А.Климова «ДДО» и «Карта интересов». КлассЧеловек-природаЧеловек-техникаЧеловек-человекЧеловек-знаковая системаЧеловек-художественный образ9а9бИтогоПо результатам проведения методики Е.А.Климова «ДДО» учащихся 9а и 9б классов №вопр.Ответ№вопр.Ответ№вопр.Ответ№вопр.Ответ№вопр.Ответ№вопр.ОтветIIIIIIIVVVI118355269862193653708732037547188421385572895223956739062340577491724415875928254259769392643607794102744617895112845627996122946638097133047648198143148658299153249668310016335067841011734516885102В работе наиболее эффективна методика Е.А.Климова «Карта интересов» По результатам методики Е.А.Климова «Карта интересов» учащихся 9а,9б 123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445 Контрольный лист «Способности школьника»Ф И. ученика______________________________ Для диагностики уровня и характера тревожности, связанной со школой, подходит "Тест школьной тревожности» Филлипса:Общая тревожность в школе .Переживание социального стресса.Фрустрация потребности в достижении успеха. Страх самовыражения .Страх ситуации проверки знаний. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Анкета «Эффективность профильного обучения». Результаты таковы: 1. Обучаясь в профильном классе, чего хотите добиться?Подготовиться к будущей профессии- 8 респондентов; Раскрыть свои возможности, способности – 3;Получить полезные для жизни знания – 5Обучение в профильном классе ничего не дает -0.2. Связываете ли свои будущие планы со спецпредметами, которые изучаете в рамках профильного обучения?Собираюсь работать по данному профилю, продолжить учебу в техникуме, ВУЗе–4 респондента; Навыки, знания по профильным предметам пригодятся мне в ВУЗе- 73. Довольны ли вы объемом знаний, полученные по профильным предметам?Очень доволен -13 Не доволен и хотел бы обучаться по- другому профилю-3(экономический-1, художественно- эстетический -1, иностранный язык -1).4. Как относятся ваши родители к обучению в профильном классе?Считают, что это поможет мне подготовиться к будущей трудовой деятельности –12 респондентов; Считают, что обучение в профильном классе даст полезные для жизни знания -2;5. Как вы собираетесь реализовывать полученные знания в перспективе?Они помогут при поступлении -8;Они пригодятся в жизни -5; Методика Н.Пряжникова «Будь готов!» помогает конкретизировать профессиональный выбор с учетом индивидуальных особенностей в рамках «Хочу-могу-надо», повысить свою осознанность к профессиональному выбору (см. приложение).