Урок русского языка в 5 классе. Виды предложений по цели высказывания.



Урок русского языка в 5 классе.
Работу выполнила: Серебрякова Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Алексейковская СОШ
Адрес: 171894, Тверская область, Лесной район,
п/о Сорогожское, с. Алексейково, ул. Школьная, д.18
Тел: (271)74-123
Тема: Виды предложений по цели высказывания.
Цели: дать понятие о видах предложений по цели высказывания; показать особенности интонации для каждого вида предложений; развивать культуру речи; формировать навыки в парах, в группе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель высказывания. строить предложения с разными целями высказывания; соблюдать правильную интонацию; продолжать работу по развитию орфографической зоркости.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка знаний теоретического материала по теме "Синтаксис"
Цифровой диктант. Верны ли мои утверждения? Да - 1, Нет - 0
Я утверждаю, что
1. Синтаксис изучает правила построения словосочетаний и предложений.
2. Точка, восклицательный и вопросительный знаки - знаки завершения.
3. Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания.
4. В конце предложения можно поставить только точку.
5. В словосочетании торжественный марш главное слово - существительное марш.
6. У доски - словосочетание.
7. В словосочетании лесные обитатели главное слово - прилагательное.
8. Грамматическая связь в словосочетании отвечать на уроке выражена только с помощью предлога на.
9. Смысловая вязь в словосочетании выражается с помощью вопроса.
10. Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложений.
ответы: 1,1,1,0,1,0,0.0,1,1.
2. Проверка домашнего задания.
3. Повторение орфографии: выполнение задание, направленных на развитие избирательности внимания и орфографической зоркости.
Летом я проч_тал много интерес_ных книг: о гиган_ских ящерицах, о прекрас_ных принцах и счас_ливых принцессах, об уд_вительных пр_ключениях. Но самой интерес_ной ок_залась книга об учас_никах опас_ной энциклопедии. Несчас_ные путеше_ственники попали в ужас_ные усовия. Я им сочу_ствовал, но предчу_ствовал счас_ливый конец.
III. Самоопределение к деятельности.
Слово учителя: Тема нашего урока записана на доске. Очевидно: важно, зачем мы говорим или пишем что-либо, каковы цели наших высказываний, попробуйте определить эти цели.
IV. Работа по теме урока.
1. Беседа.
проведите самостоятельные наблюдения (п. 29, с. 59) и сделайте вывод. Вывод: Цели высказываний: сообщить что-либо, спросить о чем-либо, попросить о чем-либо или дать совет.
прочитайте теоретические сведения на с. 59
распределите данные предложения согласно цели высказывания.
Таблица на доске.
Виды предложений по цели выказывания.

Побудительные
Уходи-ка ты домой да лицо свое умой!
Выйди, солнышко, скорей!
Вопросительные
Куда вы, куда вы пропали?
Где убийца?
Где злодей?
Повествовательные
Солнце по небу гуляло и за тучу забежало. Муха по полю пошла, муха денежку нашла.

2. Работа над интонацией повествовательных и побудительных предложений.
- Проведите самостоятельные наблюдения (с. 59) и сделайте вывод.
Вывод : Мы узнали, что при чтении повествовательных предложений голос сначала повышается , а после небольшой паузы к концу предложения понижается.
- Прочитайте предложения с соблюдением правильной интонации: упр. 138,139.
V. Работа по культуре речи.
Задание : прочитай запись телефонного разговора; определи виды предложений по цели высказывания; запиши слова, которые ты считаешь необходимым вставить в реплики Феди.
Федя позвонил своему другу Гене. К телефону подошел папа Гены, Игорь Семенович.
1. - А Генка дома?
- Добрый день, Федя! Нет, он еще не вернулся из школы.
- А скажите ему, чтобы он мне позвонил!
- Договорились, Федя! Я ему передам. До свидания.
- Хорошо.
Вывод: Речевой этикет очень важен в общении людей. Правила речевого этикета нарушать нельзя. Прежде всего необходимо поздороваться и вежливо попросить к телефону того, кто вам нужен, а при завершении разговора попрощаться.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Почему важно соблюдать правильную интонацию в речи?
Зачем нужно знать правила этикета?
Что нового вы узнали о предложении?
Что в теме "Синтаксис и пунктуация" кажется вам легким, а что - сложным?
Домашние задание. п. 29; упр. 141, 142