Институциональный проект «Школьная физика — вклад в технический кадровый потенциал региона»


Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
Министерство образования и науки
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРАВОХЕТТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
629745, ЯНАО, Надымский район, пос. Правохеттинский
телефон: (34995) 1-44-46, факс 1-44-46. Е-mail: schoolhetta@mail.ru«Школьная физика - вклад в технический кадровый потенциал региона»


п. Правохеттинский
Паспорт
Наименование ОУ, разработавшего проект МОУ «Правохеттинская средняя общеобразовательная школа»
Название проекта «Школьная физика – вклад в технический кадровый потенциал региона»
Статус проекта Институциональный
Период реализации проекта 2015г. – 2017г.
Цель Разработка и реализация инновационных форм образовательного взаимодействия в области физики.
Задачи Развивать способность к самосовершенствованию и саморазвитию;
Сформировать индивидуальные образовательные траектории учащихся;
Научить применять физическую теорию в повседневной жизни;
Выделять межпредметные связи физики с другими предметами школьного курса;
Ознакомить учащихся с основами производственного труда;
Развивать международное взаимодействие в области физики;
Сфокусировать профессиональный выбор учащихся на технические специальности;
Целевая группа Обучающиеся, родители обучающихся, партнеры
ФИО руководителя МОУ Якушкина Ирина Геннадьевна
ФИО разработчиков проекта Петров Андрей Владимирович
Результаты проекта Повышение интереса учащихся к физике;
Увеличение числа учащихся, выбравших инженерные специальности;
Умение учащихся применять физическую теорию в различных ситуациях;
Пополнение кадрового потенциала региона техническими специальностями;

Введение
Современный рынок труда в последнее десятилетие оказался переполнен специальностями гуманитарного направления, такими как юристы, экономисты, менеджеры и т.д. Ввиду трудовой миграции технически грамотного населения, почетное направление подготовки рабочих кадров оказалось без должного внимания. Однако анализ современного рынка труда показывает, что спрос на рабочие специальности постоянно возрастает. Для удовлетворения потребности региона в квалифицированных технических кадрах необходима правильная политика образования на уровне школы. Таким образом, в данной ситуации необходимо повысить уровень подготовки по физике, заинтересовать учащихся и раскрыть их потенциал в области прикладных технических наук.
На образовательную ситуацию в МОУ «Правохеттинская средняя общеобразовательная школа» влияет ее географическое местоположение. Школа – единственное образовательное учреждение посёлка, который находится на расстоянии 70 километров от ближайшего культурного центра и населенного пункта – города Надым. Родители и учащиеся лишены выбора образовательных услуг других образовательных учреждений, что возлагает определенную ответственность на педагогический коллектив школы. Коллектив состоит из 16 учителей, двое из которых являются молодыми специалистами. В данных условиях остро возникает проблема обмена опытом в области преподавания физики, а также повышения квалификации. Единственным выходом в данной ситуации служит сетевое взаимодействие и применение инновационных дистанционных технологий.
Причины, которые ведут к потере интереса к освоению новых знаний при традиционном подходе к преподаванию:
- применение традиционного обучения рассчитанного на увеличении информационного потока при ограниченном времени, не позволяющего полностью раскрыть учащимся свой творческий потенциал.
- не в полной мере применяются элементы исследования, как важнейшего компонента при обучении физике, в лабораторных и практических работах: в виду недостаточности оборудования или упрощённости самой экспериментальной модели, затрат большого количества времени учащимися на расчет искомых величин и погрешностей измерений, невозможности многократного повторения эксперимента при различных параметрах и т.д.;
- формальный подход к решению физических задач (решение их только на бумаге и невозможность проверки полученного результата на практике);
- невозможность показа некоторых физических экспериментов в условиях школы, в виду их дорогой стоимости или высокой опасности и т.д.;
В данном проекте предлагается комплекс мер и мероприятий по популяризации физико-технического направления подготовки будущих специалистов, а также распространении опыта прикладного применения физических знаний.
Проблема: недостаточная заинтересованность учащихся в области технических наук, и как следствие, нехватка кадров в данной области.
Гипотеза: если внедрять инновационные формы обучения, популяризировать физику на всех этапах самоопределения учащихся, то возможно повысить уровень самообразования выпускников, восполнить нехватку инженерных кадров, повысить профессиональную компетентность педагога.
Противоречие: в недостаточности практической направленности в школьном курсе физики.
Цели и задачи проекта
Целью данного проекта является разработка и реализация инновационных форм образовательного взаимодействия в области физики, позволяющие развивать и поддерживать талантливых детей, привлекать молодых специалистов, сохранять и укреплять здоровье школьников, расширять региональные, федеральные и международные связи образовательного учреждения.
Задачи проекта:
Развивать способность к самосовершенствованию и саморазвитию;
Сформировать индивидуальные образовательные траектории учащихся;
Научить применять физическую теорию в повседневной жизни;
Выделять межпредметные связи физики с другими предметами школьного курса;
Ознакомить учащихся с основами производственного труда;
Развивать международное взаимодействие в области физики;
Сфокусировать профессиональный выбор учащихся на технические специальности;
Новизна проекта
Новизна данного проекта заключается в применении инновационных форм работы с учащимися, таких как: дистанционное взаимодействие с преподавателями высших учебных заведений - ТЮМГУ, БГУ, с магистрами-аспирантами, ведущими деятельность под научным руководством профессора Северо-Бенгальского Университета (Индия); профессиональные пробы на предприятии ЛПУ МГ п. Правохеттинский; научно-компетентностное наставничество руководства, специалистов линейно – эксплуатационной службы, службы защиты от коррозии, службы электроводоснабжения, службы связи ЛПУ МГ п. Правохеттинский; компетентностно – ориентированные вебинары; международное взаимодействие с школами Турции, Болгарии.
Участники, партнеры проекта: сотрудники школы, учащиеся и их родители, Управляющий Совет, преподаватели и аспиранты ТЮМГУ, БашГУ, инженеры служб электроводоснабжения, защиты от коррозии, линейно – эксплуатационной, связи, учителя и учащиеся зарубежных школ.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (март 2015 г.)
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: психолого-педагогическая оценка готовности учащихся к реализации проекта; поиск и установление связей с партнерами проекта, разработка модели компетентностного взаимодействия.
2 этап – организационный (апрель – май 2015 г.)
Задачи этапа: внесение изменений в тематические поурочные планы, планы внеурочной и внеклассной работы.
3 этап – деятельностный (июнь 2015г. – май 2017г.)
Задачи этапа: внедрение инновационных форм работы с учащимися – проведение физических практикумов; разработка практически значимых исследовательских проектов, в том числе интерактивных; дистанционные консультации и тренинги на базе высших учебных заведений; взаимодействие с ведущими специалистами Правохеттинского ЛПУ; экскурсии.
4 этап – заключительный (май 2017г.) подведение итогов реализации проекта.
Формы работы по реализации проекта:
Научные конференции;
Профессиональные пробы;
Физические лаборатории;
Физические практикумы;
Онлайн – консультации, беседы, тренинги;
Онлайн – экскурсии;
Исследования;
Демонстрации производственных технологических процессов;
Тьюторское наставничество;
Компетентностные вебинары;
Научно – компетентностное наставничество;
Стажировки.
В связи с развитием инновационных технологий процесс обучения претерпевает изменения. В частности, это касается форм работы с учащимися. Применение различных деятельностных форм обучения в физике поможет сформировать ключевые навыки, необходимые для дальнейшего профессионального обучения. Важность современных технологий для удаленной сельской местности, в данном процессе невозможно переоценить. Проведение научных конференций, онлайн – консультаций, тренингов, вебинаров с участием квалифицированных специалистов, сторонних наблюдателей окажет положительное влияние как на развитие учащихся, так и молодых специалистов образовательного учреждения. Взаимодействие со специалистами предприятия ЛПУ МГ п. Правохеттинский окажет влияние на профессиональное самоопределение учащихся, наглядно продемонстрирует применение физической теории, познакомит учащихся с перспективными направлениями производства.
Технологии реализации проекта
Проблемное обучение помогает творческому овладению практическими компетенциями, развитию мыслительных аналитических способностей. Данная технология успешно применима в таких формах, как физическая лаборатория, физический практикум.
Разноуровневое обучение физике помогает сильным учащимся утвердиться в своих способностях, а слабым – испытать учебный успех, тем самым повышая уровень мотивации.
Проектные методы обучения физике позволяют развивать индивидуальные творческие способности учащихся, осознанно подходить к профессиональному самоопределению.
Исследовательские методы обучения физике позволяют учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что позволяет формировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося.
Здоровьесберегающие технологии в области физики позволяют рационально и продуктивно использовать мыслительную деятельность учащихся, учитывая индивидуальные качества.
Информационно-коммуникационные технологии - одна важнейших составляющих в данном проекте. Позволяет процесс обучения сделать более наглядным, упрощать исследовательские процессы, перенимать и распространять передовой опыт. Применимы во всех формах обучения: онлайн – экскурсии, онлайн – конференции, компетентностные вебинары и т.д.
Ресурсы, необходимые для реализации проекта
Реализация проекта осуществляется за счет бюджетного финансирования в условиях планирования финансово – хозяйственной деятельности учреждения.
Поощрение участников проекта осуществляется за счет фонда надбавок и доплат.
Кадровое обеспечение
Группа Функции Состав
Административно - координационная Осуществление общего контроля и руководства. Организация деятельности, анализ ситуации и внесение коррективов. Директор образовательного учреждения
Консультативная Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и создание методических рекомендаций. Заместитель директора по УВР, методист
Деятельностная Реализация программы. Использование инновационных технологий. Учитель физики, учителя – предметники, классные руководители, психолог, лаборанты.
Специалисты, сотрудничающие с учреждением Организация консультативной помощи. Организация профессиональных проб, тренингов, круглых столов. Методисты, сотрудники ВУЗов, аспиранты, студенты, производственные специалисты
Финансово – хозяйственное обеспечение
В образовательном учреждении сформированы все хозяйственные условия для реализации данного проекта: учебные классы укомплектованы интерактивными досками, автоматизированными рабочими местами учителя, мобильными классами; на всей территории школы распространен wi-fi интернет. Лаборатория физики оснащена основным лабораторным и демонстрационным оборудованием. Однако существует потребность в пополнении материально – технической базы.
Средства, полученные в виде грантов планируется израсходовать на:
замену учебных парт в кабинете физики на ростовые электрифицированные рабочие места;
электрификацию кабинета физики для проведения лабораторных работ и исследований;
закупку роботизированных конструкторов для реализации прикладных научно – технических проектов и исследований;
закупку лабораторного оборудования кабинета физики.

Возрастные особенности учащихся
Участников проекта по возрастным категориям можно разбить на 2 группы: средний школьный возраст (5-9 классы) и старший подростковый возраст (10-11 классы). Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) – переходный от детства к юности. Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если создать трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время. Особое внимание нужно уделить учащимся 5-6 классов для формирования устойчивого интереса к изучению физики. Для этого в соответствии с ФГОС организована внеурочная работа «Лаборатории изобретателей».
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. На этом этапе возможна активизация исследовательской деятельности. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения самореализации. Поэтому необходимо реализовать познавательные интересы через метод проектов, исследования, а также выстраивание индивидуальной образовательной траектории.
В старшем школьном возрасте ведущей является учебно-профессиональная деятельность. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются их реализовать. Следовательно, важно помочь сформировать эти цели и скорректировать в правильном направлении. В данном возрасте важно развивать и укреплять в проектной и исследовательской деятельности такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Не менее важным при обучении физике является формирование моральных ценностей и здорового образа жизни.

Структура участников проекта

План ключевых мероприятий проекта
 
Мероприятие Сроки Участники
Подготовительный, организационный этапы
Анкетирование «Кем я хочу стать» апрель 2015 Психолог, учитель физики учащиеся
Подготовка технической базы апрель 2015 Учителя, администрация
Встречи клуба по интересам Учитель физики, учащиеся
Онлайн-беседа с аспирантами технического ВУЗа апрель 2015 Встреча учащихся с выпускниками технических ВУЗов Июнь 2015 Деятельностный этап
Профессиональные пробы в ЛПУ МГ Правохеттинский 2016-2017 год Учащиеся, инженеры ЛПУ МГ п. Правохеттинский, педагоги
Онлайн – консультация профессора кафедры общей физики БашГУ2016-2017 год Профессор кафедры общей физики, учащиеся, учитель физики
Научная конференция 2016-2017 год Учащиеся, педагоги
Защита учебных проектов 2016-2017 год Учащиеся, педагоги, аспиранты
Встречи участников школьной физической лаборатории 2016-2017 год Учащиеся, учитель физики
Знакомство с техническим производственным проектом «Схема транспортировки газа» ЛПУ Правохеттинский 2016-2017 год Учащиеся, учитель физики, инженер ЛПУ
Беседы с ведущими специалистами ЛПУ Правохеттинский 2016-2017 год Специалисты ЛПУ, учащиеся, учителя
Конференция «Неизведанная Вселенная» посвященная дню космонавтики 2016-2017 год Учащиеся, педагоги, аспиранты кафедры астрофизики
Научная лаборатория «Физика вокруг нас» 2016-2017 год Учащиеся, педагоги
Онлайн – экскурсия по местам величайших открытий. 2016-2017 год Учащиеся, педагоги
Конференция на тему «Актуальность использования углеводородов в энергетике» 2016-2017 год Учащиеся, педагоги, инженер-энергетик ЛПУ МГ п. Правохеттинский
Онлайн – консультация с преподавателями технического ВУЗа по вопросам поступления. 2016-2017 год Учащиеся, педагоги, сотрудники ВУЗа
Научно-исследовательская лаборатория «Физика в бассейне» 2016-2017 год Учащиеся, учитель физики
Занимательное исследование «Физика в столовой» 2016-2017 год Учащиеся, учитель физики
Онлайн – беседа с научным работником ВУЗа в области астрофизики. 2016-2017 год Учащиеся, учитель физики, преподаватели, аспиранты БашГУНаучное исследование «Расчет энергетических затрат ученика в школе» 2016-2017 год Учащиеся, учитель физики
Критерии эффективности программы
Критерии Показатели
Заинтересованность физикой Результаты психолого-педагогической диагностики
Доля выпускников, выбравших физику для сдачи ЕГЭ Процент от числа выпускников
Доля выпускников, поступивших в технические ВУЗы и ССУЗыПроцент от числа выпускников
Познавательная активность Результативное участие в проектах, олимпиадах, исследованиях.
Риски и способы их минимизации
Риски Способы минимизации
Невозможность допуска детей на производство в целях соблюдения техники безопасности и охраны труда Проведение онлайн мастер – классов специалистов предприятия, экспериментов, экскурсий.
Невозможность установления международных взаимодействий вследствие нежелания зарубежных партнеров Поиск альтернативных связей на региональном и федеральном уровнях
Невысокий процент учащихся, выбравших физику для сдачи ЕГЭ Возможность использования практических навыков в повседневной жизни
Ожидаемый результат
В результате реализации проекта повысится интерес учащихся к саморазвитию в области технических наук, сформируются научные методы познания. Технически грамотные выпускники, овладевшие всеми основами познания и прикладным их применением, составят серьезную конкуренцию в поступлении в высшие технические учебные заведения, а в перспективе – и на рынке труда. Учащиеся, не выбравшие техническое направление, смогут использовать приобретенные навыки в повседневной жизни.
Способы распространения результатов реализации проекта
В случае успешности данного проекта возможны следующие способы распространения результатов инновационного опыта:
Посредством сетевого взаимодействия на муниципальном уровне;
Публикации статей в научно – методических журналах и сборниках;
Выступления на собраниях методических объединений;
Публикации на сайте школы.