Занятие в студии эстрадного вокала Чтобы помнили


Занятие
в старшей группе вокальной студии на тему: «Чтобы помнили…»
Хлуденцов В.Н.,
педагог дополнительного образования
МБОУ «Никифоровская СОШ №1»
Педагог: Игорь Тальков – поэт, певец, композитор – прожил короткую жизнь. Он трагически погиб в возрасте 35 лет. Отношение к Талькову неоднозначное. Бесспорно одно: Тальков - неординарная личность, творческая натура, талантливый человек. Его творчество многопланово и разнообразно: кого-то покорила мелодичная лирика; кому-то ближе рок-бардовские баллады; кто-то получает энергетический заряд от прослушивания остро-социальных песен, политизированных, но не имеющих иной направленности, кроме любви к родной земле, тревоги за настоящее и будущее своего народа, России. Тальков – патриот; всё, что он делал, делал искренне и не напрасно, поскольку все его песни актуальны, созвучны мыслям и нерву всего русского народа. Кем бы он ни был по убеждению, каких бы взглядов не придерживался, его творчество не может не заинтересовать умеющего и желающего думать человека. Сила творчества Талькова – в его честности. Он не писал и не пел о том, чего не чувствовал; при этом его песни – не просто мысль, облачённая в стихотворно-музыкальную форму, но состояние души. Стихи и музыка обычно рождались одновременно. Именно поэтому они так прекрасно сочетаются в песнях Игоря Талькова. Вроде простые слова, но нужная ключевая фраза всегда попадает на эмоциональный подъём мелодии, жёсткая рифма как влитая входит в сильную струю, и мы уже при всём желании не можем песню слушать как бы между прочим.
Звучит песня Игоря Талькова «Я вернусь». Педагог: Сегодня мы начнём знакомство с песнями Игоря Талькова. Вы только что прослушали песню « Я вернусь». Сбылась ли вера Талькова в своё возвращение? Как возвращаются поэты, композиторы? Учащиеся: …Да, он вернулся своими песнями. … Мы поём и слушаем их …Есть записи на кассетах. Педагог: Настоящая песня получается тогда, когда у автора возникает желание высказать то, что волнует его душу. При этом говорят, что «душа поёт» или «душа стонет». Что в связи с этим можно сказать о песне «Я вернусь»? Учащиеся: …Тальков переживал, что наша страна была нищей… …Он не хотел войн в стране… …Надеялся, что наступит хорошая жизнь. Педагог: Так уточните, у него «душа пела» или «душа стонала»? Учащиеся: Душа стонала. Педагог: Согласен с вами. Душа поэта, певца стонала по любимой родине – России, ей он посвятил свои лучшие песни. Поэтому тема занятия: «Чтобы помнили». В конце занятия я предложу вам ответить на вопрос: «О чём мы задумываемся после знакомства с песнями Игоря Талькова?» Презентация1. Посмотрите на фото и скажите, какие мысли у вас возникают когда вы смотрите на них? Учащиеся: …Это красота Астраханского Кремля – храм и колокольня. …Самое знаменитое место в Астрахани. …Кремль связан с историей, там был Пётр I и сказал: «Зело лепотен храм сей», был там и Степан Разин. …Это церковь, куда люди ходят молиться. Педагог: Во время гастролей в Астрахани Игорь Тальков был восхищён красотой храма, он слышал колокольный звон, и под впечатлением увиденного у него возник музыкально-поэтический образ. Так появилась песня-композиция. Я назвала эту песню композицией, желая тем самым подчеркнуть, как объёмна эта песня и какое большое значение имеет здесь музыка. Слушаем инструментальное вступление, которое подготовит нас к пониманию всей песни. Слушание (1 мин. 10 сек.). Ваше впечатление? Чего можно ожидать в песне после такого инструментального вступления? Учащиеся: …Колокольный звон подсказывает, что будет песня о России …В музыке слышна грусть, жалоба, песня будет о печальных событиях. Педагог: Слушаем песню Игоря Талькова «Россия». Слушание (8 мин.) Что вы можете сказать о содержании песни и о музыке? Учащиеся: …Песня о трагической судьбе России, когда разрушалось всё, что было до революции, погибало много людей. … Музыка в середине песни звучит громко, напряжённо. …Надвигается опасность. Педагог: Чем вызвана напряжённость в музыке, появление интонации тревоги, агрессии? Учащиеся: Это связано с содержанием песни. Педагог: Напомню вам: Разверзлись с треском небеса, И с визгом ринулись оттуда, Срубая головы церквям, И славя нового царя Новоявленные иуды. Что услышали вы в заключении? Ученики: …В заключительной части повторилось вступление. …Торжественно звучат колокола. …Мелодия грустна, слышен плач. Педагог: Вы правильно заметили, что в заключении две темы. Они связаны с музыкальными образами России. Величественный колокольный звон – это образ сильной России. Из мрачной глубины веков Ты поднималась исполином. Твой Петербург мирил врагов Высокой доблестью полков Век «золотой» Екатерины. Вторая тема с интонациями грусти, печали, тоски олицетворяет образ слабой, растерзанной гражданской войной России. Тебя связали кумачом, И опустили на колени. Песня заканчивается постепенно удаляющейся мелодией. Это далёкое воспоминание о чём-то, что никогда не вернётся. Поэты не рождаются случайно, Они летят на землю с высоты Их жизнь окружена глубокой тайной, Хотя они открыты и просты. Разучивание и исполнение песни Игоря Талькова «Памяти Виктора Цоя». Мы с вами прослушали песни Игоря Талькова. О чём вас заставляют задуматься эти песни? Учащиеся: …Любить родину, Россию также верно и сильно как Игорь Тальков. …Изучать историю своей страны, чтобы понимать какой должна быть наша жизнь. Заключение. Фрагмент видеозаписи с концерта Игоря Талькова.