Методическая разработка Люби и охраняй природу


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Детский Эколого-биологический центр
Усть - Кутского муниципального образования
Методическая разработка занятия на тему:
“ Люби и охраняй природу”
(для учащихся 9-10 лет)


Автор: Безусяк Тамара Денисовна
педагог дополнительного образования
г. Усть – Кут, 2016г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………..3
Цели и задачи………………………………………………………………………………4
Организационный момент…………………………………………………………………5
Работа по теме………………………………………………………………………………6
Итог занятия………………………………………………………………………………….13
Литература……………………………………………………………………………………14
Приложение…………………………………………………………………………………..15
Пояснительная записка.
Формирование и развитие экологической культуры, и воспитание новой ментальности личности возможно во многом благодаря экологическому образованию, поскольку именно оно предполагает, с одной стороны, целостное осознание мира, а с другой - развитие нового стиля мышления, основанного на интеллектуально личностных качествах, на способности видеть экологические проблемы и на умении решать их [13].
Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются зеленой травке, щебетанию птиц, полету бабочек и стрекоз, запахам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять[10].
Данное занятие может быть использовано в дополнительном образовании, а также на уроках “Окружающий мир” в общеобразовательной школе для начальных классов.

Цель: формирование экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Формировать знания экологической культуры у учащихся.
2. Развивать и углублять научно - познавательные, законодательные мотивы охраны природы.
Воспитывать в детях чувство любви к природе, стремление охранять её; способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, нравственную и личностную значимость нового материала.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,
словесно-наглядный.
Методическое обеспечение:
Схемы «Питание растений», «Дыхание растений».
схема – опора «Кто из животных дружит с дубом».
Конверты с карточками « Цепи питания в лесу»
Карточки задание «согласен, не согласен».
Рисунки детей в защиту охраны природы.
Наглядный материал: плакаты животных, растений.

Ход занятия
I.Организационный момент
Добрый день, рада видеть вас всех на нашем занятии.
Есть просто храм,Есть храм науки,А есть ещё природы храм –С лесами, тянущими рукиНавстречу солнцу и ветрам.Он свят в любое время суток,Открыт для нас в жару и стынь.Входи сюда, будь сердцем чуток,Не оскверняй её святынь.
А. КардашовII. Определение темы и целей занятия
Сегодня мне понадобиться, ваше внимание, поддержка и помощь.
Тема нашего занятия «Люби и охраняй природу». Мы с вами должны доказать ,что все в природе взаимосвязано, человек должен жить в согласии с природой, так как он является частью природы. а также вспомнить правила поведения в лесу.
Работа по теме
Мы живём на замечательной планете Земля. Как красив, очарователен, добр наш дом Природа. Она всегда радушно встречает, щедро дарит здоровье, бодрость, хорошее настроение, угощает удивительными дарами лесов, полей, рек.
Но человек своей неразумной хозяйственной деятельностью, неумеренной охотой, осушением болот, вырубкой леса наносит ей большой вред. Многие растения и животные стали исчезать. И если человек не возьмёт под защиту животных и растения, то в недалёком будущем …
Забота о сохранении и умножении богатств природы – долг каждого жителя планеты Земля. В частности, наша с вами обязанность – беречь и охранять леса, обитающих в них животных, так как помогают очищать воздух, вырабатывают кислород. Леса – это также дом для многих животных, не будет леса – погибнут и они. Сегодня, ребята, мы с вами вспомним правила поведения в лесу, стихи о лесе и его жителях, поговорим о том, как мы можем помочь сохранить его богатства. Что такое окружающая среда? Окружающая среда – это всё то. Что нас окружает,
Те места, где мы живём, работаем, отдыхаем и т.д. Что изучает наука Экология?
Экология - в переводе с греческого “Экос”- дом, а “лог”-учение. Экология – это наука о нашем собственном доме Земля. Наука экология изучает связи живых организмов между собой и с окружающей средой, включая и человека.
Живые организмы в том числе и человек множеством невидимых нитей связаны с тем, что их окружает. Вот эти невидимые нити как раз и исследует наука экология [4].
В природе все взаимосвязано. Поэтому то, как человек поступает по отношению к природе, должно быть всегда хорошо продумано. Иначе он может нанести ей большой вред. Ученые экологи используя свои знания, предсказывают: к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу.
Экологи могут предсказать, например, что будет, если произойдет авария
нефтеналивного танкера на реке, в озеро сбросить ядовитые отходы производства, проводить незаконную вырубку леса и т.д.
Экологи помогают решить, будет ли безопасным для окружающей среды предприятие, которое предполагается построить, можно ли его строить в том или ином месте? Экология подсказывает, как лучше вести хозяйство, чтобы сохранить природу, не навредить человеку, животным, растениям. Наша задача изучить экологические связи в природе: растения-животные, животные- растения. Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой цепью питания. Цепи питания начинаются с растений [4].
Это первое звено, т.к. только растения способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества сахар, крахмал и другие органические вещества из углекислого газа и воды. см. приложение №1.
Второе звено цепи питания это растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные. Рассмотрим растения: береза, рябина. Лось и заяц – растительноядные животные, следовательно они едят березу и рябину. Волк – хищник, они поедают растительноядных животных, поэтому, если они исчезнут, на Земле не останется растений – их уничтожат растительноядные животные. Например, составим цепь питания дубового леса. Кто из животных дружит с дубом?[3]

\s
Схема пищевые цепи дуба
Сколько отдельных цепей питания можно насчитать в этой сети? (приведите примеры цепочек питания)
Все лесные обитатели связаны друг с другом,
поэтому экологи говорят, что лес – это единое целое.
Главное значение в природе и в жизни человека имеют леса.
Это самые мощные “легкие планеты” Лес – это зеленый друг человека,
могучая фабрика кислорода! Кроме древесины в лесу можно добыть пушнину, ягоды, грибы, лекарственные растения, орехи и т. д. лес - кладовая природы.
Лес – это дом для животных. Они там живут, добывают себе пищу, укрываются от врагов(хищников). Без растений не было бы жизни на земле.
К сожалению хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят заводы, дороги, роют карьеры, беспощадно вырубают леса, не восстанавливая их. Сбор дикорастущих растений для букетов – очень мощный фактор воздействия человека на природу. Однако именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми.
Жертвами нашей “любви” к цветам стали не только редкие растения, многие из них оказались очень редкими. Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.
Первобытные люди использовали для строительства жилищ ( ветки деревьев, их дома были похожи на шалаши). Люди жили в пещерах, добывали пищу, охотились, собирали съедобные плоды, коренья. А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. И поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни [4].
Но время не стоит на месте, оно неутомимо движется вперед. Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее её и даже решил покорить природу с помощью техники.
К чему же привело такое покорение?
Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, гибели лесов, исчезновению многих видов животных и растений. Может ли человек господствовать над природой?
Нет, такое господство может погубить её. Человек должен жить в согласии с природой потому, что он сам – частица природы. Нельзя быть покорителями, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы.
Надо помнить, что выросший на лугу цветок находиться здесь у себя дома, он связан с другими обитателями луга. Например, к нему прилетают насекомые опыляют его, питаются его нектаром. После цветения появляются плоды с семенами, они попадают в почву, где из семян вырастают новые цветы. Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно нет. Замечательное стихотворение напоминает нам об этом.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок
Если все и я и ты
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья и кусты
И не будет красоты
И не будет доброты
Если только я и ты
Если мы сорвем цветы.
( Тим Собакин )
Как же мы можем помочь природе?
Если вы взяли что-то от Земли, отдайте ей. Посадите дерево, почистите родник, покормите птиц (особенно в зимнее время). Наша задача бережно относиться к природе, с любовью. Соблюдать экологические правила поведения в лесу, которые призывают всех защищать природу.
Повторение пройденного материала
Правила станут инструкцией для всех, кто хочет помочь природе.
Давайте пожалуйста назовем их:
Не ломать ветки деревьев и кустарников!
Не повредить кору деревьев!
Не разорять птичьи гнезда!
Не ловить и не уносить домой птенцов и детенышей зверей!
Не обрывать в лесу паутину и не убирать пауков!
Не ловить бабочек и шмелей!
Не разорять муравейники!
Беречь лягушек, жаб и их головастиков!
НЕ рвать полевые цветы!
Уходя из леса, потушить огонь и не оставлять в лесу мусор!
Физкультминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали –
Великанами все стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
Тревожные факты!
За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем все человечество за предыдущие 2-3 миллиона лет.
Леса – “легкие планеты” – вырубаются быстрее, чем вырастают.
Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2 процента - это 20 га за сутки.
Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2% .
Мусор заполнил планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров.
От загрязнения воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека к природе уменьшается численность растений и животных.
Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид растения, а еженедельно 1 вид животного.
Продолжение новой темы
Начиная с 1600 г. на нашей планете вымерло около 160 видов животных. Причем более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека. К началу XX века стало очевидно, что необходимо принимать меры по спасению животного и растительного мира.
Координацию работ по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты взял на себя Международный Союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) созданный 1948г. По заданию этого союза зоологи, ботаники , экологи стали изучать какие растения и животные нуждаются в защите в первую очередь. Были составлены списки и изданы в виде книги. Это и была первая “Красная книга. ” В 1966г. международная красная книга была издана в очень необычном виде. У неё была красная обложка. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов находящихся под угрозой исчезновения. Подготовка первого издания потребовала 14 лет напряженной работы крупнейших специалистов многих стран мира. За первым изданием последовали другие, все более совершенные. В 1978 – 1980г. вышло четвертое, а в 1982г. начали выходить первые тома пятого издания. Работа над красной книгой продолжается. Занесение в красную книгу того или иного вида животных растений означает, признание наиболее авторитетной международной организации того фонда, что этот вид действительно нуждается в повседневной заботе. Каждая страна, на территории которой обитает вид, занесенный в красную книгу, несет моральную ответственность перед всем человечеством за сбережения этого сокровища природы. [4]
Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни! Нор звериных, Птичьего гнезда Разорять не будем Никогда! Пусть птенцам И маленьким зверятам Хорошо живется С нами рядом! Прекрасна, прекрасна Родная земля. 
В. Берестов
Традиционная форма охраны животных и растений – это создание заповедников, национальных парков, заказников. В 1984г. насчитывалось 144 государственных заповедников. Исследования проводимые в заповедниках позволяют судить о значении заповедного режима в жизни многих животных, в частности редких и исчезающих, а так же и о роле заповедника, как резерва и хранителя ценных редких животных и растений.
Очень велико значение заповедников в охране птиц их гнездовий и выводков мест концентрации во время пролета, Дарвинский государственный заповедник, который стал местом постоянного гнездования крупных хищных птиц, включенных в красную книгу: беркут, орлан белохвост, скопа. В восстановлении численности соболя большую роль сыграл Баргузинский заповедник созданный в 1937 году. Сихотэ – Алинский заповедник помог спасти амурского тигра. В заповедниках проводят научно – исследовательские работы и принимаются меры по сохранению и нормального естественного воспроизводство любого вида животных. Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселятся. Животные сохраняют в природе экологическое равновесие. Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой “цепочкой питания” поэтому оберегая одних, мы часто помогаем другим.
На территории Росси принят в 1995г. закон «Охраны и использование животного мира».
Он устанавливает государственную ответственность за животный мир, декларирует положение о том, что животные – это один из основных компонентов природной среды и важная составная часть природных богатств. Закон предусматривает сохранение всего видового многообразия животных, охрану среды их обитания, условий размножения и пути миграции животных, научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира, регулирование численности животных в целях охраны здоровья человека.
В нашей стране природа требует особой защиты. Чтобы правильно хозяйствовать надо уметь не только описывать, анализировать, но и объяснять экологические связи в окружающем нас мире.
Наше государство совместно с другими государствами решает вопросы охраны природы.
Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде 1972г. ознаменована начало важнейшего этапа в экологической политике государств и международных сообществ. Конференция провозгласила 5 июня Всемирным днем окружающей среды, был образован действующий орган ООН по окружающей среде.
Всемирная Хартия природы (ВХП ) принята Генеральной Ассамблеей ООН 28.10.1982г. Хартия – это документ. В Хартии провозглашались следующие основные принципы:
- Человечество осознает, что является составной частью природы. поэтому к природе следует относиться с уважением и не нарушать ее основных принципов.
- Каждая форма жизни должна сохранятся.
- Природные ресурсы должны не расточаться, а использоваться умеренно.
Международные организации по охране природы действуют почти во всех странах мира, которые выдвигают вопросы сохранения природы Земли для нынешнего и будущих поколений -это
Всемирный фонд дикой природы (WWF) – одна из крупнейших независимых международных природоохранных организаций, объединяющая около 5 миллионов постоянных сторонников и работающая более чем в 100 странах.
Гринпис (англ. green peace — «зелёный мир») — международная независимая неправительственная экологическая организация.
Сейчас вам предстоит ответить на вопросы.
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа
(согласен; не согласен)
1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.
согласен не согласен
2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.
согласен не согласен
3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
согласен не согласен
4. Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.
согласен не согласен
5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.
согласен не согласен
6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.
согласен не согласен
7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.
согласен не согласен
8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
согласен не согласен
Природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающих в реки и моря, от вырубки лесов. Природе плохо и оттого, что многие люди собирая грибы и ягоды, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами этого не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети еще не успели этому научиться. Уроки экологической этики – что это означает?
Этикой называют науку о душевных качествах человека таких как доброта, честность, отзывчивость.
Животные и растения, камни и почва, вода и воздух – это все природа. Человек – часть природы. И если человек красив, добр, умен, то именно таким красивым, добрым, умным – должно его поведение в природе.
Надо помнить золотое правило экологической этики:
«Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе [11].
Итог: Время нашей с вами встречи подошло к концу. Я хотела бы узнать, что вы сегодня для себя узнали нового.
Что изучает наука экология?
Что такое цепь питания? Почему в природе все связано?
О чем говорит красная книга? Значение создания заповедников.
Как должен относиться человек к природе?
Охранять природу,
Не засорять водоёмы: реки, озера, родники,
Сажать деревья.
Создавать заповедники и т. д.
Дети выставляют свои рисунки в защиту охраны природы и дают объяснение. см. приложение №2.
Любите родную природу – озера, леса и поля.
Ведь, это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Предложить детям оценить свою работу на занятии.
Литература.
Андреевских,О.А. Формирование экологической культуры школьников /О.А. Андреевских //Справочник зам. директора школы.- 2011.- №5.-С.87-93
Дзятковская Е.Н. рабочая тетрадь для младших школьников ” Учусь учиться” 2008г.
Дзятковская Е.Н. “методическое пособие”. 2008г.
Дмитреев О.И. Максимов Т.В. поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” 3 класс.2008г.
.Еремина, О.А. Информационные технологии в экологическом образовании школьников/О.А. Еремина //Дополнительное образование.- 2006.-№6.-С.43-46
Коробкин В.М. Передельский В.М. –Экология учебник для вузов 2008г.
Клюшев А.Г. “Охотничье хозяйство” учебное пособие ИГСХА 2003г.
Литвинов Н.И. “Экология” учебное пособие г. Иркутск 2010г.г.
Машкин В.И. “Зоогеография” учебное пособие 2006г.
.Петунин, О. основа экологического воспитания – ответственное отношение к природе /О. Петунин //Народное образование.- 2005.-№8.-С.121-127
Плешанов А.Л. Румянцев А.А. “Великан на поляне” 2004г.
Плешанов А.Л. Учебник для 3 класса в 2-х частях, часть -1 -4 просвещения 2005г.
Юркина, С.В. Экологическое образование и воспитание младших школьников /С.В. Юркина //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.60-63
Приложение №1

Дыхание растений

Питание растений
Приложение № 2
РИСУНКИ ДЕТЕЙ




Нельзя засорять водоёмы!
\s
Нельзя рушить гнезда!
\sНельзя брать в руки птенцов!
\s
Нельзя ломать ветки деревьев!
\s
Нельзя брать из леса маленьких детенышей !\s
Уходя из леса - потуши огонь!