Презентация Брейн-ринг по русскому языку и литературе


БРЕЙН-РИнг ПО русскоМУ языкУ и литературЕ для учащихся 8-9 классов Задание №1Расставьте правильно ударения в следующих словах и произнесите их. Время выполнения -3-4 минуты:Слова для 1 группы: красивее, статуя, позвонит, занята, квартал, диспансер, договор, материальные средства, запломбировать; ( 10 баллов)Слова для 2 группы : эксперт, запломбированный, исчерпали, каталог, компетентный, медикаменты, столяр, на складах, ржаветь, танцовщица; ( 10 баллов)Слова для 3 группы: предпринять, силос, углубленное обучение, ненормированный, экспертная, полиграфия, уведомил, таможня, обеспечение. Задание №2Задание для всех групп: определите, сколько букв и звуков в каждом слове: местность, гладкий, бурьян, съемка, каютазапишите слова, переданные фонетической транскрипцией [ прут], [сйэст],[ йэст], [байукат]   Задание №2.ОТВЕТЫЗадание для всех групп: определите, сколько букв и звуков в каждом слове: местность, гладкий, бурьян, съемка, каюта. (местность (9б, 7 зв.), гладкий (7б,7зв.), бурьян(6б,6 зв.), съемка(6б,6 зв.), каюта(5б.,6зв.).)запишите слова, переданные фонетической транскрипцией [ прут], [сйэст],[ йэст], [байукат] ( пруд; съест, съезд; ест; баюкать)  Задание «3Задание командам: попробуйте объяснить значение слов и словосочетаний из «Трехъязычного лексикона», который был выпущен в 1704 году Ф. Поликарповым, определите их современное толкование. Время выполнения -3-4 минуты:Извнутряю, зад главы , задышка, возглавие, крадебница могута, мешанина , детоводница , скус , охабка , оковрач, очник . Задание «3.ОТВЕТЫЗадание командам: попробуйте объяснить значение слов и словосочетаний из «Трехъязычного лексикона», который был выпущен в 1704 году Ф. Поликарповым, определите их современное толкование. Время выполнения -3-4 минуты:Извнутряю ( попрошу), зад главы ( затылок), задышка ( отдышка), возглавие ( подушка), крадебница ( воровка), могута( сила), мешанина ( смесь), детоводница ( няня), скус ( вкус), охабка ( объятие), оковрач, очник ( окулист). Задание №4Замените иноязычные слова русскими синонимамиСлова для 1 группы: актуальный, антракт , ситуация , лозунг , финал ;Слова для 2 группы : миссия , эпилог , имитация, шеф , триумф ;Слова для 3 группы: теолог , дебаты , пресса , индекс , дилемма Задание №4.ОТВЕТЫЗамените иноязычные слова русскими синонимамиСлова для 1 группы: актуальный (важный), антракт ( перерыв), ситуация ( положение), лозунг ( призыв), финал ( завершение);Слова для 2 группы : миссия (задание, роль представительство), эпилог ( заключение), имитация (подражание), шеф ( начальник), триумф ( успех, победа);Слова для 3 группы: теолог ( богослов), дебаты ( споры), пресса ( печать), индекс ( указатель), дилемма ( выбор) Задание № 5Задание для команд: найдите фразеологизмы среди этих выражений и с 2-3 фразеологизмами придумайте предложения.: Синие глаза, мозолить глаза, опустить глаза, карие глаза, с глазу на глаз, попасть в глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, промыть глаза, глаза открылись, лечить глазам , глаза на мокром месте, глаза разгорелись, темные глаза, глаз подбит, глаз набит. Задание № 5.ОТВЕТЫЗадание для команд: найдите фразеологизмы среди этих выражений и с 2-3 фразеологизмами придумайте предложения.: Синие глаза, мозолить глаза, опустить глаза, карие глаза, с глазу на глаз, попасть в глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, промыть глаза, глаза открылись, лечить глазам , глаза на мокром месте, глаза разгорелись, темные глаза, глаз подбит, глаз набит.( Ответы: мозолить глаза, с глазу на глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, глаза открылись, глаза на мокром месте, глаза разгорелись, глаз набит.) Задание № 6Задание для команд: подберите как можно больше эпитетов к словам:Слово для 1 группы: улыбка;Слово для 2 группы: погода;Слово для 3 группы: настроение. Задание №7Исправить грамматические, речевые и фактические ошибки в предложенных вам предложениях:Предложения для 1 группы: А) Цены подорожали Б) Он поднял тост за дружбу В) Решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков Г) В ответ на это мы получили такой ответ ;Предложения для 2 группы: А) В парке заложено 52 дерева Б) Храбрая мысль В) Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильмаГ) В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий Предложения для 3 группы: А) Мальчик рано возвратился со школы Б) Кто крайний? ( Кто последний?) В) Артист впервые дебютировал сегодня Г) Пессимизм и недоверие в жизнь Задание №7.ОТВЕТЫИсправить грамматические, речевые и фактические ошибки в предложенных вам предложениях:Предложения для 1 группы: А) Цены подорожали (выросли)Б) Он поднял тост за дружбу ( поднял бокал, произнес тост)В) Решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков ( на искоренение)Г) В ответ на это мы получили такой ответ ( на это был получен ответ);Предложения для 2 группы: А) В парке заложено 52 дерева (закладывать парк, сажать деревья, посажено 52 дерева);Б) Храбрая мысль ( смелая)В) Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма ( демонстрируется один и тот же фильм)Г) В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий ( в Петербурге)Предложения для 3 группы: А) Мальчик рано возвратился со школы ( из школы) Б) Кто крайний? ( Кто последний?) В) Артист впервые дебютировал сегодня ( дебютировал, впервые выступил) Г) Пессимизм и недоверие в жизнь ( пессимизм и неверие в жизнь)  Задание № 8Блиц – опрос. Побеждает в этом задании тот из капитанов, кто первым правильно отвечает на вопрос, и за каждый верный ответ получает по 1 баллу. Задание № 9Задания:1). Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте? Завещание правителя.Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую»  Расставьте знаки препинания в этом предложении:2) Не Бахчисарайский ли фонтан вы перечитываете? Задание № 9.ОТВЕТЫЗадания:1). Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте? Завещание правителя.Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую» («Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую»)  Расставьте знаки препинания в этом предложении:2) Не Бахчисарайский ли фонтан вы перечитываете? ( Не «Бахчисарайский» ли «фонтан» вы перечитываете?)  Задание №10Каждая команда должна привести 3-5 весомых аргументов в пользу того, почему важно изучать и хорошо знать русский язык. ( выступление представителя от каждой команды с защитой выработанного группой мнения)