Распространенные и одиночные однородные члены предложения.

Распространенные и одиночные однородные члены предложения.
Цели:
Образовательные: опознавать однородные члены (распространенные и одиночные, выраженные разными частями речи, ряды одиночных членов); правильно расставлять знаки препинания; соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
Развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать мыслетельно-речевые навыки учащихся.
Воспитательные: воспитание культуры учебного труда; воспитывать интерес к книге.
Тип урока: комбинированный.
Методы: объяснительно-наглядный, репродуктивный, частично поисковый.
Ход урока.
I Организационный момент.
II Мотивация и целеполагание: сегодня мы с вами продолжим разговор об однородных членах предложения распространенных и одиночных; научимся находить ОЧП, правильно ставить знаки препинания и составлять схемы.
III Проверка Д\З.
Два ученика составляют схемы предложений упр.61 1-4пр-я. 5пр. (кроме последнего).
-В каких предложениях есть составные сказуемые?
2,3-составное глагольное; 5 (последнее предложение) составное именное. Составление схем предложений на доске.
Дополнительные вопросы:
-Какие части составных сказуемых являются однородными? (. В составных глагольных сказуемых однородными являются части выраженные инфинитивом; в составных именных сказуемых однородной является именная часть сказуемого.
-Как связаны между собой ОЧП?
(связаны интонацией и сочинительными союзами).
-Отличаются ли по своему строению, наличию ОЧП 1 и 4 предложения?
1 - один ряд ОЧ.; 4 - 2ряда ОЧ.
IV Актуализация опорных знаний.
1.Беседа
-Какие члены предложения называются однородными?
-Могут ли однородные члены быть выражены разными частями речи?
-Как расставляются знаки препинания в предложениях с ОЧ?
2.Графический диктант.
. На пригорке то сыро то жарко.
2. Темно-синее небо и в мелких и в крупных звездах.
3. Не только сады но и леса к марту ожили.
4. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.
5. Дождливая пасмурная погода застала нас в пути.
6. Притихший весенний сад казался совершенно пустым.
7. Спелы сочные виноградные грозди походили на янтарь.

V Работа над темой урока.
Материал для наблюдения.
1.Ночью ветер злится да стучит в окно.(Фет).
2.Небо было там пурпурное, теплое и ласковое.(Горький).
3.Он рощи полюбил густые уединенье тишину(Пушкин).
4.Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом лес луг озеро.(Тургенев).
5.Восторженно с восхищением и с любовью смотрю на наши луга,поля,леса.
Найдите ОЧП.
Вывод: Какие знаки препинания ставятся в предложениях с ОЧ? (Запятая).
В каких случаях запятая не ставится? (Если ОЧП соединены одним союзом).
Какими членами предложения могут быть ОЧ? (Главными и второстепенными, любыми ЧП).
Назовите одиночные и распространенные ОЧП.
Какие одиночные члены предложения являются распространенными.(ОЧП, которые имеют при себе пояснительные слова).
А какие являются одиночными? (Которые не имеют пояснительных слов). Какими частями речи могут быть выражены ОЧП(5 предложение)?
Вывод: ОЧП могут быть выражены разными частями речи.
2.Тренировачное творческое задание.
Распространить ОЧ зависимыми словами.
Падал снег укрывал землю крышу кустарник.
Вечером мы возвратились поставили самовар и пили чай.
Поплавок к..чался дрожал дергался.
Эталон
Хлопьями падал пушистый снег, укрывал чёрную землю, серую крышу, одинокий кустарник.
Поздним вечером мы возвратились домой, поставили самовар и пили горячий чай с лимоном.
Лёгкий поплавок плавно качался на волнах, дрожал от набежавшей зыби, дёргался от резкого порыва ветра.

VI Самостоятельная работа.
Списать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Составить схемы предложений с однородными членами.
Осторожн_ ветер (Из)к_литки вышел П_стучал (в)окошко Проб_жал (по)крыше (По)играл (не)много Ветками черемух Пожурил за что(то) Вороб_ев знакомых И ра_правив бодро Молодые крыл_я Пол_тел куда(то) (В)перегонки с пыл_ю

VII Подведение итогов. Рефлексия.
Интервью с ОЧП.
Журналист: Скажите, кто из вас будет первым отвечать на вопросы?
О.Ч.: На любые вопросы мы отвечаем только вместе.
Журналист: Что вы делаете в предложении?
О.Ч.: Выполняем работу одного из членов предложения.
Журналист: Какого члена предложения?
О.Ч.: Любого – хоть главного, хоть второстепенного.
Журналист: Кто из вас главный?
О.Ч.: Мы абсолютно равноправны, подчиняемся же нашему руководителю, одному из членов предложения, главному в подчинительном словосочетании.
Журналист: Что вы хотите пожелать своим слушателям, ученикам?
О.Ч.: Ставьте между нами запятые, но помните о союзах; читайте учебник, учите правила, думайте, и всё получится.

VIII Домашнее задание. Записать текст или выписать 5-6 предложений с ОЧП; подчеркнуть ОЧП, указать части речи, составить схемы предложений с ОЧ.