Конспект урока по географии Движение земной коры. Вулканы по ФГОС (5 класс)


Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: «Движения земной коры. Вулканы» (урок № 28 , № 4 в разделе «Литосфера»)
Базовый учебник: Учебник «География» 5-6 классы под редакцией А.И. Алексеева Москва Просвещение 2014
Цель: сформировать представление о вулканах и гейзерах. Познакомить с профессиями связанными с изучением земной коры.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Вулкан», «Гейзер», из каких частей состоит вулкан, на какие типы делятся вулканы, как происходит извержение вулкана, какую опасность они представляют для человека.
Развивающие: развивать умения работать с различными источниками географической информации, развивать познавательный интерес к объектам окружающего мира, моделировать правила поведения в опасных ситуациях, развивать память и мышление учащихся.
Воспитательные: формирование общей культуры поведения учащихся, самостоятельности, интереса к учебной деятельности, формирование профессиональных интересов.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ответственного отношения к изучению географии, формирование личностных представлений о целостности природы Земли,
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность; умение самостоятельно определять цели урока; умение планировать пути достижения целей; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, высказывать суждения.
Предметные: познакомиться с тем, что такое вулканы, как выглядят извержения вулканов, какие бывают типы вулканов, чем они опасны для человека; понять, чем лава отличается от магмы; получить знания о непрерывности развития земной коры; определить территории распространения гейзеров.
Универсальные учебные действия:
Личностные – формирование системы ориентации школьников по формуле «я и природа», подведение итога урока;
Познавательные - познание окружающего мира, систематизация, обобщение и использование полученной информации;Коммуникативные – работа в группах, умение вести диалог, умение слушать, делать совместные выводы;
Регулятивные – постановка цели урока, планирование своей работы, самоконтроль.
Тип урока: урок-игра.
Форма работы учащихся: групповая.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: физическая карта мира, настенная контурная карта мира, мультимедийный проектор, презентация к уроку, атласы, карточки-задания, изображение вулкана на ватмане, дихромат аммония для опыта «вулкан на столе», предметный столик для опыта.
Структура и ход урока.
№ Название этапа урока Деятельность учителя Деятельность учащегося Время
1. Организация на урок Проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует учащихся. Приветствуют учителя. 1 мин
2. Актуализация знаний 1. Задает вопросы позволяющие повторить материал пошлого урока. Кроссворд (слайд 1-9)
2. Подводит учащихся к формулированию темы нового урока; цели нового урока.
Создание проблемной ситуации Показ видеоролика «Извержение вулкана» (слайд 10) Я думаю, что после просмотра фильма вам не составит труда ответить на вопрос: что мы будем изучать с вами на уроке. Кто определил тему нашего урока?
Предлагает сформулировать тему урока и задачи.
Записываем тему урока в тетради. (слайд 11)  Отвечают на вопросы, раскрывают полученные знания, выполняют задания (П).
Выдвигают версии (Р).
Вулканизм
Формулируют цель урока (Р). 10 мин
3 Изучение нового материала. 1. Что вам уже известно о вулканах? Откуда пошло название вулканов? (слайд 12) Типы магматизма. (слайд13)
2. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. 
- найти в тексте стр.77 учебника и узнать информацию о том, что такое вулканизм и что называют извержением, что такое вулкан? (слайд14)
3. Рассмотрите рис 51, стр. 77 в учебнике. Подпишите, из каких частей состоит вулкан. (слайд15)
4. (слайд16) Открываем практическую работу №9. и атласы, найти и подписать в контурной карте вулканы: Ключевская Сопка Кракатау Фудзияма Эльбрус Килиманджаро. Почему на карте они обозначены красным и черным цветом?
Учебник стр.78-79 Какие бывают вулканы. Схема (слайд 17-19)
5. Землетрясения происходят в одних и тех же районах Земли, какую закономерность вы видите в распространении вулканов? (слайд 20)
6. Физминутка.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. (слайд 21)Раз – поднялись, потянулись, Два – согнулись, разогнулись, Три в ладоши три хлопка, На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть.
7. (слайд 22) Посмотрите фото и подумайте, как называется явление, изображенные на них. Определение «Гейзер» запишите в тетрадь стр 78., рис.52
Принцип работы (слайд 23)
10. О какой профессии идет речь в этом стихотворении: Мы, вулкана сыны…. Кратер гремит, маня. Выведать мы должны Тайны бога огня. Ответ. Вулканолог. Слайд 24- 25 Слушают учителя (П), анализируют и планируют предстоящую деятельность (Р).
Самостоятельно выделяют необходимую информацию, записывают в тетрадь (П).
Находят достоверную информацию, подписывают (П).
Подписывают объекты на контурной карте (П).
Изучают текст параграфа (П), излагают свое мнение (К)
Выдвигают версии (Р), излагают свое мнение (К), делают выводы (П).
Выдвигают версии (Р), излагают свое мнение (К)Рассматривают рисунки, находят информацию, записывают в тетрадь (П).
Выдвигают версии (Р)
20 мин
4. Закрепление изученного материала. Учитель предлагает рассмотреть картину К. Брюллов Последний день Помпеи. (слайд 26-27)
Вулкан Везувий, расположенный в Италии, внезапно проснулся в 79 г. н. э. после нескольких тысячелетий покоя. Произошло очень сильное извержение. Оно сопровождалось землетрясением, подземным гулом, выбросами вулканического пепла, который засыпал окрестные села и город Помпеи. При извержении погибли десятки тысяч людей.
Рассмотрите картину и представьте себя на месте героев картины. Расскажите о своих ощущениях?
Слайд 28. Проблемный вопрос
Слайд 29 - 30. Викторина
Слайд 31 – 32. Найди на карте Описывают картину(Р.К)
Ощущения: Ужас, страх, желание спастись
Рушатся здания, падают колонны и статуи.
Выдвигают версии (Р), излагают свое мнение (К)
Дают развернутый ответ, обобщают
информацию. (К, Р) 5 мин
5. Домашнее задание. Д. З слайд 33
1. Выучить материал учебника параграф 23
2. Задание 6 на стр.79 (на 4)
3. Творческое задание (на 5):
на альбомном листе составить репортаж «В гостях у вулканологов». Записывают домашнее задание, проверяют запись друг у друга (К). 2 мин
6. Рефлексия. Слайд 34 «Закончи фразу»:
1. Сегодня на уроке мне…
2. Меня особенно удивило то, что…
3. До начала урока я думал, что…, а сейчас знаю….
4. Было бы хорошо, если бы…
5.Мне не понравилось…
Объявляет отметки за урок. Оценивают свою работу и работу всего класса (Л) Контролируют свои эмоции, учатся понимать эмоциональное состояние других людей (Л).
2 мин