Конспект урока русского языка на тему И снова о мягком знаке УМК Гармония (3 класс)


РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС. УМК «Гармония».
Тема: «Снова о мягком знаке»
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
Цели: 1. Формирование знания о правописании ь на конце имен существительных в начальной форме после букв шипящих; закрепление знаний о работе Ь.
2. Развивать внимание, память, речь; тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение; закреплять умение действовать по алгоритму; развивать умение анализировать и оценивать свою работу.
3. Воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
- Прочитайте слова итальянского живописца Леонардо да Винчи и выразите свое мнение по поводу прочитанного.
«Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниёт или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет».
- Действительно, от безделья всё приходит в негодность. И для того, чтобы ваш ум не зачах, а находился в постоянном развитии, я призываю вас к работе по раскрытию секретов русского языка.
Введение в тему урока.
- Прочитайте слова (Деревья, день, трудиться, учишь, больной, вьюга).
Определите, чем они все похожи и сформулируйте тему урока.
Гипотезы.
Проверка гипотез по эталону.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Продолжаем работать со словами по плану:
Запиши слова в тетрадь.
Выдели все известные орфограммы.
Укажи часть речи над каждым словом.
У имени существительного определи род.
- Взаимопроверка по эталону.
- Какие ошибки допустили?
- Заполните оценочный лист.
Распределите слова по группам, учитывая работу Ь.
- Работаем в группах.
- Представьте результат вашей работы.
- Проверим по эталону.
- Заполните оценочный лист.
- Почему я предложила вам именно эти задания? (Эти задания помогут нам узнать новое).
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Пробное действие.
- Перед вами транскрипции слов (звуковые записи). Вам надо эти слова записать буквами (орфографически правильно).
([суш], [лош] , [глуш], [м,ач,], [плащ,])
- Работаем в группах.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- Проверка по эталону.
Выявление места и причины затруднения.
- К какой части речи относятся эти слова? (Имена существительные)
- В какой части слова допущены ошибки? (На конце)
- В выборе какой буквы произошло затруднение? (Ь)
- После каких звуков? (Шипящих)
- Почему у вас ошибки? (Не знаем правило).
Построение проекта выхода из затруднения.
- Чему мы будем учиться? (Правильно выбирать букву на конце имен существительных после букв шипящих).
- Поставьте перед собой цель (Узнать, когда у имен существительных на конце после букв шипящих надо писать Ь, а когда не надо).
- А чтобы это узнать, вам придется провести исследование слов по алгоритму. Оформить новое правило в виде схемы и приготовиться его рассказать.
Реализация построенного проекта.
- Работа в группах.
-Представление результатов исследования.
- Проверка по эталону (стр.64 упр. 505 – научные сведения)
Первичное закрепление во внешней речи.
- Для того, чтобы научиться правильно писать слова по новому правилу, надо учиться работать по алгоритму. На стр. 65 в упр. 506 прочитайте самостоятельно алгоритм (в синей рамке). Постарайтесь его запомнить, работая в парах. (Возьмитесь за руки, смотрите друг другу в глаза).
- Запись слов из упражнения с комментированием.
- Игра «Топай, хлопай»
- Если, в названном слове не надо писать Ь – топай, если надо – хлопай.
Включение в систему знаний и повторение.
Работа по карточкам.
- Вы должны помочь Ь найти свое место в словах. Работаем по новому правилу.
В цирке имен существительных
В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… . На нём был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале стояла тиш… .
- Проверьте по эталону.
- Заполните оценочный лист.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- О какой работе Ь знака узнали на уроке? (Если есть Ь на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих, он указывает , что это имя существительное женского рода.
- Кто столкнулся с трудностями в достижении цели?
- Какие трудности еще встречаются?
- Где можно над ними поработать? (Дома).
Домашнее задание: стр. 64 правило, упр. 507, рассказать дома о тайнах Ь, о его разных работах трудностях написания.
- Возьмите оценочные листы, поставьте оценку за работу на уроке.
-Закончите предложения:
Было интересно…
Мне не понравилось …
Хотелось бы …
- Благодарю за работу.