Конспект урока Политика мирного сосуществования (9 класс)

Тема урока: «Политика мирного сосуществования:
успехи и противоречия»
Класс: 9
Тип урока: изучение нового материала (с использованием активных методов обучения)
Цели урока:
рассмотреть состояние международного положения СССР к моменту смерти И.В. Сталина;
проанализировать возможные альтернативы развития внешней политики нового советского руководства;
довести до сознания учеников изменения в теоретических основах советской внешней политики, произошедшие в эти годы;
раскрыть сущность политики мирного сосуществования государств с различным общественным строем;
обратить внимание на новый характер отношений между СССР и странами социализма, а также развивающимися странами.
Ключевые знания:
разработка новой стратегии советской внешней политики;
развитие отношений с Западом;
проблема разоружения в отношениях Восток – Запад;
отношения СССР со странами социалистического лагеря;
страны «третьего мира» во внешней политике СССР.
Внутрипредметные и метапредметные связи: курс «Новейшая история», тема «Международные отношения в 1950-е – первой половине 1960-х гг.»
Основные понятия: мирное сосуществование, мораторий, «третий мир», движение неприсоединения, Венгерский кризис, Карибский кризис.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
раскрывать значение выдвижения концепции мирного сосуществования государств с различным общественным строем;
характеризовать взаимоотношения СССР с государствами социалистического лагеря и странами «третьего мира».
Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.
Основные персоналии: Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев, Н.А. Булганин, В.М.Молотов, А.А. Громыко.
Основные даты: 1953 – подписание перемирия в Корее, 1955 – подписание Государственного договора стран победительниц с Австрией; 1955 – прекращение состояния войны с Германией; 1955 – подписание странами социалистического содружества Варшавского договора; 1956 – прекращение состояния войны СССР с Японией; 1956 – Венгерский кризис; 1962 – Карибский кризис.
Образовательная среда: Учебник Данилов А.А. История России, ХХ – начало ХХI века. 9 класс. – М., 2014. - § 42; Хрестоматия по истории России ХХ век.
Оборудование: бумага формата А3, цветные маркеры

Ход урока.
Организационный момент (1 мин.)
Постановка целей занятия перед учащимися с использованием АМО «Мозговой штурм»(5 мин.)
Тема нашего урока – внешняя политика СССР в 1950-1960-е гг. Это было время перемен в нашей стране. После смерти И.В. Сталина, в результате внутриполитической борьбы, экономика, политическая система и духовная жизнь претерпели изменения. Давайте попробуем определить, подверглась ли и внешнеполитическая доктрина изменениям или приемники великого вождя не смогли изменить внешнеполитический курс страны, которая активно отстаивала возможность построения коммунизма.
Обратите внимание на доску. Она разделена на четыре сектора. Давайте предположим, какие основные внешнеполитические задачи стояли перед руководством советского союза в изучаемый период.
В ходе обсуждения должны появиться следующие задачи









Организация восприятия и освоения новой информации с использованием АМО «Инфо-карусель» (20 мин.)
1 этап:
Разделитесь на 4 группы и пройдите к нашим станциям. Используя учебник, хрестоматию и дополнительные материалы, подготовьте ответ на тот вопрос, который закреплен за выбранной вами станцией. Через 5 минут вы должны поменяться станциями. Проанализировать работу предыдущей группы и дополнить ее той информацией, которую вы сочтете необходимой для более полного раскрытия темы. Это могут быть схемы, понятия, даты, персоналии, выводы. Через 3 минуты снова меняемся. И так до тех пор, пока каждая группа не вернется на свою станцию.
Важно обратить внимание, что исправлять записи нельзя, можно только их дополнять.
2 этап:
Посмотрите внимательно на рабочие листы. Проанализируйте полученную информацию и представьте ее.
Каждая группа в течение 3 минут должна подготовить презентацию выполненного задания и выбрать того, кто ее будет представлять.

Обобщение изучаемого на уроке.
Каждая группа представляет результаты выполнения задания. Учитель корректирует материал по ходу изложения.
Презентация 1 группы должна содержать следующие опорные понятия
Сталинская концепция внешней политики в 40-е – начале 50-х гг.





1953 – смерть И.В.Сталина

Маленков заявил о недопустимости мировых конфликтов в условиях существования ядерного оружия

1956 – ХХ съезд КПСС
Изменение внешнеполитической доктрины

Политика «мирного сосуществования»:
Мирное сосуществование двух систем
Предотвращение войны
Многообразие форм перехода различных стран к социализму







Презентация 2 группы должна содержать следующие опорные понятия
Отношения СССР с Западом
Действия, способствующие укреплению сотрудничества и мирному сосуществованию
Действия, приводящие к усилению конфронтации

1954 – предложение СССР о создании в Европе системы коллективной безопасности
1956 – заявление Хрущева о переходе от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию

1956 – восстановление дипломатических отношений с Японией; отказ от репараций
1957 – в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты

1959 – встреча Н.С. Хрущева с президентом США Эйзенхауэром
1960 – сбит американский самолет-разведчик

1960 – Н.С. Хрущев принял участие в работе Генеральной Ассамблеи ООН
1961 – возведена Берлинская стена

Предложение о всеобщем разоружении
1961 – СССР в одностороннем порядке отказался от моратория на ядерные взрывы в атмосфере и провел ряд испытаний

1961 – встреча Н.С. Хрущева с Д.Кеннеди
1961 – Берлинский кризис: суточное противостояние американских и советских танков

После Карибского кризиса (1962) СССР демонтировал свои ракеты на Кубе
1962 – Карибский кризис: СССР разместил ядерные ракеты средней дальности на Кубе

1963 – подписан договор о запрещении испытания ядерного оружия в трех средах
1964 – новый этап противостояния: начало войны во Вьетнаме


Презентация 3 группы должна содержать следующие опорные понятия
Отношения со странами социалистического лагеря
Поддержка союзных государств


Восточная Европа Азия Куба

1955 – создание организации Варшавского договора:
Экономическое сотрудничество
+
создание объединенных вооруженных сил и выработка единой оборонительной доктрины

1956 – ХХ съезд КПСС






Презентация 4 группы должна содержать следующие опорные понятия
Отношения со странами «третьего мира»
Страны «третьего мира» - колониальные страны получившие независимость




Движение неприсоединения







СССР предоставлял:
льготные кредиты
безвозмездная помощь
лучшие образцы военной техники

Подведение итогов урока
Домашнее задание
§42; «учимся быть историками» вопрос 1




Внешнеполитическая доктрина

Отношения со странами Запада

Внешняя политика СССР 50-е – 60-е гг.

Отношения со странами «третьего мира»

Отношения со странами социалистического лагеря

Усиление влияния СССР в странах социалистического лагеря

Противостояние со странами Запада

Проведение социалистических преобразований по примеру СССР

«холодная война»

Сохранение «холодной войны»:
Гонка вооружений
Участие в военных конфликтах на стороне третьих стран
Идеологическое противостояние

Ряд инициатив, направленных на установление дружеских отношений с капиталистическими странами


Начало процесса демократизации

Выступления в Венгрии и Польше

Политика «закручивания гаек»


Критика «советского ревизионизма» в Китае


испытывали давление со стороны ОВД и НАТО


Национально-освободительное движение –
одна из трех ведущих сил революционного процесса в мире




15