ПРОЕКТ «Использование нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Василек» общеразвивающего вида»Заинского муниципального района Республики ТатарстанВоспитатель Спирчина Тамара Ивановна ПРОЕКТ«Использование нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия» Вид проекта: оздоровительноеПродолжительность: долгосрочныйУчастники проекта: воспитанники детского сада, родители, педагоги, узкие специалисты, медицинский работник.АКТУАЛЬНОСТЬПроблема плоскостопия у детей всегда была насущной и актуальной. В современном мире стала ещё более ощутимой. К школьному возрасту у 65% детей есть плоскостопие, а к 12 годам каждый второй ребёнок имеет этот диагноз. Врачи называют плоскостопие — болезнью цивилизации. Даже небольшое отклонение от нормы может повлиять на здоровье и физическое развитие ребёнка. Здоровье стоп – это здоровье всего организма. Здоровые стопы – это правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли. А значит, здоровые внутренние органы. Ещё в древности люди определили, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя которые можно положительно воздействовать на процессы, происходящие в организме. Стопы — проекция всех наших органов. Оздоровительный массаж стоп улучшает кровообращение, обмен веществ в тканях, повышает иммунитет, снижает усталость и утомление от умственной или физической нагрузки, восстанавливает трудоспособность. Регулярно делая массаж стоп, можно каждый день незаметно для себя улучшать свое здоровье.  ЦЕЛЬ: Сохранение и укрепление здоровья детей, профилактика плоскостопия у детей дошкольного возрастаЗАДАЧИ:1. Создать нестандартное оборудование для профилактики и коррекции возможных нарушений опорно-двигательного аппарата. 2. Разработать план оздоровительно-профилактических мероприятий по профилактике деформации стопы и укреплению мышц у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.3. Привить интерес к выполнению упражнений с нестандартным оборудованием.4. Упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе. 5. Укрепить мышцы и связки стоп . Основные формы реализации проекта: Совместная деятельность с детьми: интегрированные виды деятельности, подвижные игры, творческие игры, беседы, занятия, индивидуальная работа.Взаимодействие с родителями: консультации, беседы, анкетирование, совместное изготовление оборудования.Взаимодействие со специалистами ДОУ: организация совместных профилактических мероприятий. Ожидаемый результат:повышение уровня физической подготовленности.сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях.- укрепление мышц стопы и голени ног.благотворное влияние, сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья.Этапы проекта Подготовительный: Разработка плана реализации проекта. Изучение литературы по проблеме. Анкетирование, консультирование родителей. Выявление плоскостопия у детей. Создание в группе физкультурно-оздоровительного центра. Изготовление нестандартного оборудования. Основной: Выполнение запланированных мероприятий. Проведение занятий по предупреждению плоскостопия. Заключительный: Обобщение результатов работы. Презентация проекта для родителей. Ожидаемый результат:у дошкольников укреплены мышцы стопы и голени ног;повышен уровень физической подготовленности;сформирована осознанная потребность в выполнении упражнений в домашних условиях.Продукты проекта: Выставка рисунков «Наши ножки молодцы!» Выставка нестандартного оборудования. Создание картотеки «Упражнения для здоровья ножек» Создание презентации «Здоровые ножки» Ожидаемый результат:повышение уровня физической подготовленности.сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях.- укрепление мышц стопы и голени ног.благотворное влияние, сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья.3-4 года Беседы по темам: «Для чего человеку движение?», «Наши ножки идут по дорожке», «Формирование основ здорового образа жизни». Чтение художественной литературы. Утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика. Гимнастика пробуждения, ходьба по дорожке «здоровья» . Физические упражнения с нестандартным оборудованием. Подвижные игры на свежем воздухе и в помещении. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Самомассаж стоп. Упражнения с мелкими предметами4-5 лет Беседы по темам: «Для чего человеку движение?» , «Формирование основ здорового образа жизни». Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций. Утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика. Гимнастика пробуждения, ходьба по дорожке «здоровья» . Физические упражнения с нестандартным оборудованием. Подвижные игры на свежем воздухе и в помещении. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Самомассаж стоп. Упражнения с платочками, ленточками, шнурочками.План работы с детьми Ожидаемый результат:повышение уровня физической подготовленности.сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях.- укрепление мышц стопы и голени ног.благотворное влияние, сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья.План работы с детьми5-6 лет Беседы по темам: «Для чего человеку движение?» , «Формирование основ здорового образа жизни». Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций. Утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика. Гимнастика пробуждения, ходьба по дорожке «здоровья». Физические упражнения с нестандартным оборудованием. Подвижные игры на свежем воздухе и в помещении. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Самомассаж стоп. Упражнения с мелкими предметами, платочками и бумагой (сминание). 6-7 лет Беседы по темам: «Для чего человеку движение?» Формирование основ здорового образа жизни». Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций. Утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика. Гимнастика пробуждения, ходьба по дорожке «здоровья». Физические упражнения с нестандартным оборудованием. Подвижные игры на свежем воздухе и в помещении. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Самомассаж стоп. Упражнения с мелкими предметами, платочками, рисование карандашами, сминание и разглаживание бумаги. Ожидаемый результат:повышение уровня физической подготовленности.сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях.- укрепление мышц стопы и голени ног.благотворное влияние, сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья.План работы с родителями Опрос родителей о культуре здоровья в семье, анкетирование. Консультации: «Как правильно заниматься физическими упражнениями дома», «Как предупредить развитие плоскостопия у детей». Оформление папки-передвижки «Здоровые ножки». Изготовление массажных ковриков, дорожек для профилактики плоскостопия. Изготовление нестандартного оборудования.План работы со специалистами ДОУ Разработка комплекса корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия совместно с инструктором по физической культуре и старшей медсестрой. Подбор музыкального репертуара совместно с музыкальным руководителем. Осмотр детей медработником. Изготовление дидактических игр. Создание картотеки по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста. Приложение «Веселая ходьба»Мы веселые ребята Любим весело шагать!Спортом любим заниматься Никогда не уныватьДорожки здоровьяЦель: Укрепление мышц верхних нижних конечностей «Часы»Стрелки в часиках живут.И по кругу всё идут.Сосчитают все минутки,Дважды круг пройдут за суткиШагаем ножками по обручу, свод ноги формируем. Цель: Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней. «Сбор урожая»Помидоры дружно рвали И по вёдрам рассыпали. Лук собрали и горох- Урожай у нас не плох!Мы игрушки в ножки взяли,И немного поиграли.Цель: Укрепление мышц пальцев зажимая игрушки «ЁЖИК»Ежик мчался по дорожке,А за ним бежал Сережка.Протянул Сережка ручку,Ежик выставил колючкуМассируем мы ножки,Чтоб бегать по дорожкеЦель: Самомассаж стопМатериал: массажный мяч «ёжик». «Ножки»Наши маленькие ножки,       Всё шагали по дорожке.Через мостик перешли-        По тропиночке прошли.Палка не простая, ножки разминает Цель: Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней. «Колобок»По тропинке мы шагали – Колобка в лесу искали По тропинке дружно шли. Огромные елки стоят на пути .Вместе весело катать, Силу, ловкость набираемКолобок румяный бокЦель: Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней. « Гусеница»Вот бегу я по дорожкеИ по травке босиком,Сяду, отдохну немножко –Сказка летняя кругом.Ножки разминаем, гусеницу катаемЦель: Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп . «Тапочки»У меня есть тапочки Ну такие лапочки!Ходят тихо, не шумят,Громко топать не хотят!Вот они какие тапки не простыеЦель: Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп . Название игрыВозраст детейОписание игрыПройди по ребристой доске2 – 5 летДети ходят по ребристой доске.Ловкие ноги4 – 6 летВыполнение различных заданий.Барабан5 – 7 летДети на барабане отбивают дробь ногами.Поймай комара5 – 7 летДети ловят ногами различные предметы.Ну-ка, донеси4 – 7 летДети переносят ногами различные предметы.Кто устойчивее?5 – 7 летДети сохраняют равновесие, стоя на носках.Медвежата2 – 6 летХодьба, имитируя движения медведя.Тишина2 – 5 летДети на громкую музыку ходят на пятках, на тихую – на носочках.Кто быстрее соберет?4 – 6 летВыполнение различных заданий.Горячо-холодно5 – 7 летДети ходят поочередно на пятках и носках.Воздушные шары5 – 7 летДети ловят ногами воздушные шары.Зоопарк2 – 6 летХодьба, имитируя движения животных.Сугробы4 – 7 летДети ходят по залу, перешагивая через «сугробы».Игры для профилактики плоскостопия. Комплекс упражнений «Пингвины».Стоя, ноги вместе, руки внизу, кисти согнуть.Не отрывая пятку, носок правый в сторону.То же левой.Стоять, опираясь на наружный край стоп.Не отрывая пятку, носок правый в и.п.То же левой. «Попугай».Стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки к плечам.Слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол.Слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол.Продолжать передвигаться таким образом вправо. «Фламинго».Стоя, ноги вместе, руки в стороны. Согнуть правую ногу вперед, стопа согнута, пальцы сжаты. Держать. То же с другой ноги. «Танцующий верблюд».Стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки внизу.Ходьба на месте, поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола. «Забавный медвежонок».Стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.Ходьба на наружных краях стоп, поворачивая носки во внутрь. «Смеющийся сурок».Стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью локтями вниз, направлены пальцами вниз.Полуприсед на носках, улыбнуться «Тигренок потягивается».Сидя на пятках, руки в упоре впереди. Выпрямляя ноги, упор стоя, согнувшись на носках Комплекс упражнений рекомендуемых при плоскостопии Сидя на стуле, разводить и сводить пятки, не отрывая носков от пола. Из того же положения, захватывать стопами мяч среднего размера и поднимать его. Из того же положения, подложив под сгиб стопы валик, максимально сгибать и разгибать стопы. Сидя на стуле, сгибать пальцами ног коврик или кусок ткани, лежащего на полу. Из того же положения, между стопами находится небольшой резиновый мяч. Сдавливать его. Захватывать и поднимать пальцами ног различные предметы. То же исходное положение, стопы лежат на круглой палке небольшого диаметра. Катать палку подошвами ног. Из положения стоя, руки на поясе. Перекат с пятки на носок. Из того же положения. Ходьба по гимнастической палке. Ходьба по бруску с треугольным профилем. Ходьба на носках па наклонной плоскости. Упражнения с предметами Захватывание пальцами стопы мелких предметов. Удержание и выбрасывание мелких предметов. Перекатывание стопой набивного или резинового мяча. Собирание пальцами стоп. Перекладывание предметов вправо, влево. Подтягивание предмета к себе, передача сидящему рядом. Ходьба по ребристой дорожке. Ходьба по резиновым шипованным коврикам. Перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи. Катание стопой гимнастической палки. Ходьба по обручу, канату, веревке. Лазанье по лестнице. Спрыгивание со скамьи на мягкое покрытие. Комплекс упражнений при плоскостопииИ.п. - сидя с выпрямленными ногами: Колени и пятки соединены, правая стопа сильно разогнута; подвести передний отдел левой стопы под подошву правой, затем повторить упражнение, поменяв ноги. Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, повторить, поменяв ноги.И.п. – сидя на стуле Сгибать пальцы стоп. Приведение стоп внутрь. Кружение стопами внутрь. Обеими стопами захватить и приподнять мяч. Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш. Пальцами ног захватить и приподнимать губку. Пальцами стоп подтягивать тонкий коврик.И.п. – стоя на носках, стопы параллельно. Ходьба босиком по песку или коврику из поролона, согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы. Ходьба по бревну боком.Упражнения выполняются босиком, каждое по 8 – 12 раз. Самомассаж стопВыполняется из исходного положения сидя, удобно положив одну ногу на колено другой. Обе ноги массируют одинаковое время.Способствует расслаблению мышц стопы, улучшает функциональное состояние организма и уравновешивает нервные процессы. Поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки. Разминание стопы всеми пальцами. Граблеобразное поглаживание подошвы по направлению к пальцам. Похлопывание подошвы. Активное поднимание стопы вверх и опускание вниз. Граблеобразное поглаживание подошвы по направлению к пальцам. Поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки. Катание подошвами вперед – назад гимнастической палки. Надавливание подушечкой большого пальца всех точек подошвы. Надавливание с силой на болевые точки. Поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки. Похлопывание подошвы. Катание подошвами мяча, выполняя круговые движения.