Урок литературного чтения М. М.Пришвин. Предмайское утро


Тема урока: М.М. Пришвин «Предмайское утро»
Цели: формирование навыков плавного слогового, выразительного чтения, грамотной устной речи учащихся, ее обогащение за счет лексической работы;
Планируемые результаты:
Коммуникативные:
планирование и согласованность выполнения совместной деятельности;
Познавательные:
способствовать развитию устной речи, познавательного интереса, внимания, творческого мышления, развитию умения рассуждать, вести диалог, отвечать на поставленные вопросы.
Регулятивные:
формирование умения добиваться поставленной цели, осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Метапредметные:
Личностные:
применять правила делового сотрудничества
Оборудование: учебник «Азбука», портрет М.М. Пришвина, книжечки с пословицами .I. Организационный момент.II. Актуализация знаний.
*Сегодня к нам в класс пришло письмо. Давайте, ребята, узнаем что в нём.
(Учитель вскрывает, читает письмо.)
Дорогие ребята!
Я знаю, что вы очень хорошие ученики. Любите читать и писать, считать и решать задачи, умеете дружить и помогать друг другу, уважаете старших. Я желаю вам еще больше успехов в учебе, творческих успехов. Я приготовила для вас подарок. В конверте лежат задания для кроссворда. Решив кроссворд вы узнаете кто я…..
*Кроссворд.
- Учитель читает загадки, отгадки вписываются в кроссворд .- Так от кого пришло письмо.
(В выделенных клетках «Весна.»)- Ребята, а вот и сама весна пожаловала к нам.
(Вывешивается плакат «Весна.»)- Мы все очень рады приходу весны, так о её приходом изменяется все кругом и природа, и жизнь людей.
- Ребята, давайте покажем, что и мы рады Весне, что мы её ждали.
*Игра: «Назови весенние слова».
* Весенние наблюдения.
- Пришла ли весна в наш город? Докажите ответами.
(Учитель подводит итоги сказанного.) Физминутка.
Отдых наш – физкульминуткаЗанимай свои места
Шаг на месте левой, правой
Раз и два, раз и два!
Руки подняли и покачали…
III. Работа по теме урока
1)Самоопределение к деятельности:
- Мы хорошо отдохнули, набрали сил. А теперь вместе с нашей гостьей Весной мысленно совершим путешествие в лес, узнаем, что изменилось с приходом весны. А в этом нам покажет рассказ М.М. Пришвина «Предмайское утро».
( Слайд. Портрет М.М. Пришвина. Учитель рассказывает о писателе)- Пришвин Михаил Михайлович, русский писатель. Родился в имении Хрущево около г. Елец Орловской губернии, сын разорившегося купца. Окончив университет в Германии, Пришвин стал работать агрономом. (Агроном – специалист в области земледелия, обладающий всесторонними знаниями в области выращивания и сбора урожая растений. )Затем решил стать писателем. Первый рассказ Сашок опубликовал в 33 года..Какой рассказ М. Пришвина мы читали на прошлом уроке?
-О чём пишет этот писатель?
М. М. Пришвин в своих книгах пишет о жизни растений, животных, об отношениях человека к родной природе.
- Как надо относиться к природе?
Выставка книг М. М. Пришвина
2) Словарная работа.
Горизонт -
Чуть дымится первая зелень-
3) Текст читает учитель.
- Куда пришли на экскурсию?
- Каким вам показали лес?
4) Самостоятельные чтение, но сначала прочитать слова, записанные на доске.
ШОКОЛАДНОГО
СКРОЕТСЯ
ОБОЗНАЧАЮТСЯ
ПРАВИЛЬНО
- Прочитайте внимательно, найдите непонятные слова.
4) Чтение вслух «цепочкой».
5) Работа по содержанию произведения.
- Как выглядит весенний лес, когда только начинают распускаться листочки? Прочитайте.
- Какие запахи в весеннем лесу? Прочитайте.
- Что сказано в рассказе про март, про апрель, про май?
На доске:
Март – свет, апрель – вода, май – цвет.
- Почему так говорят?
- Люди всегда были внимательны к природе, к её изменениям, всё подмечали, обобщали, так и появились народные приметы.
IV. Физминутка К нам весна шагает,
Быстрыми шагами. Шаги
И сугробы тают
Под ее ногами. Приседания
Черные проталины
На полях видны. Хлопки
Видно очень теплые
Ноги у весны. Прыжки
V. Развитие речи.- Ребята, вы заметили, что сегодня в классе как-то необычно. Это всё весна постаралась.
- А ещё она хочет, чтобы вы взяли маленькие книжечки (Рассмотреть названия прочитанного, прочитать приметы.)
- Прочитать приметы о марте, об апреле, о мае.
VI. Работа по иллюстрции.
Рассмотреть иллюстрацию к рассказу.
- Что нарисовано на картине?
- Лес ранней или поздней весной?
- Какие краски выбрал художник?
Коллективное рисование картины.
На отдельном столе два листа ватмана, склеенных вместе, краски и кисти. Звучит музыка. Дети рисуют весенний пейзаж.
(На картину крепятся картинки с изображением зверей.)
Ученик читает стихотворение наизусть:
Чтоб могли леса цвести, и сады, и реки.
Все живое береги на этом свете!
Ты природу полюби, каждую травинку.
С птицами давай дружи, береги былинку.
Не неси ежа домой, бабочку не трогай,
Школьник! Помни ты всегда – их не так уж много!
VII. Итог урока.
- Куда сегодня мысленно мы совершили путешествие ?- Что мы там увидели?
- Рассказ, какого автора нам помог это увидеть и узнать?
Рефлексия. С помощью наших смайликов оцените свою работу на уроке.