Презентация по психологии на тему Психологические основы общения педагогов с родителями


Психологические основы общения педагога и родителя Иркутск 2017 Под общением понимается процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляются обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности. Общение характеризуется: содержанием,функцией,структурой,манерой,стилем. Содержание общения различно и выражается в следующем: 1. Передача от человека к человеку информации.2. Восприятие партнерами по общению друг друга.3. Взаимооценка партнерами по общению друг друга.4. Взаимовлияние партнеров по общению друг на друга.5. Взаимодействие партнеров друг с другом.6. Управление групповой или массовой деятельностью и т. д. Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения: Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.Трансляционная функция — передача конкретных способов деятельности, оценок и т. д. Среди других функций общения можно отметить: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний),социального контроля (регламентации поведения и деятельности),социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и т. д. Стороны общения. Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны:внешнюю,поведенческую,операционально-техническую и внутреннюю,глубинную, затрагивающую личностно-смысловые пласты. Внешняя, реально фиксируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия. К ним относятся: коммуникативная активность в группе общения, интенсивность действий в общении, инициативность в общении, технико-коммуникативное мастерство общения и т. д. Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение. В повседневной жизни помимо общения человека с реальными партнерами имеет место общение с самим собой. Такое общение «в уме» называют пролонгированным. Индивид может мысленно продолжать разговор с человеком, с которым недавно общался, особенно если они вели спор и некоторые аргументы пришли ему на ум позже. Во внутреннем, умственном, плане происходит и предобщение человека: он может заранее обдумывать предстоящий разговор, предполагать возможные аргументы и контраргументы участников общения. Как правило, продумывается тактика разговора, предполагающая ориентировку в содержании общения, в возможных типах контактов, пространственно-временной организации общения (размещении участников, времени начала общения и т. п.). Продумывание «в уме» тактики общения предполагает наличие у человека образа партера (партнеров) по взаимодействию и, прежде всего, предвосхищение того, кто будет стремиться доминировать в общении или занимать подчиненную позицию, а кто расположен к равноправному общению, к сотрудничеству и взаимопониманию. Разновидностью общения с самим собой может быть крайний вариант эгоцентрической речи. В этом случае общение может протекать с реальным человеком или конкретными людьми, но личность настолько увлекается произнесением речи, своими высказываниями, что забывает о партнерах и продолжает говорить «бесконечно», хотя слушателям это явно надоело и они перестали слушать. Манера общения определяется: тоном общения (спокойный, властный, вкрадчивый, взволнованный и т. д.);дистанцией в общении (интимная, личная, социальная, публичная и т. д.). Дистанции в общении определяют характер отношений партнеров. Интимная и личная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми, друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный характер общения. Публичная дистанция указывает на интеллектуально-демонстрационный характер общения.Манер в общении много. Она может быть уважительной или пренебрежительной, в шутливой или серьезной, озлобленной или доброжелательной форме. Стиль общения - индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле общения находят выражение: а) особенности коммуникативных возможностей человека;б) сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами;в) психологическая или социальная индивидуальность человека;г) особенности партнера по общению. Фундаментом стиля общения личности являются ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества. К наиболее распространенным стилям общения относятся: творческо-продуктивный стиль общения, дружеский стиль общения, дистанционный стиль общения, подавляющий стиль общения, популистский стиль общения, заигрывающий стиль общения, требовательный стиль общения, деловой стиль общения, позиционный стиль общения и т. д. Формы общения: деловое,профессиональное,бытовое,частное,публичное. Выделяют такие виды общения: межличностное, групповое, межгрупповое, массовое, доверительное, конфликтное, интимное, криминогенное, деловое, личное, терапевтическое, ненасильственное, прямое и опосредованное. Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения. Вербальные или речевые средства образуют в общении существенную логико-смысловую линию, определяющую характер его содержания. Речь является самым универсальным средством коммуникации, т.к. в этом случае менее всего теряется смысл сообщения, но при этом должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации.Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффекта речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика - искусство убеждения посредством речи. К невербальной коммуникации относятся: оптико-кинетическая система знаков - жесты, мимика, пантомимика.паралингвистическая система знаков (связанная с речью) - система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность, интонация, громкость, тембр, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте.экстралингвистическая система знаков (не связанная с речью) - смех, плач, вздохи, покачивания и т.п.проксемика это специальная область, рассматривающая пространственную и временную организацию общения (дистанция, время, место, ситуация общения). альфакторная система - передача информации, связанная с запахом. Тактильная система (связанная с прикосновением и физическим воздействием) - ведение слепого за руку, контактный танец, пожатие руки, похлопывание по плечу, поцелуй и т.п. Существует понятие «семантически значимая информация». Это информация, которая влияет на изменения поведения, т.е. которая имеет смысл. Все невербальные знаковые системы умножают этот смысл, помогают раскрыть полностью смысловую сторону информации. К структуре общения относятся: коммуникативно-информационный компонент, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь; в его основе лежит психологический контакт;познавательный компонент, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;интерактивный компонент, связанный с процессом воздействия людей друг на друга. У личности в процессе общения формируется устойчивая схема отношений к другим людям, которая может сводиться к четырем основным схемам. 1. «Я хороший и все люди хорошие» – схема, присущая высокосоциализированному, психически устойчивому типу личности, поведение которой характеризуется открытостью, честностью, последовательностью. 2. «Я плохой, а все люди хорошие» - жизненная схема, присущая людям с пониженным уровнем притязаний, нерешительным, постоянно сомневающимся в своих возможностях, проявляющим психическую неустойчивость в трудных ситуациях, затрудняющимся в установлении социальных контактов. 3. «Я хороший, а все люди плохие» - схема, присущая людям с завышенным уровнем притязаний. Высокомерие, эгоизм, твердость, переходящая в жестокость, присвоение себе права к исключительным поступкам - таковы отличительные черты характера людей данной ориентации. 4. «Я плохой и все люди плохие» - позиция пессимистов, ожидающих от жизни одних неприятностей. Как и предыдущий, этот тип социальной ориентации порождает конфликты личности с социальной средой, но, в отличие от него, данный сценарий ведет не к самоутверждению, а к самодемобилизации, уходу от радостей жизни, а иногда и из самой жизни. Не надеясь на лучшее в реальной жизни, человек с такой жизненной концепцией уходит в мир грез, бесплодных мечтаний и нереальных надежд или в аддиктивные формы поведения.. Отметим также, что большинство людей ведут себя в соответствии со своими поведенческими установками. Заранее планируя определенный результат общения, они своим поведением его и провоцируют. Человек обидчивый обычно ведет себя так, как будто его уже обидели, а человек агрессивный не пропустит ни одного повода, чтобы не "дать отпор". При этом каждая личность склонна признавать свои особенности нормой, а особенности других людей - отклонением от нормы. Между тем внешние стороны поведения нередко лишь маскируют подлинные мотивы и цели поведения. Каждый человек имеет свои масштабы измерения других людей. Познавая другого человека в процессе общения, индивид определяет возможную стратегию его поведения и стремится к адекватному построению собственной поведенческой стратегии. При этом учитывается и то, как данная стратегия будет оцениваться партнером по общению, - возникает явление социальной рефлексии. Важно то, что нередко эффективность общения резко снижается из-за непонимания мотивов поведения партнеров, а еще чаще - из-за неправильной интерпретации мотивов. Возникают взаимные претензии и обиды, высказываются несправедливые оценки. Приписываемые характеристики (атрибуции) часто зависят от ранее сформированных предвзятых оценок. Коммуникативная сторона общения (коммуникативно-информационный компонент). Существует ряд механизмов взаимопонимания в общении: 1. Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого себя.2. Стереотипизация — это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, категориям, социальным стереотипам.3. Рефлексия — это осмысление субъектом того, какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.4. Обратная связь — получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения. Воздействие включает в органическом единстве три действия: словесное, оптико-кинетическое, психотехническое. Интерактивная сторона обеспечивается пространственно-временными средствами общения. К ним относятся: дистанция, пристройка, время, место и ситуация общения. Дистанция — это физическое расстояние между партнерами по общению.Пристройка — это позиция, выражающая отношение одного партнера к другому. Можно выделить такие типы пристроек: «пристройка сверху» (назидательная, угрожающая и т.п. манера воздействия); «пристройка снизу» (подобострастная, подчиняющаяся манера) и «пристройка сбоку» (воздействие на равных, советы и рекомендации).Время, место и ситуация — это условия общения, создающие напряженный или спокойный характер взаимодействия, комфорт или дискомфорт общения. Профессиональное общение: строго целенаправленно; регламентировано нормативными документами (положениями, приказами, уставами);носит функционально-ролевой характер, обусловленный необходимостью соблюдения этикета церемоний, процедур, что выражается в определенных правилах «игры», официальной одежде, профессиональной лексике и других элементов; позиционно оформлено, иерархично, субординационно, что отражается в эффекте «над» и «под», т. е. в отношениях между начальником и подчиненным; проявляется в определенных формах общения, стиле; атрибутивно (проходит в специальных помещениях, пространственно оформлено), что создает оптимальную с точки зрения психологии обстановку. Принципы общения с родителями. Педагогу нужно: • Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.• Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. На каждой беседе - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.• Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов. Терпение, терпение и еще раз терпение… Результат не заставит себя долго ждать!