Создание условий для детей с тяжелыми нарушениями речи в образовательной организации


Создание условий для детей с тяжелыми нарушениями речи в образовательной организации
В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема, он не может написать без ошибок практически ни одного слова. По данным Министерства образования количество детей с дисграфией неуклонно растет.
Эти дети и в дальнейшем испытывают трудности при овладении чтением и письмом, у них затруднено формирование универсальных учебных действий. Многолетний опыт сотрудничества с педагогами школ, показал, что основной причиной трудностей при овладении родным языком является несформированность фонетико-фонематической стороны речи.
Это является препятствием достижения ребенком целевых ориентиров дошкольного образования и обуславливает необходимость создания определенных условий для детей, имеющих речевые нарушения. Исходя из этого, возникает необходимость создания системы коррекционно-развивающей работы, целью которой является: формирование фонетико-фонематических процессов у дошкольников с нарушением речи. Для нашего учреждения проблема актуальна еще и потому что, из 47 детей, посещающих логопедические группы, 34 ребенка имеют тяжелые нарушения речи, что составляет 73% от обследованных детей. Речевое недоразвитие негативно влияет на все сферы личности дошкольника:
затрудняется развитие познавательной деятельности;
нарушаются практически все формы общения и межличностного взаимодействия;
существенно тормозится развитие игровой деятельности.
Нами была организована работа с данной категорией детей через реализацию Адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи, учтена и соблюдена преемственность программ дошкольного и начального общего образования. Приложением к Адаптированной основной образовательной программе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи является рабочая программа учителя-логопеда. При разработке этой программы, нами ставился акцент на использование игровых технологий, обеспечивающих речевую активность детей в различных видах деятельности, так как, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра.
Содержание работы по Программе включает: развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза, знакомство с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение».
Для освоения детьми абстрактных понятий нами были подобраны разнообразные игры и упражнения, выполняя которые в игровой форме ребенок одновременно и учится и играет. Все игры систематизированы и классифицированы по разделам, что облегчает организацию занятий с детьми от простого к сложному. Речевая активность воспитанников поддерживается с помощью наглядного занимательного материала.
Центральное место в работе с ребенком занимает разработанная нами рабочая тетрадь «Звукарик». Тетрадь содержит игры и задания, с помощью которых ребенок знакомится со звуками русского языка, учится их анализировать, делить слова на слоги, печатать буквы и выполнять упражнения по штриховке. Объем упражнений зависит от индивидуально-типологических особенностей ребенка. Выполнять эти задания ребенок может как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
Логопед является координатором взаимодействия всех субъектов педагогических отношений. Важную роль в работе играет сотрудничество всех участников образовательного процесса и социальных партнеров.
В каждой группе коррекционной направленности открыты речевые центры, деятельность которых помогает закрепить навыки, сформированные у ребенка учителем-логопедом. Центры оснащены коврографом с игровым полем, слоговыми таблицами, иллюстрированным и раздаточным материалом. Реализуя принцип наглядности в обучении детей, подобран иллюстрированный материал: предметы, игрушки, картинки, раздаточный материал (звуковички, карточки по звуковому анализу слов), которые  используются не только логопедом, но и другими специалистами, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми.
Для более успешной коррекционно-развивающей работы в ДОУ организован психолого-медико-педагогический консилиум, на заседаниях которого разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут детей, рекомендации для всех субъектов образовательного процесса, в случае необходимости вносятся поправки в коррекционно-развивающую работу, вырабатываются единые требования к работе педагогов.
Для привлечения родителей организован родительский клуб «Говоруша». На заседании клуба предлагаются игры и упражнения, в которые родители могут поиграть с детьми дома, даются рекомендации автоматизации поставленных звуков, выделение первого звука, деление слов на слоги проводятся дома в игровой форме. У родителей появляется возможность поделиться собственным опытом и получить опыт других семей в подготовке детей к школе. Кроме этого, в информационном уголке для родителей систематизируется информация под рубриками «Учите детей общаться», «Речевые логопедическиезадачи» идругие, которая постоянно обновляется.
Большое внимание уделяется организации преемственности детского сада и школ микрорайона. В план работы подготовительных курсов «Школы дошкольника» для воспитанников детского сада включены занятия учителя-логопеда в объеме трех часов. Такое взаимодействие позволяет учителям увидеть приемы работы с детьми, имеющими нарушения речи и выявить детей группы риска. Основными формами взаимодействия со школами являются: взаимопосещение занятий в ДОУ и школы, после которых учителя и специалисты ДОУ обсуждают вопросы адаптации, возможные затруднения детей. На совместных семинарах-практикумах учителя делятся своими знаниями, а учитель-логопед приемами преодоления дисграфии и дислексии. За «круглым столом» обсуждается преемственность программ дошкольного образования и начального общего образования. На таких мероприятиях как: «Дни открытых дверей», совместные родительские собрания родители знакомятся с учителями будущих первоклассников.
Оценить эффективность проведенной корекционно-развивающей работы позволяет разработанный учителем-логопедом мониторинг уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи, который проводится три раза в год. Он имеет четкую возрастную адресацию, его целью является детальное, глубокое изучение фонетико-фонематического нарушения каждого ребенка и выбор наиболее эффективных путей коррекции выявленных нарушений. Важным аспектом мониторинга является количественный и качественных анализ данных, которые заносятся в индивидуальный речевой профиль и обеспечивают объективную картину оценки динамики сформированности фонетико-фонематических нарушений. Анализ письменных работ первоклассников и отзывы их педагогов показал, что 86% выпускников логопедических групп в 2016 учебном году не столкнулись при обучении со специфическими нарушениями чтения и письма.
Работа в данном направлении дала следующие положительные эффекты:
87% родителей положительно оценивают коррекционно-развивающую работу по формированию фонетико-фонематической стороны речи;
68 % стали ее непосредственными участниками;
98 % педагогов используют разработанные нами методические и учебные материалы в работе с детьми.
Таким образом создание специальных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной организации способствуют своевременному выявлению и коррекции речевых нарушений у дошкольников, что является главным условием для успешного обучения в школе.