Картотека игр развития фонематического слуха дошкольников

Автор: Бакулина Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ №6 «Василёк» п.Шушенское, Красноярский край.
Материал может быть полезен педагогам дошкольного и младшего школьного образования, родителям для развития у детей фонематического слуха и речевой активности дошкольников.
Цель: развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речи двигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое проговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.
1. «Покажи, где звук».
Ребенок с завязанными глазами находится в центре комнаты. Другие дети становятся спереди и сзади (или справа и слева) от него и по очереди приводят в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки показывает, где он слышал звуки, то есть определяет направление источника звуков. Оборудование: звучащие игрушки: колокольчик, погремушка, барабан.
2. «Угадай, что звучит».
Логопед расставляет на столе несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и тому подобное. Педагог предлагает детям внимательно послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети только на слух, без зрительной опоры определяют, что звучало. Название каждого предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, с двух до пяти. Игра варьируется за счет замены игрушек другими звучащими предметами с целью постепенного усложнения для детей задачи определения звуков. Оборудование: звучащие игрушки и предметы: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка, стакан, деревянная палочка.
3. «Угадай, кто позвал». Выбирается водящий из коллектива детей. Дети по очереди называют имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен на слух определить и показать, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети должны позвать водящего? («Ау!»), а тот должен отгадать, кто его звал.
4. «Найди ошибку». Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Зачем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши. Затем логопед произносит это слово в следующих вариантах: «Вагон вакон фагон вагон- факон вагом» и т. д.
Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и произносит: «Бумага –пумага- тумага пумака- бумака» и т. д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши. Слова используются разные, сначала более простые по звуковому составу, затем более сложные. Оборудование: предметные картинки.
5. «4-й лишний». Из четырех слов, четко произнесенных педагогом, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных: Ком – ком – кот ком Канава – канава – какао канава Утенок – утенок – утенок котенок Будка – буква – будка буква Винт – винт – бинт винт Минута – монета – минута минута Буфет – букет – буфет буфет Билет – балет – балет – балет Дудка – будка – будка будка
6. «Закончи стихотворение». Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово: Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке (жук) Шел по лесу шустрый мишка, На него свалилась(шишка) Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь(двери). Мы собрали васильки, На головах у нас (венки). Как-то вечером две мышки Унесли у Пети(книжки) Пес козе принес букет, Сытный будет ей (обед)
7. «Найди лишний слог». Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети должны определить, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например: на-но-па; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.
8.
«Назови звук». Логопед с детьми становится в круг и говорит, что будет называть слова и выделять в них один звук, дольше или громче его произнося, а дети должны будут назвать только этот звук, когда взрослый бросит мяч им, например, «матррррешка», а они должны будут сказать: «рь», «молллоко» «л», «самолллет» «ль» и т.д.
9. «Хлопни в ладоши». Логопед называет слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком, например: для детей 5 лет лучше брать односложные и двусложные слова типа: бак, рога, сад, баня, бок (выделение слова со звуком [б]); для детей 6 лет лучше брать одно-, двух- и трехсложные слова типа фигура, Полина, метро, финики, филины( выделение слова со звуком [ф’]); для детей 7 лет можно брать слова различной слоговой структуры: колесо, бабочка, воздух, фасоль, леска ( выделение слова со звуком [л’]).
10. «Сколько гласных – столько и кружков». Детям раздается по несколько одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу и т. п. Дети должны выложить на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед. Оборудование: одноцветные картонные кружки.
11. «Определи первый звук». Педагог предлагает детям прослушать слова и назвать звук, который они услышат в начале каждого слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.
12. «Отгадай первый звук загадки». Логопед предлагает детям отгадать загадку и назвать первый звук в отгадке: Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук) Летом снег! Просто снег. Снег по городу летает. Почему же он не тает? (Пух) Я на ветке сижу, Букву Ж все твержу. Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом. (Жук) Мягкие лапки, А в лапках царапки. (Кот) Дом тенистый тесноват, Узкий, длинный, гладкий, В доме рядышком сидят Круглые ребятки. (Горох) Что копали из земли. Жарили, варили, Что в золе мы испекли. Ели и хвалили? (Картофель)
13. «Чудесный мешочек». Логопед помещает в мешочек или коробку картинки, на которых изображены предметы, в названии которых заданный звук встречается в начале и конце слова. Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение заданного звука в слове. Оборудование: мешочек или коробка, предметные картинки (например, на звук С):
14.«Карточки». Детям раздаются карточки, разделенные на три части (означающие местоположение звука в слове в начале, середине и конце), и фишка. По заданию логопеда, называющего слова, дети должны поместить фишку в ту часть карточки, которая соответствовала местоположению заданного звука в слове. Оборудование: карточки по количеству детей, фишки.
15. «Внимательные ушки». Взрослый настраивает детей, чтобы они очень внимательно слушали и определяли, какой звук стоит перед звуком [П] в слове КАРП, перед звуком [М] в слове ХОЛМ, перед звуком [Ф] в слове ШАРФ, перед звуком [Т] в слове ХЛЫСТ и т.д.
16. «Цепочка». Выбирается ведущий из ряда детей. Ведущий называет слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.
17. «Найди новое». Логопед называет детям слова и в каждом просит отыскать и собрать два или три новых слова, например, ПОЛЯНА – пол, Оля, Яна. Слова для разбора: смородина, стрекоза, дедушка, кружка, линейка, сумка, форточка, корабль, колесо, апельсин, кастрюля. 18. «Замени звук». Логопед произносит слово и просит в нем заменить первый, второй или третий звук, чтобы получилось новое слово: например: балет билет Слова для игры: олень, машина, Толя, Маша, Таня, стол, сетка, норка.