Доклад возможности специально организованных умений младшего школьника


Доклад
«Возможности специально организованных речевых ситуаций в развитии коммуникативных умений младшего школьника»
Учитель нач.кл.: РябоваН.Л.
(1 категория)
Возможности специально организованных речевых ситуаций в развитии коммуникативных умений младшего школьника
Ориентация на формирование речевых умений и навыков, повышение уровня коммуникативной компетенции приобретает первостепенное значение в контексте сегодняшнего времени и побуждает учителя к постоянному поиску путей и созданию психолого-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала учащихся, реализации их в речевой деятельности и самовыражения на рефлексивной основе. Как показывает анализ методической литературы и практический опыт преподавания, речь - важнейшее средство передачи мыслей и чувств, инструмент познавательной деятельности младшего школьника. Она формируется в неразрывной связи с психическими процессами (мышлением, воображением, памятью, восприятием). Поэтому наиболее благоприятным условием развития речевых умений и навыков является такая позиция учителя, в основе которой лежит управление мыслительной деятельностью учащихся через коммуникативно-деятельное обучение.
Работу по формированию речевой деятельности следует начинать с момента поступления первоклассников в школу и изучения их индивидуальных особенностей. Развитие коммуникативных умений и навыков происходит на основе коммуникативно-деятельной системы обучения, которая дает возможность развивать все виды речевой деятельности (умения слушать и говорить, читать и писать), развивать интерес к языку, речи и художественной литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающим. Коммуникативная ориентация в образовательном процессе дает практическое представление о языке, как о важнейшем средстве общения. Учиться общению, общаясь, - вот основная характеристика формирования речевой деятельности в практике педагогической работы.
Важно помнить, что перспективность работы по коммуникативному направлению заключается всего практической значимости для развития речевых умений и навыков в коммуникативно-деятельном обучении и возможности самореализации внутреннего потенциала учащихся в условиях модернизации школьного образования и предстоящего перехода в среднее звено.
Сотрудничество учителя и учащихся, основанное на включении каждого ребенка в ситуации речевого взаимодействия и общения является ведущей педагогической идеей.
В диапазон выполняемой работы по данной проблеме входит использование учителем различных методик и апробирование элементов инновационных технологий, направленных на развитие речи и формирование коммуникативных умений и навыков и представлен единой системой «урок – внеклассная работа». Структурными составляющими целенаправленной педагогической деятельности коммуникативного направления является:
Создание психолого - педагогических условий для развития коммуникативных умений и навыков младших школьников.
Организация учебных занятий и внеклассных мероприятий, имеющих речевую направленность и ведущих к самореализации творческого потенциала учащихся начальной ступени обучения.
Диагностика речевых способностей учеников в учебно-воспитательном процессе.
Проблема формирования речевых умений и навыков давно является объектом изучения и разработок психологов, лингвистов, педагогов. Так, выдвинутая Л.С. Выготским идея о том, что речь ребенка формируется в процессе практической деятельности. Язык, будучи средством обобщения и отражения действительности в сознании человека, используется как средство общения людей, и в этом проявляется его коммуникативная функция, осуществляемая в речевой деятельности. По исследованиям Н.И. Жинкина механизмов развития речи детей ясно, что большое влияние на формирование речевой деятельности ребенка оказывает речевая среда, в которой находится школьник и неосознанное усвоение правил языка, которое происходит через речевое взаимодействие или общение. Выводы И.Г. Гальперина говорят о том, что результатом речевой деятельности ученика, как устной, так и письменной, является текст, в котором реализуются функциональные возможности языка, его коммуникативная направленность. Идея К.Д.Ушинского свидетельствует о том, что «содержание речи ребенка вытекает из его жизненного опыта, из потребностей жизни ребенка, из его игровой, познавательной, бытовой, трудовой деятельности», то есть имеет коммуникативную направленность в ее развитии. Разработанная Т.А. Ладыженской система обучения связной речи на основе коммуникативных умений, в которой условия обучения приближены к естественным условиям общения. На уроке ученик вводится в речевую ситуацию, что вызывает у него потребность в коммуникации.
Данная проблема актуальна в наше время и раскрывает инновационное насыщение и построение речевых уроков, направленных на индивидуальное развитие речевой деятельности, диагностирование коммуникативных умений и навыков школьников в процессе обучения, в подборе способов и методов их корректировки.
Итак, целью деятельности педагога по формированию речевых умений и навыков является индивидуальное развитие ребенка, его успешная социализация и активная адаптация в обществе основанные на формировании опыта коммуникативной деятельности.
Достигать положительных результатов учителю представляется путем решения следующих задач:
создание психологического комфорта, введение учащихся в ситуацию эмоционально - положительного общения на уроках и внеклассных занятиях;
совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение умениями строить диалог, составлять монологические высказывания;
реализация коммуникативных способностей учащихся начальной ступени обучения;
диагностирование развития коммуникативных умений и навыков учащихся и их корректировка на конструктивной основе.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности используются разнообразные формы, методы и средства организации образовательного процесса.
Ведущей деятельностью ребенка младшего школьного возраста является учебная деятельность, а наиболее значимым и авторитетным взрослым – учитель. Важным условием для успешного овладения учебной деятельностью в целом и отдельными ее компонентами является стиль взаимоотношений учителя и учащихся. Первоклассник, впервые пришедший в школу, сможет включиться в ситуацию учебного взаимодействия и общения с учителем только при условии установления позитивных взаимоотношений между ними. Это окажет непосредственное влияние на развитие речевой деятельности ребенка. Поэтому целенаправленной становится работы по созданию психологически комфортных условий организации совместной деятельности педагога и учащихся. Введение учащихся в ситуацию эмоционально - положительного общения на уроках и внеклассных занятиях обеспечивается благодаря следующим приемам:
«Настрой на работу». Каждый определенный тип работы нуждается в настрое, так называемой процедуре «входа в урок». Сама процедура бывает разнообразной: короткие стихотворения, слушание музыки в начале урока, психологическая установка на успех.
«Включение положительных эмоций». Ввести детей в ситуацию положительного общения помогает улыбка. Это не только приветствие, но и эмоциональное обращение к детям, которое сближает, вселяет уверенность, спокойствие, создает условия для раскрытия ребенком своего внутреннего мира.
«Примеры бесконфликтного общения». Как показывают наблюдения, введение в урок примеров положительного общения создает благоприятную обстановку, что позволяет максимально включаться учащимся в ситуации речевого взаимодействия, приводит к повышению уровня усвоения изучаемого материала.
Под речевой деятельностью подразумевается активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказывания, осуществляемый с помощью языковых средств, в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Формирование речевой деятельности рассматривается как развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников.
В решении проблемы развития коммуникативных умений и навыков детей в педагогической практике прослеживаются следующие направления работы:
тренировка речевого аппарата учащихся, развитие их артикуляционных умений, устранение различных недочетов произношения;
постепенное наращивание словарного запаса школьников, обучение их точному пониманию значения слова и условий его употребления;
активизация языковых средств художественной выразительности речи;
усвоение сочетания слов, словосочетаний, овладение правильным построением предложений разных типов;
усвоение умений передачи устной (овладение интонацией, паузами, логическими ударениями) и письменной (расстановка знаков препинания, орфографически и каллиграфически правильное письмо) речи;
усвоение ряда конкретных умений в построении связного текста.
Вся эта работа отражена в педагогическом опыте и реализуются на нескольких уровнях:
фонематический (формирование звуковой культуры речи)
лексический (усвоение лексического значения слов)
синтаксический (усвоение норм орфографии и пунктуации).
Фонематический уровень -реализуется в использовании речевых разминок. Для развития гибкости речевого аппарата, для выработки у детей правильного дыхания, темпа, тона и ритма речи в урок систематически вводятся скороговорки, чистоговорки, стихи с договариванием, загадки, считалки. Тренировка с данным речевым материалом осуществляется в парной, групповой и коллективной формах деятельности.
Например:
- работа в парах: составление из слов-карточек готового высказывания, озвучивание предложений с разным темпом (быстро – медленно), изменение тона высказывания (громко – тихо), чтение стихотворных диалогов по ролям;
- работа в группах: чтение предложений с разной интонацией или передачей разных чувств (радости, тревоги, жалости, восхищения и др.), хоровое чтение стихов;
- коллективная работа: изображение поступков героев или состояний природы цветом.
Лексический уровень - предполагает усвоение учащимися новых слов и их значений, понимание их смысла, активизацию словаря.
Обогащение словарного запаса учащихся – это верный путь к слову. Для увеличения подвижности запаса слов ребенка в опыте используются речевые упражнения и игры, такие как: «Найди лишнее слово», «Замени одним словом», «Продолжи ряд слов», «Образуй новые слова», «Раскрой разные значения слова», которые пробуждают интерес к слову, являются важным условием для формирования ассоциаций в сознании ребенка. Знакомство со значением слов и выражений связано с конкретной речевой ситуацией и реализуется всеми доступными средствами, включая мимику, жесты, музыку, творческую импровизацию.
Отдельно следует выделить речевые игры, способствующие развитию логического мышления, в первую очередь такой мыслительной операции как обобщение. Наблюдения показывают, что обобщение - одна из логических операций, которая имеет определяющее значение среди других в развитии речевой деятельности.
В форме соревнования групп сменного состава проводится игра «Что такое хорошо, и что такое плохо», в ходе которой дети находят достоинства и недостатки предлагаемого предмета.
«Фантазеры» придумывают десять применений лопнувшему шарику, пустому стержню, обертке от шоколада, пустой коробке и др.
Игра «Третий лишний» учит детей выделять общий признак в словах: например: голубой, красный, спелый; рисовать, бежать, лететь.Важное значение в опыте работы уделяется обогащению словарного запаса школьников. Словарь является полезным пособием для коммуникативного развития младшего школьника, вызывает интерес к слову, словообразованию. Как показывает практика, малый объем словарного запаса детей, недостаточное знание смысловой нагрузки языкового материала вызывает потребность организации словарной работы в том числе с толковыми словарями. Данное направление реализуется в групповой, парной совместной форме деятельности.
Для развития умения точно выражать свои мысли, устранять однообразное употребление слов в речи, определять значения употребления многозначных слов, практически на каждом уроке используются задания, требующие установления причинно – следственных связей, правильного проведения сравнения. Например:
«Я начну, а ты продолжи». Учитель называет одно предложение: «Наступила зима…». Дети по «цепочке» продолжают развивать данную тему, рисуя словесные картины или повествование.
«Собери поезд» из слов-«вагончиков». Дети находят связь между предметами и составляют рассказы.
«Строители» правильно выстраивают смысловую конструкцию предложения: «Коза принесла корм девочке». «На ветке сидел воробей и каркал». «У бабочки крылышки большие, а у стрекозы прозрачные».
Для успешной реализации учащихся в учебной деятельности необходимо обогащение их словарного запаса научными понятиями. Практика показывает, что эффективным является использование приема определения понятий (работа с терминами и определениями), состоящего из таких операций, как
осознание определения, понятия
определение ключевого слова
выделение общих и отличительных признаков
выделение существенных признаков.
Расширению словарного запаса, развитию логического мышления, формированию интереса к учебному занятию, повышению коммуникативной культуры учащихся способствует введение языкового материала (пословиц, поговорок, ребусов, кроссвордов). Особый интерес учащихся вызывают внеклассные мероприятия, включающие разносторонний языковой материал.
Для формирования образного мышления и яркой выразительности речи в опыте используется работа с языковыми средствами: сравнениями, метафорами, синонимами, эпитетами, антонимами.
Синтаксический уровень - включает в себя работу над словосочетанием, предложением и текстом.
Основной задачей на этом этапе является работа по формированию умения структурного построения предложений.
«Доскажи слова в предложении, которые начинаются с данных букв – Н…. з….о….» (Наступила золотая осень. Надя захотела огурец. Наш зонт оранжевый);«Согласуй слова в предложении, чтобы получилось как можно больше предложений» (медведь, крепко, в, зимой, берлоге, спит);
«Узнай меня». Несколько человек получают предметные картинки и рассказывают о предмете, указывают его признаки, не называя его. Остальные ученики угадывают, о чем шла речь, поправляют, дополняют.
В «Шкатулке сказок» лежат цветные кружочки. Доставая их, дети называют предмет такого же цвета и придумывают словосочетания, предложения, тексты.
Задачей педагога, формирующего коммуникативные умения и навыки является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого на каждом уроке организуется парная и групповая работа, в результате которой дети не утомляются, находятся в тесном контакте друг с другом. Применение таких форм уместно в структуре занятия на этапе целеполагания, актуализации опорных и предложения новых знаний, при закреплении материала, контроле и оценке знаний. Дети работают по принципу взаимообучения, что способствует формированию адекватной самооценки учащихся.
Работа в парах организуется с использованием частично–поискового и исследовательского метода обучения, что ведет к овладению коммуникативными умениями и навыками: учит детей слушать и слышать своего собеседника, давать и принимать советы, работать в едином темпе.
Опыт работы показывает, что ребенок охотно принимает данную форму обучения, так как это позволяет ему учиться объективно сравнивать собственные умения с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнением других.
На каждом уроке, я стремлюсь создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует и развитию коммуникативных способностей, и воспитанию нравственных начал. Как показывают наблюдения, игра позволяет сохранить познавательную активность и облегчить сложный процесс учения. В игре дети раскрепощаются, у них не только развивается мышление, внимание, память, воображение, но и повышается коммуникативная активность их речи.
Обязательным условием эффективности деятельности учителя является постоянный анализ достижений учащихся. Анализ результатов диагностических исследований, во-первых, позволяет отследить уровень сформированности речевых умений и навыков школьников, понимание ими причинно – следственных связей слов в предложении, умения использовать свой словарный запас в ситуации общения; во-вторых, диагностика позволяет выявить сильные и слабые стороны самого учителя, помогает скорректировать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Для отслеживания уровня развития коммуникативных способностей младшего школьника в условиях учебного процесса основным диагностическим методом является наблюдение, при котором изучается коммуникативная направленность поведения детей: их настрой на общение, желание вступать и поддерживать диалог, как на уроках, так и во внеурочное время. На основании данного метода определяются уровни развития коммуникативных умений и навыков: достаточный, критический и недостаточный.
Еще одним методом диагностики является тестирование. Тест представляет собой целенаправленно проводимое испытание для всех обследуемых. Тестовое исследование отмечается большой точностью, доступностью для измерения. Тестовые задания разрабатываются на материале учебных предметов.
На основании результатов диагностики составляются индивидуальные карты развития учащихся. В карту обследования речевой деятельности входят следующие показатели:
Понимание речи;
Развитие устной речи (грамматический строй, фонетический уровень, темп, произношение);
Развитие письменной речи.
Обобщая сказанное, хочется процитировать слова из «Трактата… «Школа жизни»» замечательного педагога Ш.А. Амонашвили о том, что «только сотрудничество учителя и ученика, основанное на включении каждого ребенка в ситуации речевого взаимодействия и общения, делает возможным, чтобы воспитание опережало обучение, а обучение опережало развитие».
Список литературы
Выготский, Л.C. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский - М., 1956.- 448 с.
Деревянко, Р.И. Особенности мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников [Текст] / Р.И. Деревянко Р.И. - М., 1983.-27 с.
Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста [Текст] /Е. А. Екжанова, Е. А.Стребелева. СПб.: КАРО, 2008.- 336 с.
Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст]/ С.А.Козлова, Т.А.Куликова- М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 432 с.
Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии[Текст] / Б.Ф. Ломов. – М.: -Наука, 1981. – 354 с.
Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А.Леонтьев.- - М.:. Просвещение, 2005. - 214 с.
Лисина, М.И.Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Институт практической психологии, 1997.- 384 с.
Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения[Текст] / М.И. Лисина. М.:1996.- 144 с.
Лисина, М.И., Сарториус, Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников [Текст] / ред. Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2000. - 169 с.
Лисина, М.И., Смирнова, Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками [Текст] / ред. Я.Л. Коломинского. Минск: Сила, 2005.- 194 с.
Корепанова, М.В. Харламова, Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и родителей [Текст] / М.В.Корепанова, Е.В. Харламова.- - М.:. Дом РАО; Баласс, 2005. - 48 с.
Коломинский, Я.Л. Психология общения [Текст] / Я.Л. Коломинский. - М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.
Образовательная система 2100 [Электронный ресурс] / http://www.school2100.ru/ / Режим доступа: http:// http://www.school2100.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Проблемы общения в социальной психологии [Электронный ресурс] /http://xreferat.ru/ Режим доступа: http://xreferat.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Изучение коммуникативных свойств личности в психологии [Электронный ресурс] /http://xreferat.ru/ Режим доступа: http://xreferat.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Развитие коммуникативных умений младших школьников [Электронный ресурс] /http://ext.spb.ru/ Режим доступа: http://ext.spb.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Проблемы общения в социальной психологии [Электронный ресурс] /http://xreferat.ru/ Режим доступа: http://xreferat.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Развитие коммуникативных навыков у детей [Электронный ресурс] /http://xreferat.ru/ Режим доступа: http://xreferat.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Филичева, Т.Б. Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи [Текст] /Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова - М., 2000. – 150с.
Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] /http://www.dslib.net/ Режим доступа: http://www.dslib.net/, свободный. – Загл. с экрана.
Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной взросло-детской (партнерской) деятельности [Электронный ресурс] /http://www.bibliofond.ru/. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] /http://nsportal.ru/. Режим доступа: http://nsportal.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Эльконин, Д. Б. Развитие речи и обучение чтению [Текст] / Д. Б. Эльконин — М., 1989.- 239 с. 
Приложение
Игры на развитие коммуникативных навыков.
Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.
Хороводная игра «Ау!»
Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.
Ход игры. Ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Подвижная игра «Возьми игрушку»
Цель. Развивать навыки общения, умения просить.
Ход игры. Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми пожалуйста… (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель. Воспитывать уверенности в себе, в своих силах.
Ход игры. Ребёнок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”. Для неговорящих детей показать.
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).Творческая игра «Рукавички»
Цель. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Ход. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов  раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.
Игра-драматизация «Подарок на всех»
Цель. Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Ход игры. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы…
Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель. Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других.
Ход игры. Педагог  читает детям стихотворение или рассказ по заданной теме, дети изображают ситуации при помощи картинок на столе или фланелеграфе.
Подвижная игра «Не намочи ног»
Цель. Учить проявлять взаимопомощь, взаимовыручку.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото. Детям дается по две дощечки. Обоим надо перейти по этим дощечкам – мостикам на другой берег.
Игра-упражнение «Пожалуйста»
Цель. Вырабатывать навык употребления «Волшебных слов».
Ход игры. Всё становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.
Игра-драматизация  «Репка»
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
Цель. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, развивать у них выразительность интонации, мимики, движений.
Ход игры.Педагог рассказывает сказку, дети-артисты, включаются в игру по ходу сказки. В конце игры, можно предложить детям поводить хоровод, устроить праздник  урожая.
Дидактическая игра « Не поделили игрушку»
Цель. Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.
Ход игры. Педагог сообщает, что сегодня к ним прилетел Карслон и оставил много игрушек. Педагог достает из сумки новые игрушки, они все разные. Педагог предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает за ними со стороны. Если в группе складывается конфликтная ситуация из-за игрушек, педагог успокаивает детей и предлагает разобраться всем вместе в сложившийся ситуации.Подвижная игра «Танцоры и музыканты»
Цель.Учить детей пользоваться общими вещами, уступать друг другу, выражать симпатию другому ребенку.
Ход игры.Игра проводится под музыкальное сопровождение. Взяв куклу, педагог показывает, как можно с ней танцевать. Потом, он позывает 3-4 детей, предлагает каждому выбрать куклу. Дети с куклами становятся вокруг педагога и вместе с ним выполняют плясовые движения. Во время выступления «танцоров» остальные  участники подпевают и выполняют роль музыкантов (играют на своих кулачках, как на дудочках, или изображают игру  на гармошке). После пляски, передают свои куклы, тем кто еще не плясал, выражая свою симпатию определенному ребенку.
Творческая игра «Страна вежливости»
Цель.  Учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия. Учить общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг  к другу.
Ход игры. Педагог предлагает отправиться в страну Вежливости. Сначала нужно вспомнить вежливые слова. Далее педагог читает стих. В. Солоухина «Здравствуйте», дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении.
Творческая игра «Кто здесь кто?»
Цель. Учить средствам жестикуляции и  мимики, передавать наиболее характерные черты персонажа сказки
Ход игры. Педагог предлагает детям сыграть небольшие спектакли по известным сказкам, изображая героев средствами мимики и жестов.
Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»
Цель. Дать  детям понятие, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.
Ход игры. Педагог спрашивает детей, знают ли они,  что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может обидеть, огорчить, рассмешить человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить. Педагог  читает стихотворение, а затем жестами и мимикой показывать его, дети повторяют за педагогам.
Игры - ситуации
цель. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Ход игры. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Две девочки  поссорились –помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
5. Ребёнок плачет – успокой его.
6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
Игра - инсценировка «Мой день»
Цель. Развивать умение видеть и понимать себя и окружающих, внешний и внутренний мир.
Ход игры. Чтение стих. «Мой день». Беседа о прочитанном. Предложить детям рассказать, как себя ведут, что умеют делать самостоятельно, можно отобрать нужные картинки или нарисовать.
Сюжетно-ролевая игра «Буратино и дети»
Цель. Учить детей оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова.
Ход игры. В группу входит Буратино. Здороваются. Говорят, что хотели бы посмотреть, как ребята живут. Дети показывают свои игровые уголки, игрушки и др. Буратино предлагает поиграть всем вместе, интересуется умеют ли дети дружно играть. Буратино загадывает детям загадки. Дети отгадывают. Повторяют правила вежливого общения.
Игра-имитация «Обезьянка»
Цель. Развить способность подражать мимике и жестам.
Ход игры. Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой, остальным детям повторять все его движения: обезьянка шагает - все шагают, обезьянка поднимают руку - и дети тоже.
Сюжетно-ролевая игра «Маленькие помощники»
Цель. Приучать детей помогать в работе по дому, учить  совместной деятельности и общению.
Ход игры. Педагог читает стихотворение. В нужное время по его сигналу каждый из детей показывает, как он умеет выполнять свою работу.
"Магазин игрушек"
Цель. Игра учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закрепляет навыки общения в общественных местах.
Дидактический материал - игрушки.
Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит:
У нас открылся магазин! Посмотрите, сколько в нём красивых игрушек! Вы сможете их купить, но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть её, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает её и продаст вам.
Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры:
Здравствуйте! Я хочу купить у вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети.
Продавец подаёт покупателю мяч.
Спасибо, какой красивый мяч! - говорит педагог и садится на стул, держа в руках мяч. Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у неё длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки. Продавец подаёт игрушку-лису. Покупатель благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят игрушки. Роль продавца могут выполнять несколько ребят по очереди.
«Менялки»
Цель. Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.
Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
«Мост дружбы»
Инструктор просит детей образовать пары, придумать и показать какой- нибудь мостик ( при помощи рук, ног, туловища). Например, соприкоснувшись головами или ладошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы построить мостик втроем, вчетвером и т. д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все бе «Передай мяч»
Цель. Снять излишнюю двигательную активность.
В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.
«Слушай команду»
Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
«Запрешено движение»
Цель. Учить играм с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например цифры 5. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).
«Слушай хлопки»
Цель. Тренировать внимание и контроль двигательной активности.Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другу позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
«Давайте поздороваемся»
Цель. Снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: один хлопок – здороваемся за руку; два – здороваемся плечами; три хлопка – здороваемся спинами. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
«Комплемент»
Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.
«Сороконожка»
Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».
«Приветствие»
Дети разбиваются на пары и по команде инструктора быстро здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, спина со спиной, ухо с ухом и т. д. Дети могут поменять несколько партнеров.
«Ладонь в ладонь»
Дети разбиваются на пары, прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, в которой можно установить различные препятствия. Каждая пара должна их преодолеть, не разъединяя ладошек.
«Волшебная палочка»
Игра проводится стоя в кругу. Ведущий просит назвать дни недели по порядку. Ребенку дается палочка и задание: «Называй, начиная со среды».
«Доскажи словечко»
Цель. Уточнить, для чего нужны разные части тела.
Ведущий начинает предложение, дети заканчивают.
«Головой мы что делаем? (Думаем!)
Ушами мы что делаем? (Слушаем!)
Глазами…, носом…, ртом…, руками…,
Пальцами…, ногами…» и т.п.
«Один - много»
Цель. Закрепить умение детей называть части тела во множественном числе.
Ведущий: «У меня один, у вас (много)
У меня рука, у вас (руки),
У меня нога, у вас (ноги),
У меня плечо, у вас (плечи),
У меня нос, у вас (носы),
У меня волос, у вас (волосы),
У меня палец, у вас (пальцы)» и т.п.
«Найдите себе пару»
Цель. Игра развивает быстроту реакции, внимание, умение держать информацию в памяти и правильно выполнять задания. Играющие становятся попарно в круг, ведущий находится в его середине. По команде ведущего «лицом к лицу» игроки в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу. По команде «спиной к спине» - становятся спиной друг к другу. По команде «меняйтесь в парах» - каждый ищет себе другого партнера. В это время ведущий старается встать с кем-нибудь в пару. Тот, кто останется без пары, становится ведущим.
«Отгадай чей голосок? «Все играющие, кроме одного, образуют круг. Водящий становится в центр круга. Дети идут по кругу вправо, влево.
«Вот построили мы круг,
Повернемся разом вдруг.
А как скажем: «Скок, скок, скок!»
Отгадай, чей голосок?
Говорит один ребенок, после этого водящий открывает глаза и отгадывает, кто сказал слова. Если отгадывает, то тот, кто говорил, становится водящим.
«Угадай слово»
Игра проводится с мячом, который предается друг другу. Ведущий называет первый слог, ребенок должен продолжить: «Ка (-пуста), кар
(-тофель), чес (-нок)».