урок в 5 классе по теме площадь прямоугольного треугольника

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Площадь прямоугольного треугольника.



ФИО (полностью)
Романовская Анна Николаевна


Место работы
МБОУ г. Иркутска СОШ № 31


Должность
Учитель математики


Предмет
математика


Класс
5


Тема и номер урока в теме
Площадь прямоугольного треугольника (первый урок).



Базовый учебник
«Математика». 5 класс. Под редакцией В.В. Козлова и А.А. Никитина, 2012. (ФГОС. Инновационная школа).


Цель урока: формировать представление о площади треугольника; познакомить обучающихся с правилом нахождения площади треугольника и его использованием при решении несложных задач.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся находить площадь треугольника по формулам: S = a b/2; составлять алгоритм действий, рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать свою точку зрения; аргументировано отвечать на вопросы собеседников, оценивать себя и товарищей.

Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «площадь треугольника», «равнобедренный треугольник», «прямоугольный треугольник», вычислять площади треугольников по формуле. Решать задачи.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы:
по источникам знаний: словесные, наглядные;
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят правило вычисления площади треугольника, алгоритм вычисления площади треугольника;
-работают с текстом учебника;
-работают с технологической картой при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Структура и ход урока


Технологическая карта урока математики в 5 классе



Этап урока

Задачи этапа



Деятельность учителя



Деятельность ученика
Время
(в мин.)

Формируемые УУД







Познаватель-
ные
Регулятивные
Коммуникатив-
ные
Личностные

1
2
3
5
6
7
8
9
10


1
Организационный этап
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие учащихся.
Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с технологической картой.


Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки
2
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Прогнозирование своей деятельности
Умение слушать и вступать в диалог
Умение выделять нравственный аспект поведения.

2
Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий
Вступительное слово учителя.
Устный счет.
Повторение пройденного на прошлом уроке.
Задает обучающимся наводящие вопросы.
Историческая справка.
Решают примеры устного счета.
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.
6-7
Логический анализ объектов с целью выделения признаков.
Поиск и выделение необходимой информации.
Выделение и осознание того, что уже пройдено.
Постановка учебной задачи на основе известного.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Самоопределение

3
Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока
Вместе с учениками определяет цель урока.
Определяют цель урока.
4-5
Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.
Целеполагание
Постановка вопросов
Самоопределение

4
Первичное усвоение новых знаний
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: площади прямоугольника.
Создает проблемную ситуацию, входе решения которой учащиеся делают необходимый вывод.
Делают вывод о формуле нахождения площади треугольника.
6-7
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
Построение логической цепи рассуждений.
Планирование, прогнозирование
Умение слушать и вступать в диалог
Самоопределение

5
Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.


Обучающиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
2





6
Первичное закрепление
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выступает в роли тьютора для учащихся при выполнении заданий.
Обучающиеся выполняют задания
Делают записи в тетрадь по правилам и определениям. После выполнения задания выполняют проверку.

10
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.
Умение слушать и вступать в диалог,
Интегрироваться в группу;
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.
Самоопределение,
смыслообразование

7
Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Направляет рабо
·ту обучающихся.
Самостоятельно решают задачу. Отвечают на вопрос.
4-5
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ объектов и синтез
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата
Умение слушать и вступать в диалог,
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
Ориента-
ция в межлично-стных отношениях

8
Подведение итогов урока
Самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Подводит итоги работы в классе.
Отвечают на поставленные вопросы.
Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке
2-3
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.
Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся

9
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Задает домашнее задание.
Учащиеся записывают домашнее задание
2

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка
Нравственно этическая ориентация

10
Рефлексия.
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем.
-С каким настроением вы уйдете с урока?
Оценивают свою работу.
1-2

Оценка своей деятельности.

Смыслообразование


Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников

I. Организационный этап
Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята, я рада вас всех видеть! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики?
Проводит инструктаж по работе с технологической картой: На столах у вас лежат листочки, которые называются технологическими картами. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания.






Обучающиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с технологической картой.

II . Актуализация знаний.
1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета.



2. Мотивация
А) Чем мы занимались на прошлом уроке?
Б) Зачем нам надо уметь находить периметр прямоугольника? треугольника? Что необходимо знать, чтобы найти периметр фигуры? Что известно о треугольниках? виды треугольников?
3. Найдите периметр фигур, изображенных на ваших картах.
Можем ли мы найти площадь этих фигур?
4.Сегодня мы работаем с треугольниками.


1 Учащиеся решают примеры устно.
25 · 4 =100;
125 · 8 = 1000;
12 ·5 ·20 =1200;
10· 26 = 260;
22 · 4 · 25 = 2200.

2. Отвечают на вопросы:
А) Рассматривали фигуры, четырехугольники, находили периметр и площадь прямоугольника, квадрата
Б) Чтобы использовать в жизни: в строительстве, в сельском хозяйстве, дома и т.д.



3. Записывают данные в тетради.

Отвечают на вопросы учителя.


III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.
1.У любой фигуры можно найти площадь.

Проблема: как найти площадь треугольника?
Что вы заметили? Как можно решить задачу, не подсчитывая число квадратных сантиметров?

Какие измерения и дополнительные построения необходимо выполнить для нахождения формулы площади треугольника?
Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока?









Делают вывод: Треугольник можно достроить до прямоугольника. Найти площадь прямоугольника и поделить ее пополам.
Площадь можно найти по формуле: S = a · b/2.
Измерить катеты прямоугольного треугольника.
Цель урока: научиться находить площадь треугольника.

IV. Первичное усвоение новых знаний.
- Итак, тема нашего урока созвучна цели урока.
- Как называется тема нашего урока?
Записываем ее в тетрадь.
- Повторим, как найти площадь треугольника, что нужно знать?
Запишите формулу для нахождения площади треугольника.
Отвечают на вопросы:


Тема урока: «Площадь. Формула площади треугольника».

- Чтобы найти площадь треугольника надо знать его катеты.

- S = a13 QUOTE 1415b/рb/2


V. Физминутка.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

VI. Первичное закрепление.
Для закрепления знаний, нам нужно решить задачи:
Найти площадь прямоугольного треугольника с катетами 34 см и 15см.
Найти площадь прямоугольного треугольника с катетами

Найти площадь прямоугольного треугольника с катетами 13 QUOTE 1415


Решают задачи в тетрадях и у доски. Обмениваются тетрадями и проверяют решение.

S=a*b/2
S=34 ·15/2 = 255 (см2)
Ответ: площадь треугольника равна 255 см2.
2. S=a*b/2
S=(5 1/2*42/3):2=65/6
Ответ: площадь треугольника равна 65/6 13 QUOTE 1415см2 .
3.S=a*b/2 S=(3 4/9*5 7/31):2=65/6
Ответ: площадь треугольника равна 9 см2 .

VII. Первичная проверка понимания

Выполняют работу по вариантам на карточках.

VIII. Подведение итогов урока.
-Какую задачу мы ставили на уроке?
-Удалось решить нам поставленную задачу?
-Каким способом?
-Какие получили результаты? По каким формулам находятся площадь треугольника?
-Что еще нужно сделать?
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
-Над чем еще нужно поработать?
-Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя.
Отвечают на поставленные вопросы.







Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки.


IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Сегодня мы говорили о площади треугольника. На следующем уроке мы будем решать более сложные задачи. Дома посчитайте площади фигур, изображенных на ваших карточках.
Спасибо за работу на уроке!






Учащиеся внимательно слушают.
Всем выучить формулы.


X.Рефлексия.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Передайте своё настроение с помощью изображения треугольника.
Оценивают свою работу и свое настроение в конце урока.












Заголовок 215