Рабочая программа — внеурочная деятельность по общекультурному направлению «Музыка и дети»

Внеурочная деятельность по общекультурному направлению
«Музыка и дети»

Пояснительная записка

Проблема культурного развития личности, формирование ее духовности находятся сейчас в числе приоритетных.
Есть хорошая русская пословица «Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло». В мудрости этих слов вряд ли можно сомневаться, поэтому нужно как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, родному языку, живой интерес к народному творчеству, меткому выразительному слову, русским культурным традициям. То, что упущено в детстве никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это касается всех сфер духовной жизни ребенка.
Музыка является мощным средством художественного воспитания детей. К сожалению сельские дети не имеют возможности побывать в театрах, сходить на концерт или просто посещать музыкальную школу. Одного урока музыки в неделю, предусмотренного программой, недостаточно для музыкального воспитания детей. Кружок «Музыка и дети» позволит расширить музыкальное образование детей, их кругозор. На занятиях кружка ребята познакомятся с элементарными музыкальными понятиями, простейшими практическими навыками, разнообразными музыкальными произведениями, народными традициями. Дети смогут проявить и реализовать свои музыкальные и артистические способности.
Цель:
Создание условий для развития творческой личности через занятия музыкой.
Задачи:
Приобщать детей к миру большого музыкального искусства, музыкальному народному творчеству, к прекрасному. Учить любить и понимать музыку.
Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма и такта, формировать опыт хорового исполнительства.
Воспитывать у детей интерес к музыке.
Программа кружка «Музыка и дети» предназначена для детей младшего
школьного возраста и рассчитана на 2 года обучения.
Количество учебных часов в неделю – 1 час:– 34 часа в год.
Содержание обучения
1. Музыка в жизни человека.
Вводное занятие. Композитор, исполнитель, слушатель. Жанры музыки. Роль музыки в жизни человека.
2. Музыка композиторов классиков детям.
Знакомство с композиторами классиками (П.И.Чайковский, М.И.Глинка, Л.В.Бетховен, Н.А.Римский-Корсаков и др., интересные страницы их творческой биографии), их произведениями.
3. Музыкальные игры.
Разучивание музыкальных игр: «Здравствуй, дедушка Мазай», «Звук и имитация», «Импровизация на заданный текст», «Инсценировки известных песен» и т.д.
4. Обучение игре на простейших музыкальных и шумовых инструментах.
Знакомство с простейшими музыкальными и шумовыми инструментами. Обучение способам игры на простейших музыкальных и шумовых инструментах (ложки, погремушки, металлофон, бубен, дудочки, барабан, колокольчики, маракасы, румба).
5. Путешествие в мир танца.
Расширение знаний о видах танцев. Обучение элементам народных плясок, хороводов, польки, вальса. Ритмико-двигательная импровизация.
6. Русская народная песня в творчестве композиторов классиков.
Слушание классических произведений, в которых композиторы используют народную мелодию (П.И.Чайковский, М.И.Глинка, С.В.Рахманинов, Р.К.Щедрин). Разучивание и исполнение русских народных песен, используемых в своем творчестве композиторами классиками.

7. Часы развлечений.
Музыкальные игры, конкурсы, викторины, ребусы и кроссворды на известном детям материале, выученном на уроках музыки и на занятиях кружка.

Разделы программы
Кол-во часов
В том числе




Теоретич. занят.
Практич. занят.

1.
Музыка в жизни человека
3
1
2

2.
Музыка композиторов-классиков детям
2
2


3.
Музыкальные игры
5

5

3.
Музыкальная азбука
3
3


4.
Шумовой оркестр
Обучение игре на простейших музыкальных и шумовых инструментах (металлофон, ложки, погремушки, маракасы и др.)
7

7

5.
Путешествие в мир танца
2
1
1

6.
Русская народная песня в творчестве композиторов-классиков
2

2

7.
Часы развлечений.
10

10


Всего часов
34
7
27


Ожидаемые результаты
К концу обучения в кружке «Музыка и дети» у детей должно быть сформировано умение:
- эмоционально воспринимать и различать выразительные особенности музыки;
- индивидуального и хорового пения;
- импровизации;
- умение работать в группе, коллективе;
- умение выступать перед публикой, зрителями.
Формой подведения итогов занятий младших школьников в музыкальном кружке являются выступления перед зрителями (родителями, детьми), проведение праздников и утренников в учреждении.

Методическое обеспечение программы
Одним из условий успешной реализации программы кружка является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
- регулирование активности и отдыха.
На занятиях широко применяются:
- словесные методы обучения (рассказ, беседа);
- метод наблюдений;
- наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, предметами, показ образца
движений и пр.).
Значительное место при проведении занятий занимают музыкальные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, памяти, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.
Существует большое разнообразие музыкальных игровых упражнений.
Примеры музыкальных игр.
«Здравствуй, дедушка Мазай!» Из числа детей выбирается водящий, он отходит в сторонку. Игроки сговариваются, на каком музыкальном инструменте они будут «играть», после чего подходят к водящему со словами: «Здравствуй, дедушка Мазай! На солнышко вылезай!» Водящий: «Здравствуйте, детки, где вы были, что вы видели?» Дети: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем.» Показывают «игру» на выбранном инструменте. Если водящий отгадывает инструмент, то тот на кого он укажет, становится водящим и игра продолжается.
«Узнай по голосу» Ведущий отворачивается, а остальные игроки по очереди нараспев произносят фразу «угадай по голосу», постаравшись максимально видоизменить свой голос. Ведущий должен угадать, кто произнес фразу. Если он дает правильный ответ, то тот, кого узнали, занимает место ведущего.
«Инсценировки известных песен» Дети выполняют ритмико-двигательные движения под собственное исполнение песен: «Два веселых гуся», «Ходит зайка по саду», «А я по лугу», «Жил-был у бабушки серенький козлик» и др.
Обязательный элемент каждого занятия – распевания. Распевание – это как утренняя зарядка для горла. Распевания помогают горлу разогреться и не слишком быстро уставать во время пения. Распевать можно различные открытые слоги, слова, фольклорные потешки и попевки, можно использовать начальные фразы известных авторских песен. Приемы распевания могут быть различны:
- распевание приемом «эхо»;
- распевание приемом «перекличка»;
- распевание приемом «соревнование».
На занятиях кружка «Музыка и дети» большая роль отводится импровизации. Это посильное музыкальное творчество детей, их собственное сочинение музыки и ее исполнение или оформление жестикуляции в заданном музыкой ритме, темпе и характере. Музыкальная импровизация может выражаться в разных видах – вокальном, инструментальном, двигательно-ритмическом. Каждый ребенок имеет возможность импровизировать индивидуально, как он умеет.

Техническое оснащение занятий
Занятия кружка «Музыка и дети» проводятся в музыкальном зале. Для организации кружка «Музыка и дети» необходимо следующее оснащение:
- музыкальные инструменты: пианино;
- технические средства обучения: компьютер, колонки, магнитофон, микрофон;
- диски с записями музыкальных произведений, электронные материалы;
- шумовые и простейшие музыкальные инструменты для детей (ложки, погремушки,
маракасы, румба, колокольчики, барабаны, бубны, металлофоны);
- костюмы и декорации.

Используемая литература
1. И.А.Агапова, М.А.Давыдова «Музыкальные игры и праздники», Москва, изд. «ДОМ.XXI век», 2007
2. С.И.Бекина, Т.П.Ломова «Музыка и движение», Москва, изд. «Просвещение», 2002 г.
3. Н.В.Бердникова «Весёлая ярмарка», Ярославль, изд. «Академия развития», 2005 г.
4. М.А.Михайлова «А у наших у ворот развесёлый хоровод», Ярославль, изд. «Академия развития», 2002 г.
5. Т.Н.Липатникова «Праздник начинается», Ярославль, изд. «Академия развития», 2001 г.
6. Г.М.Науменко «Фольклорная азбука», Москва, «Академия», 1996 г.
7. М.А.Давыдова «Праздник в школе», 2000 г.
8. М.А.Киреева «Праздники школьного календаря», Волгоград, 2008 г.
9.С.А.Миловский Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы»,Москва, «Музыка», 1977 г.
10. А.И.Казанцева, М.И.Короткова «Самый веселый детский праздник», Москва, «Эксмо», 2008 г.
11. С.П.Бублей «Детский оркестр», Ленинград, «Музыка»,1989 г.


Календарно-тематическое планирование


Тема занятия
Раздел программы
Дата

1
Вводное занятие. Правила ТБ.

Музыка в жизни человека


2
«Путешествие на остров Чунга Чанга»

Час развлечений


3
«Музыкальный зоопарк»
Музыка композиторов классиков детям


4
«Мир музыкальных звуков»

Шумовой орекстр


5
«Ритм – движение жизни»
Шумовой оркестр


6
«Ну-ка, нотки, встаньте в ряд»
Музыкальная азбука



7
«Потешки, попевки, заклички»
Русская народная песня в творчестве композиторов-классиков


8
«Царство балета»
Путешествие в мир танца



9
«Песни для детей»
Час развлечений



10
«Мы играем и поем»
Музыкальные игры



11
«Где живут ноты?»
Музыкальная азбука



12
«Композитор, исполнитель, слушатель»
Музыка в жизни человека


13
«Зимние напевы»
Шумовой оркестр



14
«Игры у елки»
Музыкальные игры



15
«Новый год у ворот»
Час развлечений



16
«Зимние забавы»
Час развлечений



17
«Оркестр и дирижер»
Шумовой оркестр



18
«Песня, танец, марш»
Музыка в жизни человека



19
«Детский альбом»
Музыка композиторов-классиков детям


20
«Угадай мелодию»
Музыкальные игры



21
«Юные солисты»
Музыкальная игра



22
«Такие разные танцы»
Путешествие в мир танца



23
«Цветик – семицветик»
Час развлечений



24
«Музыкальные краски»
Музыкальная азбука



25
«Страна Домисолькина»
Час развлечений



26
«Наш оркестр»
Шумовой оркестр



27
«Волшебная шкатулка»
Час развлечений



28
«Во поле береза стояла»
Русская народная песня в творчестве композиторов-классиков


29
«Русский народный оркестр»
Шумовой оркестр



30
«Сказочный мир превращений»
Музыкальная игра



31
«Космическое путешествие»
Час развлечений



32
«Юные музыканты»
Шумовой оркестр



33
«Ах, лето!»
Час развлечений



34
«Без музыки и песни нельзя на свете жить»
Час развлечений. Итоговое занятие.



15