Урок русского языка в 5 классе. Алфавит (урок – спектакль «Дорога к письменности»)


Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества(2013/14 учебный год)Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образованиеНазвание работы: Урок русского языка в 5 классе. Алфавит (урок – спектакль «Дорога к письменности»)Автор работы: Фоменко Лариса Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Красномихайловская СОШ»Яшалтинского района Республики КалмыкияМесто выполнения работы: с. Красномихайловское Яшалтинского района Республики Калмыкия «Изобретение письма и удобной записи на бумаге имело большое влияние на развитие человечества, чем любое другое достижение ума в деятельности человека.» Д.Г.Брестед . В очень далекие времена, когда люди не умели не писать, не читать, свои законы и верования, свои предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти. Им владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Для узелкового письма требовалась толстая и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке шнурок особым способом.Цвет имел большое значение. Черный узел обозначал смерть, белый- серебро или мир, желтый -золото, зеленый- хлеб На смену узелковому письму, пришло письмо в картинках. Нужно было рассказать об охоте - рисовали диких зверей, человеческие фигурки и.т.д.Зачастую такими рисунками человек украшал свое тело. Татуировка имела свое значение -узоры говорили о числе походов и побед. Свое древнее значение цвета сохранились и сейчас. С ними мы сталкиваемся в самых различных жизненных ситуациях. Враг выбрасывает белый флаг- значит, просит перемирия, весь в черном – траур по умершему. А сигналы на путях движения транспорта? Персидский царь Дарий получил от скифов, населяющие в древности южную Россию, подарки: Придумали такие книги древние египтяне III тыс. до н.э. Они выглядели в виде длинной-предлинной ленты- шагов сто длиной. Строчки писались не во всю длину ленты, а в несколько десятков или даже сотен столбцов. Существовали целые библиотеки, сделанные из плиток. Писец чертил свои знаки на мягкой глиняной плитке трехгранной заостренной палочкой. На плитке оставался след. После этого плитку обжигал горшечник. Книги из бересты возникли на Руси в XI веке и использовались для письма вплоть до 15 века. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем. Сворачивались берестяные грамоты так, что текст оказывался с наружной стороны. У папируса появился соперник- пергамент. Новый материал для книг оказался значительно лучше. Его можно было сгибать, фальцевать в тетради, сшивать в книги. На пергаменте стали писать с обеих сторон. Горит свеча. Писец выводит букву за буквой. Нужно быть очень внимательным. Если переписывалась книга на бытовую тему, можно вставить разговорный язык, богослужебную, писец обязан был строго придерживаться оригинала. Бумажные фабрики, или, как их тогда называли,»бумажные мельницы» появились в Европе. Книгопечатание распространилось в середине XY века, когда Иоганн Гутенберг в Германии напечатал Библию.Первопечатником в нашей стал Иван Федоров в 1564 году выпустил русскую книгу «Апостол» Книги- это судьбы людей, это жизнь во всех ее противоречиях. Это сложность человеческих отношений, тонкость и глубина психологии характеров, проведенные через авторское миропонимание и мировосприятие.