Юный пешеход рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС для младших школьников


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Федеральный Государственный Образовательный стандарт.
«Юный пешеход»
Автор-составитель:
Дмитриева Назира Владимировна,
учитель начальных классов
ПРОГРАММА
кружка «Юный пешеход»
внеурочной деятельности младших школьников ФГОС
(1 - 4 классы)
Пояснительная записка
Одним из основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения является обучение граждан правилам и требованиям безопасности движения.
В настоящее время проблема детского дорожно-транспортного травматизма остается одной из самых актуальных. Наиболее эффективной формой внеурочной деятельности является кружок «Юный пешеход».
Предлагаемая образовательная программа представляет собой курс по обучению школьников безопасности дорожного движения, пропаганды и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Основная цель программы –создание условий для эффективной работы системы по пропаганде безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
- обучить детей Правилам дорожного движения;
- привить осознанные навыки безопасного поведения на дорогах в условиях дорожно-транспортной среды;
- воспитать личность безопасного типа;
-сформировать у обучающихся устойчивые позитивные поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
- привить навыки , приемы пропаганды безопасности дорожного движения среди сверстников;
- повысить правовую культуру участников дорожного движения;
Общая характеристика программы
Приоритетными направлениями реализации программы являются: 1. Связь с жизнью
-связь с пассажирскими авто-предприятиями
-ОГИБДД УВД города.
- Центром обучения детей правилам ПДД
- музеем ГИБДД.
2. Преемственность в обучении.
3.Личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении.
4. Принцип интеграции: связь с общеобразовательными предметами эстетического, математического, естественнонаучного гуманитарного цикла через воспитание безопасности в сочетании с дидактическими и инновационными играми.
5. Принцип взаимодействия социальных ролей в комплексной системе: транспортное средство- водитель- пешеход- дорожные знаки – среда.
6. Система проблемно-развивающего обучения с применением творческой поисковой деятельности воспитанников.
7. Ситуационный метод, направленный на моделирование и анализ дорожных ситуаций.
8. Гражданское, правовое, нравственно-патриотическое воспитание активной жизненной позицией.
Программа состоит из трех разделов:
Правовая культура.
Законодательная база в области безопасности и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Изучение правил дорожного движения.
Правила дорожного движения, изучение истории развития ПДД.
Пропаганда безопасности дорожного движения.
Агитационно-массовая работа по пропаганде ПДД среди школьников, родителей через применение различных форм и методов, наглядной агитации, проведение массовых мероприятий.
В ходе реализации программы предусмотрены различные формы проведения теоретических и практических занятий: бесед, лекций, экскурсий, практических занятий на учебном перекрестке, конкурсов и соревнований.
Методы проведения теоретических и практических занятий: рассказ, беседа, чтение, разучивание стихов, песен. Моделирование дорожных ситуаций, изготовление наглядной агитации, макетов, рисование, просмотр документальных и учебных фильмов, ролевые и познавательные игры.
Место предмета в учебном плане
Кружок «Юный пешеход» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа в каждом классе: с 1 по 4 классы, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 135 часов.
Личностные результаты изучения программного курса « Юный пешеход»
1 уровень результатов
(приобретение школьником социальных знаний) 2 уровень результатов
( получение школьником опытасамостоятельного общественного действия)
О Законодательной базе в области обеспечения безопасности дорожного движения;
О Правилах дорожного движения;
О дорожной разметке;
О группах и значении дорожных знаков, видах перекрестков;
О направлении деятельности ГИБДД;
О правилах движения в жилой зоне и через железнодорожные пути;
О направлениях, приемах и формах агитационно-массовой работы с младшими школьниками по пропаганде ПДД;
О классификации транспорта, элементах дороги и ее составных частях
О правилах поведения в общественном транспорте;
О правилах безопасного движения на роликах, велосипеде в жилых зонах. Применять знания законов РФ;
Наблюдать и анализировать дорожную обстановку, прогнозировать дорожную ситуацию;
Распознавать транспортные средства в зависимости от их назначения;
Рисовать по памяти дорогу, ее элементы, дорожные знаки;
Применять сигналы регулирования дорожного движения;
Применять на практике приемы безопасного движения как пешеходы;
Моделировать дорожную ситуацию;
Вести работу по пропаганде ПДД;
Понимать и выполнять команды регулировщика;
Подготовить практическое занятие по дорожной безопасности для своих сверстников и младших школьников.
Распознавать транспорт по его классификации;
Применять правила поведения в общественном транспорте на практике;
Применять правила безопасного движения на роликах и велосипеде в жилых зонах.
Тематическое планирование кружка
«Юный пешеход».
1 класс 33 часа
№ Тема занятия Колич. часов дата
1 Введение. 1ч. Правовая культура 2ч 2 Законодательная база в области обеспечения безопасности дорожного движения. 1ч 3 Закон РФ «Правила дорожного движения» 1ч. Изучение правил дорожного движения. 26ч 4-7 Город, в котором мы живем. 4ч 8-11 Мы идем в школу. 4ч 12 Наша улица. 1ч 13-15 Движение пешеходов по улицам и дорогам. 3ч 16-19 Транспорт. 4ч 20-22 Дорога и ее составные части. 3ч 23-25 Дорожные знаки. 3ч 26-27 Светофор, его сигналы. 2ч Пропаганда безопасности дорожного движения. 4ч 30 Конкурс рисунков «Моя любимая улица» 1ч 31 Конкурс поделок «Светофорик». 1ч 32 Викторина «Мы – пешеходы» 1ч 33 Экскурсия на автобусе по городу. 1ч. Итого: 33ч Тематическое планирование кружка
«Юный пешеход».
2 класс 34 часа
№ Тема занятия Колич. часов дата
1 Введение. 1ч. Правовая культура 2ч 2 Законодательная база в области обеспечения безопасности дорожного движения. 1ч 3 Положение о деятельности отрядов ЮИД. 1ч. Изучение правил дорожного движения. 24ч 4-7 Повторение учебного материала по дорожной безопасности. 4ч 8-11 Мы идем в школу. 3ч 12 Общие правила перехода улиц и дорог. 2ч 13-15 Сигналы ( жесты) регулировщика. 3ч 16-19 Специальный транспорт. 3ч 20-22 Правостороннее движение. 3ч 23-25 Дорожные знаки. 3ч 26-27 Светофор на перекрестке. 3ч Пропаганда безопасности дорожного движения. 7ч 30 Конкурс рисунков «Мы - пассажиры» 1ч 31 Конкурс поделок «Веселые машинки». 2ч 32 Викторина «В мире безопасного движения» 2ч 33 Экскурсия на перекресток города. 2ч. Итого: 34ч Тематическое планирование
Кружка «Юный пешеход»
3 класс 34 часа
№ Тема занятия Колич. часов дата
1 Введение. 1ч. Правовая культура 2ч 2 Деятельность отрядов ЮИД..1ч 3 Закон РФ «Правила дорожного движения» 1ч. Изучение правил дорожного движения. 22ч 4-7 Повторение учебного материала по дорожной безопасности. 4ч 8-10 Мы идем в школу. 3ч 11-12 Обязанности пассажиров. 2ч 13-15 Движение пешеходов по улицам и дорогам. 3ч 16-18 Дорожная безопасность в различных погодных условиях. 3ч 19-20 Остановка и стоянка транспортных средств. 2ч 21-23 Дорожные знаки. 3ч 24-25 Элементы улиц и дорог..2ч Пропаганда безопасности дорожного движения. 9ч 26-27 Конкурс рисунков «Знающий пешеход» 2ч 28-30 Конкурс стихов и песен «Веселый Светофорик». 3ч 31-32 Викторина «Знатоки знаков» 2ч 33-34 Экскурсия на автобусе« Опасности
в городе». 2ч. Итого: 34ч Тематическое планирование кружка
«Юный пешеход».
4 класс 34 часа
№ Тема занятия Колич. часов дата
1 Введение. 1ч. Правовая культура 2ч 2 Законодательная база в области обеспечения безопасности дорожного движения. 1ч 3 Деятельность отрядов ЮИД. 1ч. Изучение правил дорожного движения. 23ч 4-7 Повторение учебного материала по дорожной безопасности. 4ч 8-11 Мы идем в школу. 3ч 12 Тормозной путь транспортных средств. 1ч 13-15 Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. 3ч 16-19 Велосипед. Правила безопасной езды на велосипеде. 3ч 20-22 Организация движения, технические средства регулирования движения. 3ч 23-25 Специальные дорожные знаки. 3ч 26-27 Светофорное регулирование. Проезд специальных транспортных средств. 3ч Пропаганда безопасности дорожного движения. 8ч 30 Конкурс рисунков «Бурлит в движенье мостовая…» 2ч 31 Праздник «Знай правила
движения, как таблицу
умножения!». 2ч 32 Викторина «Юный регулировщик» 2ч 33 Экскурсия на автобусе по городу. 2ч. Итого: 34ч Список литературы для учителя
Извекова Н.А. Правила дорожного движения: учебное пособие для 2 класса. – М: Просвещение, 1997.
Ковалько В. И.Игровой модульный курс по ПДД 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004.
Лаппо Н.В. 100 задач по правилам дорожного движения: ( для среднего школьного возраста). –Мн.: Народная асвета, 1981.
Маландин И.Г. Внимание, дети!- М.: Педагогика, 1985.
Петрова М.И. Будь внимателен на улицах города. – Т.: Начальная школа, 1968. - №8.
Правила дорожного движения. – М., 2010.
Репин Я.С. Дорожная азбука, - М.: ДОСААФ, 1980.
Рублях В.Э. Правила дорожного движения.: Учебное пособие для 1 класса, - М.: Просвещение 1985.
Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Изучение правил дорожного движения: Книга для учителя, - Мн.: Народная асвета, 1986.
Список литературы для обучающихсяАвтомобили Д.Корбетт; Пер. с англ. К.Толоконниковой. – М. : ООО «Издательство Астрель», 2002.
Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках. – М. :Школьная пресса, 2006.
Дитрих А.К., Юрмин Г.А. Почемучка – Детское справочное бюро. – М.: Астрель, 2002.
Дорохов А.А. Зеленый…Желтый…Красный! . – М.: Детская литература, 1984.
Мурзин В., Миролюбов С. Светофор, - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988.
Петрова М.И. Будь внимателен на улицах города. – Т.: Начальная школа, 1968. - №8.
Рыбин А.Л. Велосипедистам о безопасном дорожном движении. – М.: Транспорт, 1991.
Светофор: Сборник. Сост. Г. Юрмин. – М.: Детская литература, 1972.
Тарутин О.А. Для чего нам светофор. – Л.: Детская литература, 1980.