Программа по внеурочной деятельности Олимпийское движение


Краснодарский край Курганинский район г. Курганинск
(территориальный, административный округ (город, район)__Муниципальное общеобразовательное учреждение
(полное наименование образовательного учреждения)
средняя общеобразовательная школа №4
ПРОГРАММА
развития физической культуры и спорта, олимпийского движения
«Олимпийские игры начинаются в школе»
Автор: Этлешева Е.А.
учитель физической культуры.

г. Курганинск
2014г.
I. Актуальность
«Готовы к бою за серебро и золото,Душой и телом молоды, не боясь жары и холодаИдут гордо русские спортсмены.Давай победу! – ревут трибуны сочинской арены.Нам надо, чтобы мы о главном не забыли:»Детство и школьные годы – особый период в жизни человека, когда закладываются основы здорового образа жизни, организм настраивается на здоровый или «больной» образ жизни, у школьника вырабатываются нормы и привычки поведения. В современных условиях обучающиеся ограничены в движениях, что приводит к снижению у них естественной двигательной активности. При этом 3 урока физической культуры в неделю всего на 25% восполняют её необходимый объём. И эта, по исследованиям врачей, хроническая гиподинамия способствует развитию сердечно – сосудистых расстройств, увеличивает количество детей с избыточной массой тела, нарушениями в опорно - двигательной системе, патология зрения, всё чаще диагностируются аллергические заболевания, и уже не удивляет синдром хронической усталости.
Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок. Образовательные учреждения стремятся отвечать на новые запросы общества: формирование здорового образа жизни является одной из актуальнейших вопросов в системе обучения.
В МАОУ СОШ № 4 создана Программа системного подхода к решению проблем сохранения здоровья детей и подростков. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы он научился любить себя, людей, жизнь. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет здоров. «Чтобы оставаться здоровым, страдания надо нести» - так считал великий поэт Овидий, с которым сегодня согласится любой врач, понимающий связь между здоровьем и теми нелёгкими усилиями, которые надо приложить для его достижения. Большие достижения требуют большого труда. Школьники путем маленьких побед над собой, над своей ленью, будут двигаться к большим достижениям.
II. Цель и задачи Программы
Цель: Пропаганда здорового образа жизни, повышение двигательной активности школьников, приобщение их к олимпийскому движению.
Задачи:
1. Внедрять олимпийское образование среди школьников, родителей, педагогов.
2. Формировать негативное отношение к вредным привычкам.
3. Обучать школьников использованию двигательного опыта в организации активного отдыха и досуга и поведения в экстремальных ситуациях.
4. Привлекать родителей к систематическим занятиям физической культурой самим и вместе с детьми.
5. Организовать систематическую физкультурно-оздоровительную и спортивно – массовую работу в образовательном учреждении.
6. Развивать материально – техническую базу учреждения и создавать благоприятные условия для занятий физической культурой и спортом.
III. Сроки реализации Программы
I этап. Подготовительный – 2014 - 2015 г.г.
Анализ состояния;
Планирование реализации основных направлений Программы;
Создание условий реализации Программы;
Начало реализации Программы.
II этап. Основной – 2015-2016 г.г.
Поэтапная реализация Программы в соответствии с целями и задачами;
Промежуточный мониторинг результатов;
Корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами.
III этап. Заключительный 2016г
Завершение реализации Программы;
Мониторинг результатов;
Анализ результатов.
IV. Содержание Программы
I этап. Подготовительный – 2014 - 2015 г.г.

этапа Основные мероприятия Сроки
реализации Ответственные Результаты
1.1 Создание творческой группы учителей.
Разработка программы "От маленьких побед к большим достижениям». Утверждение на методическом совете школы. Август
2014г. Администрация, педагоги, Управляющий совет школы Программа «Олимпийские игры начинаются в школе»
1.2 Диагностика состояния здоровья обучающихся, их физической подготовленности.
Сентябрь – ноябрь 2014г. Психолог, медработник, учителя физической культуры Аналитические справки о состоянии здоровья и физической подготовленности обучающихся1.3 Формирование информационного банка данных о состоянии здоровья, физического развития и подготовленности, занятости школьников
Декабрь 2014г – январь 2015 Администрация,медработник, учителя физической культуры, классные руководители Банк данных о состоянии здоровья, подготовленности и занятости обучающихся
1.4
Повышение квалификации педагогических кадров по теме «Здоровый образ и олимпийское образование» Январь – февраль 2015г. Администрация, методические объединения классных руководителей Методические разработки, дидактические пособия по теме
« Здоровый образ и олимпийское образование»
1.4.1 Семинары:
«Здоровье школьников», «Профилактика употребления ПАВ, формирование здоровых привычек школьников», «Олимпиада начинается в школе» Март, апрель, май 2015г. Школьные методические объединения классных руководителей Методические разработки по ЗОЖ, олимпийскому движению, презентации, буклеты, информация на школьном сайте
II этап. Основной – 2015-2016 г.г.

этапа Основные мероприятия Сроки
реализации Ответственные Результаты
2.1 Создание доски почёта
«Наша гордость», «Наши достижения»,
Оформление стендовых экспозиций спортивных наград
Сентябрь
2015г. Заместитель директора по ВР, учителя физической культуры Доска почёта «Наша гордость», «Наши достижения», стендовые экспозиции спортивных наград
2.2 Оформление информационного стенда «Олимпийское движение» Октябрь
2015г. Совет клуба Информационный стенд «Олимпийское движение»
2.3 Заседания школьных методических объединений классных руководителей
" Учебная нагрузка. Режим дня школьника" Октябрь
2015г. Руководители школьных методических объединений Протоколы заседаний
2.4 Родительские собрания по вопросам воспитания здорового поколения «Здоровье и дети» Ноябрь
2015г. Классные руководители Материалы для родительских собраний
2.5 Обновление информационного банка данных о состоянии здоровья, физического развития и подготовленности, занятости школьников Ноябрь - декабрь
2015г. Администрация, педагоги, медицинский работник Информационный банк данных
2.6 Мониторинг физического развития обучающихся в соответствии с нормативами ГТО В течение учебного года Учителя физической культуры Протоколы сдачи норм ГТО
2.7 Создание и обновление банка данных спортивных достижений обучающихся В течение учебного года Учителя физической культуры, совет клуба «Комета» Банк данных спортивных достижений обучающихся
2.8 Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (зарядка, физминутки, динамические паузы, подвижные игры) В течение учебного года Дежурный класс по школе, совет клуба Информация для школьного сайта
2.9 Проведение спортивных часов в каникулярное время 4 раза в год Классные руководители 1 – 11 классов Фотоотчёты для сайта
2.10 Организация школьной спартакиады В течение учебного года Актив клуба «Комета» Выявление самого спортивного класса, самого активного спортсмена
2.11
Проведение спортивно – массовых мероприятий и соревнований По календарному плану школы Учителя физической культуры, актив клуба Отчёты о проделанной работе
2.11.1
Школьные спортивные соревнования:
Кросс «Массовый спорт»;
Неделя туризма (соревнования по технике пешеходного туризма, викторины, игры, конкурсы поделок из природного материала, конкурсы рисунков и плакатов);
Соревнования по баскетболу
Соревнования в рамках акции «Спорт вместо наркотиков» (эстафеты, матчевые встречи, подвижные игры);
Подвижные игры и эстафеты;
«А ну – ка, мальчишки!», «А ну – ка, парни!;
Многодневный турпоход;
Школьный этап «Президентские состязания»;
Школьный этап «Президентские спортивные игры»;
Школьный этап ГТО. 2.11.2
Участие в городских соревнованиях:
Акция «Кросс»;
Соревнования по технике пешеходного туризма Первенство города по шахматам;
Первенство города по шашкам;
Соревнования по баскетболу среди сборных команд;
Первенство города по футболу;
Туристко – краеведческая игра
Кубок по баскетболу среди сборных команд;
Соревнования по технике туризма «Юный спасатель»;
Соревнования по баскетболу среди 8 – 9 классов;
Кубок по баскетболу среди 7 – 8 классов;
Легкоатлетическая эстафета «Веселые старты»;
Легкоатлетическая эстафета, посвящённая Дню Победы;
«Турист» (соревнования по технике пешеходного туризма среди младших школьников»;
Военно – патриотическая игра «Зарница» (3 – 4, 5 – 6, 7 – 8, 9 – 10классы);
Летнийтуристический слёт «Школа безопасности»;
Муниципальный этап «Президентские состязания»;
Муниципальный этап «Президентские спортивные игры»;
По плану работы Управления образования
Учителя физической культуры
Отчёты, грамоты, призы
2.12 Проведение олимпийских уроков в школе: (предметные уроки, уроки физической культуры, классные часы и т.д.). В течение учебного года Учителя-предметники, классные руководители 1 – 11 классов Методические разработки уроков
2.13 Круглый стол по проблеме «Олимпийское образование» Январь
2015 Школьных МО классных руководителей
1 – 4, 5 – 8, 9 – 11 классов Протоколы заседаний школьных МО
2.14 Проведение конкурсов:
конкурс рисунков, посвященных олимпийскому движению «О, спорт, ты -мир!»;
акция «Спорт вместо наркотиков;
конкурс «Самый спортивный класс!»;
конкурс «Самый лучший спортсмен»
В течение учебного года Заместитель директора по УВР Подведение итогов конкурсов.
Выставка лучших работ
Награждение лучших обучающихся
2.15 Формирование и пополнение банка программно-методического материала по теме «Олимпийское образование» В течение учебного года Руководитель методического совета школы, руководители школьных МО Банк программно-методического материала по теме «Олимпийское образование»
2.16 Классные часы в 1 – 11 классах: «Как нужно относиться к своему здоровью», "Личная гигиена подростка", "Подросток в мире вредных привычек". В течение учебного года Медицинский работник Материалы медицинского работника для информационного вестника и школьного сайта
2.17 Участие педагогов в городских соревнованиях по плаванию, лыжным гонкам, туризму По плану работы Педагоги школы Отчёты, грамоты, призы
2.18 Ремонт спортивных сооружений
В течение учебного года Администрация, педагоги, Управляющий совет школы Спортивный инвентарь
III этап. Заключительный 2016г.

этапа Основные мероприятия Сроки
реализации Ответственные Результаты
3.1 День здоровья
«Малые Олимпийские игры» Сентябрь
2016г. Актив клуба, учителя физической культуры, классные руководители, родительский комитет Протоколы соревнований, информация на сайте
3.2 Освещение реализации программы на школьном сайте В течение учебного года Администрация Фотоотчёты
3.3 Выставка спортивных достижений спортсменов школы в школьном музее В течение учебного года Руководитель спортивного клуба «Комета» Кубки, грамоты
3.4 Обобщение и распространение опыта работы по реализации Программы среди образовательных учреждений города, среди участников воспитательно – образовательного процесса Второе полугодие
учебного года Методический совет школы Участие во Всероссийских , областных конкурсах, публикации на школьном сайте , интернет- сообществах
3.5 Подведение итогов реализации Программы
Май
2016 г. Директор, методический совет школы Использование здоровьесберегающих технологий, информационных ресурсов и технологий нового поколения, новых направлений работы с обучающимися различных групп здоровья на уроках физической культуры.Сравнительный мониторинг состояния здоровья обучающихся.
V.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Кадровые ресурсы
В школе работает стабильный педагогический коллектив, обладающий высоким уровнем профессиональной компетентности, что позволяет успешно решать все актуальные проблемы и реализовывать социальные запросы, образовательные потребности обучающихся и их родителей. Учителя физической культуры имеют высокий профессиональный уровень. Райнов Александр Викторович, Рябушенко Анатолий Ефимович, Этлешева Евгения Александровна. НА базе МАОУ СОШ № 4 работает тренер – преподаватель ДЮСШ Черкашин Николай Николаевич.
Материально - технические ресурсы
Материально - техническое обеспечение школы способствует развитию физической культуры и олимпийскому образованию. В школе имеется спортивный зал, стадион, спортивные площадки, медицинский кабинет, музей, столовая. Учебные кабинеты оснащены современным мультимедийным оборудованием. Работает кабинет социального педагога, психолога. Функционируют библиотека, укомплектованная учебной литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и обучающихся, читальный зал.
Методические ресурсы
Методические разработки учебных занятий, внеклассных мероприятий, внеклассных мероприятий педагогов по ЗОЖ и олимпийскому образованию.Методические рекомендации по олимпийскому образованию для классных руководителей и учителей - предметников.
Информационные ресурсы
Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников воспитательно-образовательного процесса, осуществляется через регулярное обновление информации на сайте школы, выпуск школьной газеты , информационных буклетов, информационный стенд «Олимпийское движение».
VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В цели и содержании образования:
Целью образовательной программы школы станет создание материально-технических, кадровых, мотивационных, информационных, научно-методических, социальных условий для здоровьесозидающей деятельности, массового привлечения обучающихся к занятиям спортом, олимпийского образования и просвещения.
В содержании учебных программ будут отражены вопросы олимпийской и параолимпийской тематики, разработана система здоровьесберегающего и физкультурно-спортивного воспитания, предусматривающая организацию олимпийского образования.
В методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса:
Программой предусматривается освоение педагогическим коллективом здоровьесберегающих технологий, информационных ресурсов и технологий нового поколения, разработка методик работы с обучающимися различных групп здоровья на уроках физической культуры, методик мониторинга состояния здоровья обучающихся, эффективности вводимых инноваций и качества образовательного процесса как качества его условий, процессов и результатов.
В формах и способах организации обучения и воспитании:
Через всю урочную деятельность будет проходить идея школьного олимпийского движения и проведения Олимпийских игр.
Будут разработаны формы организации здоровьесберегающей деятельности во время учебных занятий и перемен.
Одной из задач внеурочной спортивной работы является выявление одаренных детей, привлечение их к занятиям в ДЮСШ.
В воспитательной работе будут освоены такие новые способы организации жизнедеятельности коллективов обучающихся, как школьное олимпийское движение, волонтерство, проведение специальных акций (реклама, агитбригады). Все это войдет в систему работы по просвещению и популяризации спорта и здорового образа жизни наряду с классными часами, подготовкой массовых спортивных праздников.
В деятельности участников образовательного процесса: администрации, педагогов и обучающихся и их родителей:
Результатом реализации программы станет объединение всех участников образовательного процесса общей идеей проведения Олимпийских игр школы. Их деятельность будет формировать основу для здоровьесбережения, для олимпийского образования и просвещения. Будут заложены традиции общешкольного праздника«Малые олимпийские игры», совместного участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях обучающихся, педагогов, родителей,выпускников.
Предполагается повышение уровня
самостоятельности и активности школьников, повышение их функциональных возможностей, рост уровня физической подготовленности;
повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
Исходя из вышеизложенного, изменения в результате реализации Программы по развитию физической культуры и спорта, олимпийского образования «От маленьких побед к большим достижениям» по масштабности будут являться системными, охватывающими все направления деятельности МАОУ СОШ № 4.
VII. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса и субъектов образования:
обучающихся – в программах физкультурно-спортивной направленности основного и дополнительного образования, реализуемых дифференцированно с учетом их индивидуальных особенностей, в обеспечении их здоровьесбережения, достаточного уровня физической активности, в олимпийском образовании и просвещении, в созданных условиях для роста и становления успешной и конкурентоспособной личности;
родителей – в обеспечении условий для максимального развития детей в соответствии с их потенциальными возможностями;
педагогического коллектива – в обеспечении возможностей повышения профессиональной компетентности, дополнительных возможностей творческой самореализации в образовательном процессе, в решении проблем профессионального выгорания педагогов;
образовательного учреждения – в позиционировании на рынке образовательных услуг как образовательное учреждение, внедряющее инновационные образовательные программы, создании позитивного имиджа, повышении конкурентоспособности.
VIII.ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
№ Наименование показателя Единица измерения Целевой ориентир
11 Удовлетворенность обучающихся количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной направленности, участием в олимпийском движении, олимпийским образованием % Не менее 90
22 Удовлетворенность родителей количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной направленности, участием обучающихся в олимпийском движении, олимпийским образованием % Не менее 80
33 Удовлетворенность педагогического коллектива количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной направленности, участием обучающихся в олимпийском движении, олимпийским образованием % Не менее 90
44 Доля обучающих участвующих в испытаниях по нормативам физической подготовленности (ГТО) % Не менее 92
55 Доля обучающих принимающих участие в спортивно – массовых и физкультурно–оздоровительных мероприятиях школы % Не менее 90
66 Доля обучающихся основной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом, олимпийским движением школы % 100
77 Доля семей, посещающих спортивные мероприятия школы от общей численности семей обучающихся % Не менее 20
88 Доля учителей, освоивших и применяющих здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии % 100
99 Включенность педагогов и персонала школы в работу по реализации инновационной общеобразовательной программы % 100
110 Доля педагогов, систематически занимающихся в спортивных и оздоровительных группах % 60
111 Включенность участников образовательного процесса в ЗОЖ и олимпийское образование % 90
112 Снижение пропусков занятий в связи с заболеваемостью обучающихся детоднейНе более 7
113 Доля сотрудников, не имеющих больничных листов в течение ученого года от общего числа сотрудников % Не менее 80
114 Доля выявленных обучающихся, показывающих высокие спортивные достижения Чел. 50
115 Обеспеченность материально-техническим оборудованием для организации здоровьесберегающей деятельности, просветительской работы % Не менее 100%