Конспект урока по окружающему миру на тему Разнообразие растений ( 3 класс)


Тема: Разнообразие растений
Цель урока: сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.
 Задачи:
Предметно-информационные:
знакомство с классификацией растений.
изучение основных признаков групп растений.
Деятельностно-коммуникативные:
развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку;
развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи,  умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
Ценностно-ориентированные:
развитие любознательности, наблюдательности, чувства  гармонии человека с природой, формирование основ экологической культуры 
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в группах.
Ход урока:
I Организационный момент
а) Психологический и эмоциональный настрой
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.
СЛАЙД 1
« Природа милая,
  Тебе одной я внемлю,
 Ты подарила мне
 И небеса, и землю,
 И их помощником
 Я буду век за веком,
  Лишь оттого, что я
  Родился человеком».
                       М.Чоконаи.
б)- Однажды один ученик сказал: «Вот вырасту и открою какое-нибудь живое существо. Только бы не опоздать!»
Я думаю что, каждый из вас хотя бы раз думал об этом. И это хорошо. Ученые предполагают, что на нашей планете должно быть открыто около сотни новых птиц и около двух миллионов видов насекомых. Это только на Земле!  А в море? В глубинах океанов? Сколько там животных, растений, которые еще не попали на глаза человеку! А что растет  в нашем лесу, на полянке? Мы даже этого не знаем! Научитесь открывать!   Смотрите на природу добрыми  глазами человека!    И вы сделаете много удивительных открытий. Одно открытие уже ждёт нас сегодня на уроке.
- Сегодня я предлагаю вам вновь открыть работу нашей МАЛОЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ. СЛАЙД2
Вы ,ребята , будете младшими научными сотрудниками МНИЛ. А чтобы узнать о чем мы будем говорить с чем будет связано наше открытие мы должны разгадать загадку.
в)Загадка
Дышит, растет,А ходить не может?
(Растение)
– Куда бы мы не посмотрели, повсюду нас окружают растения. Они  растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Растения поселились в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.С глубокой древности человек, собирая, а затем ,возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Ещё тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав кроссворд.
г)СЛАЙД 3 Кроссворд

Дерево, дающее плоды – желуди.
Цветок для гадания.
Зелёный ковер земли.
Хоть не огонь, а жжётся.
Беленькие горошки на зелёной ножке.(Ландыш)
а) О ней говорят “плакучая”.
б) Кудри в речку опустила , и о чем- то загрустила.
7. В поле у овражка, красная кашка.
8.Красивый  цветок красного цвета семена которого используют в кулинарии.
СЛАЙД 4
БОТАНИКА - наука о растениях. Изучает жизнь, строение, жизнедеятельность ,условия обитания, происхождение и эволюционное развитие растений. Название этой науки происходит от греческого слова
«ботане»- трава,растение.
II.Актуализация опорных знанийа ) - Учёные  утверждаютиспользуется для отопления. Из волокна растений, что растения – живые организмы.А как вы думаете, это действительно так? Назовите признаки жизни растений.
СЛАЙД 5 (Дышат,питаются,размножаются,умирают)
- Что дают  растения человеку? Ответы детей.
(Растения - источник пищи и кислорода. Древесина используется в строительстве, изготовлении мебели, бумагии Сообщение ученика: Растения – единственный источник пищи и кислорода. Некоторые животные поедают листья, плоды, молодые побеги растений, древесину. Хищные виды питаются другими животными. Так складываются в природе первичные и вторичные цепи питания. Но лишь растения способны создавать пищу. Человек также использует растения в пищу.  Кроме того, древесина идёт на строительство домов, для изготовления мебели, бумаги, используется для отопления. Из волокна растений вырабатывают  ткани, мешковину, канаты, а также многие лекарства Например настойка женьшеня, облепиховое масло .Послушаем ,что нам об этом расскажет ………..
Сообщение ученика: Растения – единственный источник пищи и кислорода. Некоторые животные поедают листья, плоды, молодые побеги растений, древесину. Хищные виды питаются другими животными. Так складываются в природе первичные и вторичные цепи питания. Но лишь растения способны создавать пищу. Человек также использует растения в пищу.  Кроме того, древесина идёт на строительство домов, для изготовления мебели, бумаги, вырабатывают  ткани, мешковину, канаты, а также многие лекарства.Напримернастойка женьшеня, облепиховое масло .
- На какие 3 группы вы можете разделить растения по внешнему виду?СЛАЙД 6
(Деревья, кустарники,трава.)Какие части растения вы знаете?
III. Практическая работа.СЛАЙД 7
Определите орган, который укрепляет растение в почве. /Корень/
У дерева он один, а у кустарника – много. /Стебель/.
Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. /Лист/.
Яркий, благоухающий… /Цветок/.
Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка. /Плод/.
Из него вырастает новое растение. /Семя/.
б) - Ребята, как вы думаете, все ли растения имеют названные части?- Учёные-ботаники делят царство растений на группы.
СЛАЙД 8 (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)
– Что такое группа растений?
( Это растения с определенными свойствами, похожими по внешнему вид и строению)
СЛАЙД 9Словарик:Группа растений – растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков растений.
– А вы можете сказать по каким признакам учёные разделили растения на группы?– Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Попробуйте сформулировать цель урока.
СЛАЙД 10Цель нашего урока – познакомиться с группами растений и их признаками.
IV. Физминутка- Ну что же, вы внимательно и активно поработали и прежде ,чем перейти к следующему заданию, немного отдохнем: выполним упражнения, так как дальше вам придётся много и напряжённо думать.
V. Стадия осмысления
а) – Сегодня вы ,учёные - исследователи , много о растениях узнаете сами , прочитав текст который лежит перед вами и ответив на вопросы к содержанию текста. Работать будем в группах . Давайте повторим правила работы в группе.
б)Правила работы в группе:
- перед работой нужно договориться, кто и что будет делать;
- не говорить всем сразу;
- учиться разговаривать вполголоса;
- не спорить зря, а доказывать, объяснять.
в) Работа в группах:СЛАЙД 11
1группа - водоросли.
2 группа - мхи.
3 группа - папоротники.
4 группа - хвойные.
5 группа - цветковые.
Перед каждым учеником лежит текст с вопросами к содержанию текста. Дети читают текст о растениях о своей группы и готовят ответы на вопросы, находят иподчёркивают  отличительные признаки и заполняют свою графу таблицы
С/р работа в группах
Выступления представителей от каждой группы
 (по ходу мини - сообщения о растениях, которые делают заранее подготовленные ученики)
г) 1-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Где встречаются водоросли?
-Какого они размера?
-Какой вид они имеют?
СЛАЙД12Водоросли
Водоросли – это жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Некоторые имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи похожи на длинные бурые ленты (например, морские капусты).
Водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Живут они в основном в воде. Водоросли могут окрасить воду. Например,
Красное море называется так потому, что водоросли, растущее здесь, большинство красного цвета.
- Почему водоросли выделены в отдельную группу?
(У водорослей нет органов,они живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью)
********************************************************
2-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Где растут мхи?
-Какие части они имеют?
-Много ли их на свете?
СЛАЙДМхи
Мхи это низкорослые растения, стелющиеся по земле. Растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них нет корней, цветков и плодов с семенами. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью эти споров мхи размножаются.
- Чем мхи отличаются от других растений?
(Имеют только стебель и листья, при помощи которых добывают воду и минеральные вещества, размножаются спорами)
**********************************************************
3-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Как легко узнать папоротников?
-Какие части у них есть?
- Много ли их на свете?
СЛАЙДПапоротники
Папоротники, знакомые многим, как декоративные комнатные или садовые растения растут и в дикой природе, в лесах, даже в тундре. Их легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Говорят, что когда-то у папорот-ников стебли были одеревеневшими. Поэтому думают, что они были деревьями. Папоротники растут в сырых местах, очень жизнеспособны. Их на свете более 10 тысяч видов. Это не так уж много.
- Как можно узнать папоротники? Чем отличаются они от других растений? (обитают во влажных лесах, есть корень, стебель под землей, листья; размножаются спорами)
**********************************************************
4-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Назовите несколько элементов хвойных растений.
-Какие у них листья?
-Каких частей у хвойных растений не бывает?
-Где созревают семена у хвойных растений?
СЛАЙДХвойные растения
Хвойные растения - это сосна, ель, можжевельник, кедр, пихта и другие. Хвоинки – это их листья. У хвойных растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена. С помощью этих семян они и размножаются. Хвойных растений всего около 600 видов. Это - мало. Но зато они самые долгожители. Они могут жить больше 3 тысяч лет.
- Чем отличаются хвойные от других групп растений?
(есть корень, стебель, листья-хвоинки; размножаются семенами)
**********************************************************
5-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Какие части у них есть?
- Много ли их на свете?
-Где созревают семена у цветковых растений?
СЛАЙДЦветковые растения
Первые цветущие растения украшали Землю 150 миллионов лет назад.
Цветковые растения – деревья, кустарники, травы, у которых в результате развития появляются цветки. Имеют корни, стебель, листья, плоды и семена. Их можно встретить и в лесу, и в воде.
 Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Насчитывают около 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды.
Почему цветковые выделили в особую группу?
(все цветковые растения имеют одинаковое строение: корень, ствол, лист, цветок, плод с семенами.)
Слайды
VI .Коллективная проверка заполнения таблицы
- Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определенными признаками.
-Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:
- Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему? (Водоросли)
- Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений?(Высшие растения.)
- Пользуясь столбиком «Размножение», разделите растения еще на 2 группы
-Какие группы растений мы отнесем к нецветковым?
(Цветковые и нецветковые)
(Объединяют растения в «Споровые» и «Семенные»)
Группы
растений Стебли Листья Цветы Корни
Плоды и
семена Размножение
Низшие растения Водоросли - - - - - спорами
Высшие растения Мхи + + - - - спорами
Папоротники + + - + - спорами
Хвойные
растения + +
хвоинки - + +
шишки семенами
Цветковые растения + + + + + семенами
VII. Обобщение знаний.
а) Закрепление знаний
- Итак ,вы , как настоящие ученые ,изучили признаки различных групп и видов растений и теперь сами сможете различать различать растения. Давайте посмотрим ,как у вас это получится. Выберите лишнее растение и объясните ,по каким признакам оно отличается.
(Ребята выбирают лишнее растение, объясняют свой выбор)
б) Рефлексия
- Сегодня мы лишь чуть - чуть приоткрыли двери в увлекательное царство растений. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно Уважаемые юные сотрудники лаборатории нашу работу мы должны закончить научным докладом
Что нового узнали в лаборатории?
Чему научились в лаборатории сегодня?
Понравилось ли работать в лаборатории?
Хотели бы еще раз побывать в лаборатории?
VIII. Домашнее задание.
Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.
Для всех:
1. Прочитать в учебнике статью на стр. 54 – 58.
Для юных ученых:
Подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы:
Творческие работы:
сочинить сказку, стихотворение, загадку, составить кроссворд, синквейн.
IX. Заключение урока.
И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.