Эффективность использования социальных сетевых сервисов — блогов, социальных сетей и сетевых сообществ в обучении информатике обучающихся .


Эффективность использования социальных сетевых сервисов - блогов,
социальных сетей и сетевых сообществ
в обучении информатике обучающихся
Емельянова О.С.,
Поволжская государственная
социально-гуманитарная академия
Аннотация к статье: в статье рассматривается образовательный потенциал популярных российских социальных сетевых сервисов ( в частности блогов, социальных сетей и сетевых сообществ), анализируется опыт их использования в учебном процессе учебных заведений.Ключевые слова: социальные сетевые сервисы, социальные сети, блоги, сетевые сообщества, образовательные технологии, непрерывное обучение, личностно-ориентированное обучение.
The effectiveness of the use of social media - blogs, social networks and online communities in teaching computer science students.Emelyanova O. S.
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
Article abstract: the article considers educational potential of popular Russian social network services (including blogs, social networks and online communities), examines the experience of their use in educational process of educational institutions.Keywords: social network services, social networks, blogs, online communities, educational technology, lifelong learning, student-oriented training.
На сегодняшний день такие социальные сетевые сервисы, как социальные сети, блоги и сетевые сообщества достаточно хорошо освоены в учебной практике образовательных учреждений. Современное педагогическое сообщество активно осваивает технологии социальных сетевых сервисов.
Для начала определимся с понятием «социальный сетевой сервис». Это виртуальная площадка, которая связывает людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть и сети документов. [1] Сетевые сервисы объединяют такие условия, как: создание собственной странички со своими данными, добавление себя в социальные группы (где учится, работает и т.п.), поиск своих друзей в сетевом сервисе, добавление в друзья, ведение диалогов с помощью сообщений на сервисе, комментирование и оценивание записей людей, зарегистрированных в сервисе, лента событий с информацией о друзьях и их действиях.
Социальный сетевой сервис включает в себя множество компонентов, но мы остановимся только на трех, самых важных. Первый из них – социальные сети. Социальная сеть – это онлайн-сервис, сайт, позволяющий создавать социальные связи, строить взаимоотношения, распространять информацию и др. [2] Среди характерных черт социальных сетей выделяют обширные возможности - передача информации текстом, медиа, микроблоги и сообщества, указание на карте мест событий, отметка знакомых людей на фотографиях. Владелец странички социальной сети может заполнить всю информацию о себе и знакомым этого человека будет проще найти его. Структура поиска людей состоит в отборе людей по наличию связи (друзья, знакомые, родственники), а только потом – по сходству интересов и сообществам. Записи на стене пользователя располагаются по дате их добавления. Есть возможность закрепления записей.
Социальные сети «Одноклассники»[3], «В контакте»[4], «В кругу друзей»[5], «Мой Мир»[6] с момента появления создавались в качестве развлечений. Но со временем, разрастаясь до огромных масштабов, они приняли на себя важную роль в достижении образовательных целей.
По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими. Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет.
По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются «Одноклассники», «В контакте», «Мой мир», причем «В контакте»отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85%. «В контакте» является лидером по активности посещения проекта: 45% зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70% – чаще одного раза в день; Каждый третий участник «В контакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени. [7] Видя такие результаты, можно сделать вывод, что «В контакте» - самая популярная социальная сеть для молодежи.
В настоящее время общество способствует появлению образовательных и научных социальных сетей. К примеру, « Facebook»[8] признан одним из наиболее эффективных ресурсов для обучения и развития обучающихся. Также данная сеть позволяет педагогам моделировать курсы для школьников, а также оставаться на связи со своими коллегами по работе.
Специалисты по организации конференций компаний Adobe и Cisco нашли инструмент социальных сетей очень удобным для участников конференций. Замечено, что школьникам интересно и удобно изучать предметы, пользуясь различными сервисами Интернет-технологий.
Возможности социальных сетей еще недостаточно оценены многими методистами в качестве педагогических средств обучения. Скорее социальные сети воспринимаются людьми как среда для развлечений и проведения свободного времени. Но на сегодняшний день существует не мало примеров использования социальных сетей в образовании ( решение разнообразных задач, возможность коллективной работы обучающихся, ведение проектной деятельности на протяжении некоторого времени, возможность международного обмена. Социальные сети помогают адаптироваться обучающимся в научно-образовательной стороне, способствуют мобильному непрерывному образованию и самообразованию, представляют возможность ведения сетевой работы школьников, у которых нет возможности находиться рядом ( например они находятся в разных городах, странах). Среди преимуществ использования социальной сети в качестве учебной площадки выделены: непрерывность учебного процесса; привычная среда для обучающихся; видимость фамилии и имени обучающихся; возможность создавать сетевой учебный контент с помощью технологии Wiki; мгновенное обсуждение проблемы в группе (на стене, в диалоге); просмотр видео и аудио-материалов вместе с участниками группы; возможность совместной работы школьников над заданием; удобство использования социальных сетей для работы над проектом; представление своей странички в качестве портфолио ( как для обучающегося, так и для преподавателя); слежение активности участников через ленту друзей. Социальные сети имеют довольно удобный и понятный интерфейс, которым пользуется большинство учащихся, ведь практически каждый из них зарегистрирован в социальных сетях. Таким образом, им уже не нужно привыкать к данным сервисам и тратить на это время. С помощью мультимедиа в рамках коммуникативного пространства существенно помогает при загрузке и просмотре в учебной группе видео и аудио, а также приложений. Кроме того, социальные сети широко используются в процессе поддержания отношений между участниками конференций, семинаров и олимпиад, летних школ, а это в свою очередь помогает улучшить эмоциональные характеристики группы и качественный обмен своими интересами, идеями и замечаниями. [9]
Теперь рассмотрим такой социальный сетевой сервис, как «блог». Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. [10]
Перечислим характерные особенности блогов: характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями. Это делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами; записи отсортированы по дате добавления (самые ранние посты находятся сверху); при желании пользователь может закрепить запись на постоянное место; присвоение тегов (ярлыков) постам, что позволяет группировать записи по темам. Блоги имеют странички в верхнем меню «Об авторе», «Оглавление», «Контакты», которые видны на протяжении заполнения всего блога. Существуют несколько разделов блогов. По авторству это личный (один автор), коллективный (два и более авторов), корпоративный (например его ведут сотрудники организации) блоги. По размещению нам известны автономный блог (размещен на самостоятельном сервере), размещенный на блог-платформе (пространстве на сервере) - например, «Twitter»[11] и «Blogger»[12]. Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность. Каждый ученик – участник может создать свой блог как электронную тетрадь. Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Блог дает возможность коллективно оценивать процесс и результат работы, наблюдать за развитием каждого обучающегося и оценивать его вклад в творчество коллектива. Таким образом, взаимодействие школьников в блогах способствует непрерывности учебного процесса вне школы. Блоги имеют удобный и понятный интерфейс, что конечно же облегчает процесс адаптации к новому коммуникативному пространству.
Использование блогов в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышению мотивации обучающихся в учебной деятельности, развивает творческие способности. Все это положительно сказывается на формировании знаний и умений школьников. Использование сетевого пространства позволяет также поддерживать связь между преподавателем и родителями.
Однако при положительных моментах использования социальных сетей и блогов существуют ряд проблем в образовательном процессе. Например, зачастую отсутствует сетевой этикет участников, проявляется невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателя, трудозатраты по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя, частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий. Кроме того, преподавателю нужно ответственно относиться к обучаемой аудитории и знать, какую учебную площадку предоставить школьникам. При решении данных проблем необходимо создавать такие условия для преподавателей, как повышение информационной квалификации, материальная поддержка педагогов, занимающихся разработкой новых идей и технологий, разработка эффективных методик применения социальных сетей в образовательном пространстве.
Сетевое сообщество  - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. [13] Сетевые сообщества строятся на основе чатов, конференций, блогов, форумов. Именно использование этих сервисов и объединяет их с социальными сетями. Основной целью сообщества в образовании является подготовка учителей для профессиональной деятельности в сети Интернет. В сети преподаватели находят множество рекомендаций, учебных планов, методических разработок по проведению занятий и кружков – олимпиад, проектов, конференций на просторах интернета. Сетевые сообщества содержат отдельные тексты, фотографии, видеофрагменты и базы данных, которые создаются членами сообществ. В сетевом сообществе возможны такие действия, как создание материалов и размещение их в сети, оценивание, проведение семинаров, олимпиад и конкурсов в сообществах, общение между участниками сообществ, коллективное взаимодействие.
Рассмотрим такое сетевое сообщество, как проект "Открытый класс"[14], который ориентирован  на обучение и воспитание обучающихся на старшей ступени общего образования, заключенного по итогам конкурса между Федеральным агентством по образованию и Национальным фондом подготовки кадров (г. Москва). Направленность проекта – обеспечение качественного образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ, которые занимаются распространением электронных образовательных ресурсов и введением методик их использования. Проект помогает добиться удобства для жизни и работы учителей, их учеников и родителей; обсуждать, создавать, просматривать, оценивать различные ресурсы Интернета в сообществах; организовать проектную деятельность для обучающихся; делиться своими идеями и помогать другим в этом.
Рассмотрим недостатки сетевых сообществ на примере проекта «Открытый класс»: при размещении записей отсутствует экспертное оценивание; структурирование материалов идет в хронологическом порядке, а было бы удобнее в тематическом; «копилка» неактуальных файлов, которые можно было бы удалить, из-за чего возникает неудобство перемещения по сообществу и низок просмотр других файлов.
Социальные сети и сетевые сообщества объединяет то, что они созданы для диалога и взаимодействия участников по интересам и предпочтениям с помощью интернета. Также в данных сервисах схожа внутренняя организация сетей; при помощи обоих сервисов, участники из разных уголков стран могут общаться и решать образовательные вопросы между собой. Но все же, социальные сети более расположены к общению и обмену ссылками, а сетевые сообщества способствуют обмену опытом, обучения и повышения квалификации преподавателей.
Таким образом, перспективы развития социальных сетей, блогов и сетевых сообществ очевидны и ведут к повышению доступности качественного образования для всех участников образовательного процесса. Подтверждена эффективность их использования в учебных заведениях. Обучающиеся нового поколения желают не только получать новые знания, но и создавать и развивать их самостоятельно - записывать музыку, организовывать анимационное видео, выкладывать видеоклипы в YouTube, фотографировать (сервис Flickr) и создавать свои страницы в Facebook, играть в видео-игры в сообществах, читать и оставлять комментарии в блогах и социальных сетях.
Список литературы:
[1] - «Академик», портал словарей [Электронный ресурс] - сайт. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1334827 (дата обращения 17.05.2015)
[2] - Сервис "CY-PR.com" , портал определений [Электронный ресурс] -сайт. - URL: http://www.cypr.com/wiki/ (дата обращения 17.05.2015)
[3] - Социальная сеть “Одноклассники” [Электронный ресурс] - сайт. - URL: http://www. ok.ru/ (дата обращения 18.05.2015)
[4] - Социальная сеть “В контакте” [Электронный ресурс] - сайт. - URL: vk.com (дата обращения 18.05.2015)
[5] - Социальная сеть “В кругу друзей” [Электронный ресурс] - сайт. - URL: vkrugudruzei.ru (дата обращения 18.05.2015)
[6] - Социальная сеть “Мой мир”[Электронный ресурс] - сайт. - URL: my.mail.ru (дата обращения 18.05.2015)
[7] - портал опросов и сводок [Электронный ресурс] - сайт. - URL: http://faraa.ru/publ/7-1-0-115 (дата обращения 18.05.2015)
[8] - Социальная сеть “Фэйсбук” [Электронный ресурс] - сайт. - URL: facebook.hu (дата обращения 18.05.2015)
[9] - Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности [Электронный ресурс] - сайт. - URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067 (дата обращения 18.05.2015)
[10] - «Википедия», образовательный портал [Электронный ресурс] - сайт. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EB%EE%E3 (дата обращения 18.05.2015)
[11] - Социальная сеть “Твиттер” [Электронный ресурс] - сайт. - URL: twitter.com (дата обращения 18.05.2015)
[12] - Платформа для ведения блога “Блоггер” [Электронный ресурс] - сайт. - URL: blogger.com (дата обращения 18.05.2015)
[13] - «Letopisi.Ru» , образовательный проект [Электронный ресурс] - сайт. - URL: http://letopisi.org/index.php/% (дата обращения 18.05.2015)
[14] - Сетевое сообщество школьных библиотекарей: "Открытый класс" [Электронный ресурс] - сайт. - URL: http://www.openclass.ru/ (дата обращения 18.05.2015)